К двухкомпонентным (пред/мощник) стереосистемам любители музыки давно привыкли. Совершенно иное положение в мире домашних кинотеатров: здесь почти безраздельно царствует AV-ресивер. Впрочем, некоторое время назад его монополии был нанесен сокрушительный удар — фирма Yamaha выпустила 11-канальные AV-процессор и усилитель мощности.

Появление в топовом семействе AVENTAGE многоканальной аудиопары застало врасплох не только конкурентов, но и поклонников уважаемой фирмы. Дело в том, что подобные компоненты отсутствовали в ее арсенале более четверти века (последний раз такие модели — разумеется, стереофонические — сошли с конвейера компании в 1987 году), и все были уверены, что Yamaha безоговорочно предпочитает полный усилитель совокупности преда и мощника. Но недаром говорят, что традиции создаются, дабы их нарушать.

Дизайн аппаратов можно назвать гимном симметричности: считать левую половину фасада процессора зеркальным отображением правой мешает лишь диаметр поворотного переключателя входов — он меньше, чем у регулятора громкости. Центральный элемент передней панели мощника — подсвеченная кнопка включения.

Взглянув на переднюю панели CX-A5000, даже искушенный знаток аппаратуры домашнего кинотеатра примет его за AV-ресивер. Как же иначе? Высота корпуса этого процессора приближается к 20 см, а по внешности фасада модель практически неотличима от других представителей AVENTAGE с четырехзначными индексами (например, RX-A1030). Органы управления и коммутации скрыты за откидывающейся шторкой. В их числе кнопки для работы в меню, включатели темброблоков, двунаправленные коромыслица настройки тюнера, клавиши доступа к зонам 2–4, кнопки SCENE, порт HDMI (поддерживается MHL) и интерфейс USB (совместим с iOS-гаджетами, а также с любыми HDD-накопителями, т.к. выдает по шине питания до 2,1 А), гнезда наушников (6,3 мм) и микрофона системы автокалибровки YPAO (3,5 мм) плюс классический AV-вход с терминалом Toslink.

Если осмотреть процессор с тыла, сходство с ресивером вновь окажется разительным, только вместо акустических клемм здесь стоят балансные выходы 11 каналов. Разумеется, есть соответствующие (11.2) несимметричные выходы. Не будет проблем и с подключением процессора к многокомнатной системе — предусмотрены входы/выходы внешних ИК-датчиков, терминал RS-232 и два выхода релейного сигнала 12 В. Также имеются разъемы для WiFi-адаптера YWA-10 и Bluetooth-адаптера YBA-11.

У процессора в наличии семерка входов и два выхода HDMI, четыре входа и выход компонентного видео, три AV-входа и выход с коммутацией не только композитного, но и S-Video-сигнала, вход Phono, дополнительные линейные стереовходы и многое другое вплоть до балансного входа, гнезд USB и Ethernet. Соединить процессор с мощником можно как по балансной, так и по несимметричной шине.

Заглянув под капот процессора, наши эксперты поняли, что к проблеме уменьшения помех и наводок (в том числе механических) инженеры отнеслись с максимальной серьезностью. В частности, топология схем и разводка цепей проектировались так, чтобы укоротить пути прохождения сигналов (3-слойная плата; полностью раздельные цепи обработки видео, цифрового и аналогового аудио), а жесткость шасси повышена посредством дополнительной рамы в нижней части корпуса и наличия не четырех, как обычно бывает, а пяти ножек-опор. Узел цифроаналогового преобразования спроектирован по технологии Pure Ground (дословно «чистая «земля»»), способствующей повышению помехоустойчивости. Центральным элементом узла являются установленные во всех каналах ультраЦАПы ES9016 SABRE32 (32 бит/192 кГц) от ESS Technology. Тракт аналогового предусиления организован на высококлассных «операционниках». Штатный видеопроцессор способен довести разрешение любого сигнала до 4К. По HDMI поддерживается не только обратный аудиоканал (ARC), но возможность в режиме Standby пропускать сигнал с источника на монитор.

На тыловой панели усилителя мощности располагаются, образно выражаясь, две футбольные команды входов — балансных и несимметричных (закрыты заглушками, поэтому не сразу заметны) и позолоченные акустические клеммы.

Мы незаметно перешли от конструктивных к функциональным возможностям ресивера. Они настолько обширны, что разговор пойдет лишь о самых существенных. Фирменная технология обработки видеосигнала позволяет изменять несколько характеристик последнего вплоть до улучшения детализации и выделения контура объектов. Информацию, потерянную при компрессии аудиофайлов, успешно восполняет режим Compressed Music Enhancer. Есть возможность выбрать один из трех вариантов цифровой фильтрации. Технология CINEMA DSP HD3 в 11-канальной конфигурации (7.1 + каналы Front/Rear Presence) придает звучанию дополнительное — вертикальное — измерение. 33 DSPрежима превратят вашу гостиную в знаменитый нью-йоркский джаз-клуб, венскую филармонию или органный зал кафедрального собора во Фрайбурге. Четыре кнопки, объединенные названием Scene (есть не только за дверцей на фасаде, но и на ПДУ), фактически обеспечивают выбор источника — после «привязки» необходимого входа и установки DSP-режима. Именно поэтому тыловые гнезда носят отвлеченные наименования (AV1, Audio 2 и т.п.). В результате, один раз настроив входы, вы будете без хлопот переключать CX-A5000 на работу с телевизором или ВD-плеером. Доступно 12 таких сценариев, причем четыре можно назначить для второй зоны. Вписав процессор в локальную сеть, вы сможете передавать на него разнообразные аудиофайлы (вплоть до WAV или FLAC 24 бит/192 кГц) с компьютера или сервера. Поддерживается AirPlay, а также интернет-сервисы типа vTuner. Система автокалибровки YPAO-R.S.C. позволяет расширить зону окружающего звучания посредством замеров поступающего с громкоговорителей сигнала в нескольких (до восьми) точках.

Внутреннее устройство процессора.

Несколько слов об управлении процессором. Иерархия русифицированных экранных меню выстроена очень логично. Штатный пульт ДУ способен командовать практически любым компонентом AV-системы. Процессором же можно управлять и с портативного устройства на базе платформы iOS или Android, если загрузить на гаджет бесплатное приложение Yamaha AV Controller. Оно подойдет и для работы с многозонной системой.

Обратимся к усилителю мощности. В основу его конструкции положены решения, применявшиеся в знаменитом ресивере RX-Z11. Корпус имеет двойное днище из стальных противовибрационных пластин толщиной 1,6 мм, а также автономные верхнюю и боковые алюминиевые панели, усиливающие механическую прочность. Массивные амортизаторы эффективно гасят внешние колебания. Устойчивости всей конструкции способствует дополнительная опора в центре днища. Схемотехника реализована так, что левые каналы усиления физически и электрически изолированы от правых. Усилители представляют собой трехкаскадные схемы Дарлингтона с обратной связью по току. Они точно передают фазу всех гармоник входного сигнала и стабильно работают с АС, имеющими большие колебания импеданса в зависимости от частоты. Блок питания с заказным тороидальным трансформатором и батареей конденсаторов большой емкости (27000 мкФ) способен отдавать в нагрузку значительный ток.

Усилитель мощности, вид изнутри.

CX-A5000 и MX-A5000 соединяются как по несимметричной, так и по балансной шине. Мало того, можно направить два усилителя на работу с одной колонкой, подключив ее по схеме bi-amping. При желании владелец комплекта CX-A5000/MX-A5000 в состоянии создать 5-канальный кинотеатр, все АС которого будут функционировать в режиме bi-amping’а.

Именно такую систему — с пятеркой мощных напольников, подсоединенных по bi-amping’у — мы и прослушивали (соблазн упустить столь редкую, если не сказать уникальную, возможность был слишком велик). Прежде чем поделиться восторгами, оговоримся: фронтальная и тыловая стереопары должны быть одинаковыми, а центральная АС — тщательно подобранной к ним по тембральным особенностям. Только в этом случае получится действительно «бесшовная» звуковая сцена, и зрители/слушатели окажутся в самой гуще акустических событий. В нашем случае сабвуфер не понадобился. Штатная акустика выдавала такой бас, что мы — опасаясь за сейсмоустойчивость стен нашей лаборатории — спешно прекратили использовать саундтрек «2012» в качестве тестового. Чуть менее напористая дорожка блокбастера «Начало» прошла на ура — эксперты непроизвольно уворачивались от виртуальных пуль, так реалистично система отрабатывала их траектории.

Пульт ДУ процессором — программируемый с возможностью обучения, оснащен подсветкой и небольшим ЖК-дисплеем (на нем высвечивается название устройства, которым ПДУ командует в данный момент).

Прослушивая музыкальные стереозаписи, мы в первую очередь учитывали то, как система передает атмосферу трека (сомнений в четкости локализации образов уже не было). И это испытание было пройдено с блеском. При воспроизведении нашего любимого трека Madonna Сhoral явственно создавалось ощущение, что задействованы не две фронтальных, а все пять АС (без точной передачи мельчайших фазовых нюансов сигнала это было бы невозможно). Если вы считаете себя сторонником бескомпромиссных AV-решений и готовы выделить под кинотеатр отдельное помещение, ваша мечта сбылась.

Паспортные данные и результаты измерений AV-процессора Yamaha CX-A5000 и многоканального усилителя мощности Yamaha MX-A5000

AV-процессор имеет выходную АЧХ, традиционную для устройств с цифровыми темброблоками — полоса пропускания тракта ограничена сверху частотой 20 кГц. Особенность в том, что диапазон регулирования сравнительно невелик (±5 дБ). Между тем в режиме Pure Direct, когда все цепи обработки отключены, тракт способен усиливать сигнал как минимум до 100 кГц (предел измерений нашей аппаратуры составляет 95 кГц, и даже в этой точке амплитуда практически не уменьшилась). АЧХ встроенного ЦАПа ничуть не хуже, чем у CD-проигрывателя бизнес-класса: легкий завал на границах диапазона делает звучание более комфортным. Не вызывают нареканий ни КНИ (даже максимальная величина составляет сотые доли процента), ни спектр выходного сигнала, практически свободный от паразитных составляющих.

Измеренная мощность усилителя выше паспортной на 20%, так что при нагружении всех каналов он выдаст порядка 11х130 Вт. В совокупности с высоким коэффициентом демпфирования это гарантирует уверенную работу с любой акустикой.

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Декабрь, 2013.

AV-процессор CX-A5000

Неравномерность АЧХ, дБ: 1,8

Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R): 0,03

КНИ на 1 кГц/пик, %: 0,002/0,024

Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ: 0,1/–56,4

Взаимопроникновение, дБ, DD/DTS: 66,5±0,9/70,4±1,0

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5 /–3/–6 дБ, кГц: 31/>40/>90

Усилитель мощности MX-A5000

Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000Гц: 179,6/182,6/178,7

Коэффициент демпфирования: 101

КНИ на 0,5 Pвых, % на 80/1000/10 000Гц: 0,014/0,009/0,026

Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,7

Паспортные данные

AV-процессор CX-A5000

Цифровые входы/выходы: HDMI8/2, коакс.; опт.3/–; 4/1,

Аналоговые входы/выходы: композитного видео5/2, компонентного видео4/1, линейный стерео8/3, балансные; мультиканальные несимметр.1/9.2; 7.1/11.2, вход Phono+

Вспомогательные входы/выходы: на сабвуфер; наушники–/2; –/+, на измерительный микрофон+/–, внешнего ИК-датчика2/2, релейного сигнала 12 В2/–

Мультимедийные порты: USB/LAN/RS-2322/+/+

Беспроводных адаптеров LAN/Bluetooth+/+

ТюнерAM/FM

Масса, кг/габариты, мм: 13,5/435х192х448

Потребляемая мощность/Standby, Вт: 80/0,3

Чтение аудиоформатов через LAN/USB: MP3, WAV, AAC, WMA, FLAC

Воспроизведение файлов 24 бит/192 кГц: WAV, FLAC, AIFF, ALAC

Скейлер 1080р/4К: +/+

Объем памяти тюнера, ст.: 40

Поддержка RDS: +

Прямой ввод частоты: +

Поддержка vTuner: +

Переназначение входов: +

Система автокалибровки: YPAO-R.S.C.

Поддержка Bluetooth/AirPlay: +/+

DSP-режимы: 33

Обратный аудиоканал: +

Сквозной канал в режиме ожидания: +

Экранные меню: +

Пульт ДУ: системный

Управление с iPod: +

Усилитель мощности MX-A5000

Выходная мощность (8 Ом), Вт: 11х150

Аналоговые входы: несимметричные/балансные 11/11

Крепление акустики: винт.

Вход/выход релейного сигнала 12 В: +/+

Масса, кг/габариты, мм: 25,4/435х210х464

Потребляемая мощность/Standby, Вт: 650/0,1

Мостовой режим: –

Переназначение усилителей: +