Вам не приходилось задумываться, какие интересные ситуации сейчас складываются в мире аудио, где виниловый диск соседствует с сетевым хранилищем AV-данных, а ламповые однотактники - с цифровыми гаджетами и усилителями-«электростанциями» D-класса?Или, скажем, бывает, что у кого-то в комнате для прослушивания музыки стоит ламповый усилитель с рупорной акустикой, а в домашнем кинотеатре трудится ресивер с непременным звуковым процессором (DSP), эмуляцией звуковых полей, многоточечной коррекцией акустики помещения и виртуальным подъёмом громкоговорителей. То есть, существует как бы два пути: традиционный и передовой. Кому-то, наверное, ближе первый, кому-то интереснее второй.
До сих пор казалось очевидным, что уважаемая германская компания Avantgarde Acoustic, если и не является флагманом первого направления, то, по меньшей мере, относится к числу его несомненных приверженцев. Действительно, что может быть более традиционного в нашей отрасли, чем рупорная акустика с несложными разделительными фильтрами? Особенности дизайна продуктов Avantgarde оставим дизайнерам, которые как известно души не чают в «авангардах».
И вдруг стратеги фирмы сделали резкий манёвр, который, я вполне допускаю, кто-то сочтёт, чуть ли не святотатством, покушением на основы основ. Если рупорный хай-энд можно считать фронтальной атакой на проблемы высококачественного звуковоспроизведения, то переход на активную систему со цифровым процессором на борту следует признать прорывом по флангу. И этот манёвр выглядит весьма решительным.
Думается, неспроста новый продукт разработчики назвали Zero 1: это шаг в новом направлении, которое, можно сказать, приходится начинать с нуля. Если попытаться как-то одной фразой определить сущность нового продукта, получится примерно так: рупорная акустика со звуковым процессором (Digital Signal Processor, DSP) и цифровыми входами. Как это всё реализовано? Пойдём по порядку.
В базовом варианте поставки Avantgarde Zero 1 имеет пять цифровых входов: USB Std B (для приёма потокового аудио от компьютера), два коаксиальных, оптический (ToSlink) и AES/EBU (XLR 3). Сюда вы, скорее всего, сможете подключить все имеющиеся источники цифрового аудиосигнала; помимо компьютера это может быть сетевой плеер и проигрыватели оптических дисков. Коммутация входов, как и управление громкостью, осуществляется с пульта ДУ. Кстати, пульт очень похож на тот, что идёт к фирменным усилителям XA: такой же основательный рифлёный алюминиевый цилиндр, который невозможно ни разбить, ни раздавить.
Кроме цифровых выходов на внешней панели усилителя (расположен на тыльной стороне одной колонки) можно увидеть и пару аналоговых балансных XLR-входов. Но, как мы понимаем, хорошего качества АЦП стоит отдельных денег, а требуется он не всем, потому модуль АЦП предлагается как опция.
После коммутации цифровой сигнал обрабатывается разделительными фильтрами и поступает на звуковой процессор DSP, где реализованы фильтры переменной крутизны. То есть, вблизи частоты среза крутизна фильтра составляет классические 6 дБ/окт. (обеспечивает оптимальную переходную характеристику), а далее его крутизна растёт вплоть до астрономической величины - 100 дБ/окт.
Известно, что возможности DSP заметно (в буквальном смысле) влияют на качество звука. Иначе говоря, разработчикам приходится производить обмен точности обработки на скорость и/или её объём. А здесь у нас целых шесть параллельных потоков (соответствует количеству звуковых каналов и числу полос акустики). Процессор построен на FPGA-матрицах, поэтому архитектура процессора определяется одновременно с подготовкой остального программного обеспечения. Такое решение позволило повысить производительность процессора, и, как следствие, ограничить количество округлений. В итоге DSP обрабатывает данные в 66-разрядном формате – великолепный результат.
В версии Zero1/Pro акустика комплектуется программным обеспечением, которое позволяет при инсталляции корректировать акустику помещения, вносить дополнительную линеаризацию амплитуды и фазы. Между прочим, 100-полосный эквалайзер предусматривает выбор из 16000 центральных частот! Невыполнимых задач для этого процессора просто нет в природе.
После этого цифровой поток делится пополам. Данные для правого канала (точнее, для трёх частотно-разделённых потоков правого канала) поступают на модулятор и передаются на вторую колонку «по воздуху» - радиоканал на частоте 2,46 ГГц. Если посмотреть на внутреннее устройство акустики, можно увидеть, что модулятор и/или приёмник радиоканала помещены в левый верхний угол корпуса, на максимальном удалении от усилителя. Если вас не устраивает радио, а в присутствии лишнего кабеля вы не видите никаких проблем, колонки - даже неловко их так называть - левого и правого канала можно соединить стандартным проводом WLAN (патч-корд Ethernet).
Дальше всё просто: цифровой поток формата 24 бит/88.2 кГц разделяется на три «рукава», каждый из которых поступает на ЦАП, работающий с 4-кратной передискретизацией (24 бит/352.4 кГц), а оттуда - на усилители мощности.
Изготовитель специально подчёркивает, что все три излучателя абсолютно синхронны и идентичны по громкости. Насчёт синхронности момент немаловажный, поскольку звуковая волна проводит в рупоре тем больше времени, чем длиннее рупор. Если посмотреть на устройство рупорной акустики (скажем, Avantgarde Uno), то можно заметить, что высокочастотный рупор находится впереди по отношению к сабвуферу, а среднечастотный — опережает их всех.
Естественно, когда вы находитесь под большим углом к оси излучателей (скажем, 45 градусов), тональный баланс может измениться незначительно (ибо рупор), но когерентность источников теряется. В случае с Zero1 такого не произойдёт, излучающие поверхности у всех трёх источников находятся в одной плоскости, а когерентность достигается силами сверхточного DSP, который умеет компенсировать временную задержку в 2 миллионных доли секунды.
Как нетрудно догадаться, в каждой системе по три усилителя, два из них работают в классе AB и имеют мощность по 50 Вт каждый (для рупоров с чувствительностью 104 дБ/Вт это более чем). Усилитель басового звена импульсный (класс D, мощность 400 Вт) поставляется голландской компанией Hypex, являющейся признанным авторитетом в производстве подобных устройств и вторичных преобразователей энергии.
Что касается драйверов, тут я могу только повторить информацию с официального сайта изготовителя: 25-мм твитер, 130-мм среднечастотник и 300-мм сабвуфер. Корпуса изготавливаются из упрочнённого полиуретана, толщина которого достигает 30 мм. Корпус опирается на прочную металлическую раму с регулируемым углом наклона. Базовый цвет окраски - матовый белый или матовый чёрный. В соответствии с фирменной традицией за небольшую доплату можно заказать любой цвет из обширной гаммы RAL.
Какова цена вопроса? Скажем, так: цена сравнительно демократичная. С одной стороны, продукт Avantgarde Acoustic никогда не был общедоступным. С другой - даже версия Zero1/Pro обойдётся несколько дешевле, чем самые младшие из «чистых рупоров». Например, чтобы Zero1/Pro сравнялась по цене с Avantgarde Acoustic Uno/Fino надо затребовать версию с опциональным входным АЦП.
Где-то мне попалась фраза, что Zero1 «звучит удивительно знакомо». Лично я не готов на все 100% согласиться с таким тезисом... «Авангарды», которые мне приходилось слышать, звучат красиво, интересно, открыто. При этом картина рисуется масштабная, размашистая. Звуковые образы, кажется, можно пощупать руками, однако не факт, что именно такое полотно виделось звукорежиссёру, когда он работал над записью. У Zero 1 почерк иной, более сдержанный. По меньшей мере, это касается середины и верха. Но и придраться к чему-то трудно, даже если стараться.
Звуковая сцена ровно эшелонирована по глубине и чётко выверена по панораме. На какой-либо провал по центру нет и намёка, звуковые образы плавные и стабильные. Тембр женских голосов ровный, послезвучия на дискантах интерпретируются несколько непривычно, но тут я не уверен - ближе они к оригиналу или наоборот. Вообще, тихие окончания музыкальных звуков Zero1 преподносит не совсем так, как мы привыкли.
Весьма убедителен рисунок духовых, капризная флейта передаётся практически идеально, динамика саксофона точно дозирована, мелодика на редкость подробная. Похоже, что потрогать руками можно не звуковой образ, а сам мелодический рисунок.
Чтобы полностью воспринимать спектр маракасов, надо не слишком отклоняться вверх от оси пищалок; для рупоров такая особенность непривычна; и тут понятно, почему создатели Zero1 предусмотрели возможность регулировать наклон фронтальной панели колонок. В мужских голосах очень хорошая собранность, я бы сказал, нереально хорошая, как у широкополосника (наверное, заслуга DSP). Японский барабан глубокий, но немного форсированный. Некоторые ноты бас гитары идут с избыточным энтузиазмом, причём напор проявляется в теле ноты, но не в атаке. Вообще, современная бас-секция демонстрирует несколько иной характер, нежели классическая рупорная середина и верх. Может, оно и к лучшему? Понятно, что к звучанию Zero1 надо привыкнуть. И с той же очевидностью понятно, что оно того стоит.