Говорить или писать о музыке и альбомах Оскара Питерсона одновременно просто и сложно. С одной стороны — уже очень и очень много написано и сказано. Сложно найти поклонника джаза, у которого в фонотеке нет хотя бы нескольких альбомов. С другой стороны, в объемной дискографии, состоящей из более чем 150 дисков всегда можно найти что-то новое, необычное и пока еще не знакомое.
Среди записей не встретится откровенно авангардного джаза или подобных экспериментов. Оскар Питерсон всю свою карьеру придерживался и развивался в рамках одного более-менее очерченного направления и стиля. Однако в том и заключается одна из граней мастерства — альбомов невыразительных, или неудачных почти нет, даже учитывая тот факт, что играл Оскар в очень разных составах. Один из несколько необычных альбомов как раз и стал предметом этого материала. Фестиваль North Sea Jazz впервые состоялся в Гааге в 1976 году, и с тех пор проходит ежегодно, пусть и изменяясь, расширяя границы жанров и стилей. Концерт, о котором идет речь, состоялся 13 июля 1980 года, в последний день фестиваля. И если Оскар Питерсон и Джо Пасс играли и записывались раньше вместе — можно вспомнить замечательную совместную запись «Porgy & Bess», были и совместные записи с контрабасистом Нильсом Хеннингом Остредом Педерсеном, то совместные записи с Тутсом Телемансом мне не встречались. Вообще совместная работа малого джазового состава и музыканта, играющего на губной гармонике — случай нечастый. Но, так или иначе, концерт был сыгран и записан таким составом музыкантов и альбом получился очень интересный, самобытный, и одновременно — вполне предсказуемый по уровню исполнения. Прослушивание двух пластинок пролетает практически незаметно и оставляет ощущение насыщенности звуками и музыкой. Игра Оскара Питерсона узнаваема и в чем-то предсказуема, но каким же красивым получился результат. Музыканты очень гармонично дополняют друг друга, не пытаясь друг друга переиграть. В отношении отдельных композиций можно даже ничего не говорить — альбом слушается как единое целое. Только если перефразировать то, что написал Норманн Гранц, продюсер концерта и альбома — совершенно точно стоит обратить внимание на первую композицию. Я бы сказал, что это может быть самое неординарное, но одновременно не авангардное исполнение «Каравана» Дюка Эллингтона. Если говорить о звучании записи, абстрагировавшись от музыкальной составляющей — получается, что альбом не так и прост для воспроизводящего тракта. Бас прописан глубоко, но несколько рыхло и сыро. И тракт должен все это воспроизводить и контролировать, не обедняя и не урезая. Одновременно требуется высокая детальность, но без потери слитности и музыкальности. Для концертной записи неплохо проработана сцена, но глубокой ее назвать сложно, поэтому если система воспроизводит сцену и пропорции с огрехами — звучание может оказаться плоским и скучным. Что касается издания, то в данном случае я слушал первый японский пресс. Если сравнивать с оригиналом, различия в звучании не очень существенные, но конечно они есть — у оригинала звук чуть более сырой, бас еще глубже, но с худшей артикуляцией. Почти так же, может чуть менее детально, звучат ближайшие переиздания, а вот ни одного хорошо звучащего переиздания на компакт-диске мне не встречалось. Точно не стоит рассматривать урезанные однодисковые издания — в таком варианте концерт теряет свою цельность и при прослушивании остается ощущение недосказанности. Учитывая то, что альбом даже в оригинале не относится к очень редким или очень дорогим стоит искать для своей фонотеки именно первые полные издания.
Oscar Peterson, Joe Pass, Toots Thielemans, Neils
Henning Ostred Pedersen — Live At The North Sea Jazz Festival, The Hauge, Holland, 1980 — Pablo Records/Polydor Japan 40MJ3054/5 / Stereo