Перефразирую классика: в микросистеме все должно быть компактно — и корпус головного устройства, и дисплей, и органы управления, и акустические системы. Однако не ухудшит ли такой подход качество воспроизведения? Проанализируем с этой точки зрения микросистему от японской фирмы Yamaha.
Достоинства:
- Качественный аудиотракт и широкие функциональные возможности
Недостатки:
- Не читаются SACD и DSD-аудиопоток
Мы не раз писали о том, что влияние пресловутой цифровой революции наиболее болезненно сказалось на AV-ресиверах. Однако здравый смысл подсказывает: от взрывного развития цифровых носителей и способов передачи аудиоданных почти столь же серьезно страдают и микросистемы.
Сегодня они должны воспроизводить звуковые файлы не только с оптического и твердотельного носителя, но с компьютера и сервера, а также из интернета. Впрочем, стоит ли говорить об этом в минорных тонах? Потребитель получает все больше возможностей, так что же в этом плохого?
Да, техника быстрее устаревает, но устройству с качественным аудиотрактом рачительный хозяин всегда найдет применение (скажем, переместит его из гостиной на кухню или в спальню). К тому же далеко не каждый хранит аудиозаписи на смартфоне, поэтому новые возможности зачастую воспринимаются как факультативные. Под таким ракурсом и следует рассматривать героиню нашего сегодняшнего теста.
Как известно всем ценителям высококлассной аудиотехники, логотип Yamaha представляет собой трехконечную звезду из камертонов. С предельной точностью он передает суть подхода фирмы — приближение к Hi-Fi-идеалу посредством трезвого конструкторского расчета. поскольку микросистема — устройство многофункциональное, такой подход обязан учитывать разнообразные, а подчас и противоречивые требования.
CD-ресивер Yamaha CRX-N560
Начнем с главного. Насколько компактен этот музыкальный центр? Головное устройство и впрямь имеет небольшие габариты (215x110x288 мм), но довольно ощутимую массу (2,7 кг). Так же можно характеризовать и громкоговорители (154x273x230 мм; 3,3 кг). Им присвоен собственный индекс NS-BP182, их при желании можно купить как самостоятельное устройство.
CD-ресивер CRX-N560 в России отдельно не продается. Дизайн его фасада можно считать образцовым: на шлифованной алюминиевой панели царит идеальная симметрия, нет ни одной лишней детали; минимум органов управления при максимуме доступных функций, а главное — все на привычных местах. Внизу лоток для приема компакт-дисков, порт USB, совместимый с iOS-устройствами и HDD-накопителями (шина питания выдает ток 2,1 А), а также 3,5-мм «телефонный» выход.
Над приемником дисков расположена пятерка кнопок управления воспроизведением, причем отвечающие за переход к следующему или предыдущему треку имеют меньший диаметр, что исключает их ошибочное нажатие (в режиме FM-тюнера они же позволяют выбрать станцию из памяти). Более крупные кнопки дают возможность включить и остановить воспроизведение, а также открыть/закрыть лоток. В принципе, функцию Stop можно было бы совместить с Eject в одной кнопке, но конструкторы не стали, как говорится, экономить на спичках.
Центральное место на фасаде занимает многофункциональный матричный дисплей, отображающий великое множество данных — от текущего времени до размерности воспроизводимого файла. Рядом находятся поворотные рукоятки переключателя входов (слева) и регулятора громкости.
Заглянув на тыловую панель, мы увидим вполне современный набор входов: коаксиальный и оптический для приема цифрового аудио, а также два линейных стерео — на клеммах RCA (для подключения, скажем, вертушки винила со встроенным Phono-корректором) и на мини-джеке 3,5 мм (для портативного аналогового плеера). Имеются также порты Ethernet и USB, однако последний предназначен лишь для подсоединения внешних устройств Yamaha (в инструкции не сказано, каких именно — рискнем предположить, что это Wi-Fi-адаптер YWA-10 или Bluetooth-адаптер YBA-11). Нельзя не отметить и наличие выхода на активный сабвуфер.
Под капотом — раздельные печатные платы для трактов обработки сигнала с CD/ЦАПа и сетевого аудио. Импульсный блок питания, процессор и усилитель имеют гальваническую развязку, что радикально снижает уровень взаимных помех и наводок. В блоке питания и выходном фильтре усилителя установлены высококачественные комплектующие, отобранные, как утверждают разработчики, после многочасового прослушивания. По паспорту цифровой усилительный тракт обеспечивает 2х32 Вт, однако этот показатель достигается при 10% КНИ, так что на возможность озвучить помещение большого объема рассчитывать не приходится.
Зато функциональные возможности микросистемы — на высоте. Читаются файлы высокого разрешения (вплоть до FLAC и WAV 24/192, но не DSD), в том числе с компьютера или NAS-сервера через Ethernet. Можно подключить микросистему и к всемирной паутине: сервис vTuner откроет доступ к тысячам радиостанций. Поддержка технологии AirPlay позволяет принимать с iOS-устройств потоковое аудио в беспроводном режиме.
Предусмотрена возможность отрегулировать уровень не только баса и верхов, но и средних частот, а также баланс, что может оказаться полезным при работе микросистемы с DVD/BD-проигрывателем (нам не однажды попадались саундтреки с «проваленными» диалогами или с перекосом каналов). Качество звучания сжатых аудиофайлов повышает Music Enhancer — технология восстановления информации, потерянной в результате компрессии. Благодаря функции будильника вы будете просыпаться под любимую мелодию или голос обожаемого вами радиоведущего. Имеется и Sleep-таймер, а также экологичный режим Standby, в котором энергопотребление снижается до 0,5 вт.
Управлять микросистемой можно как через штатный пульт дУ, так и с iOS-/Android-устройства с установленным бесплатным приложением Network Player Controller.
Акустика Yamaha NS-BP182
Настало время присмотреться к акустическим системам. Они 2-полосные, фазоинверторные; порт выведен на заднюю панель, поэтому не рекомендуем размещать их вплотную к стене. Корпуса с фигурными фасками на передних боковых гранях изготовлены из толстой MDF-плиты по фирменной технологии VCCS (Vibration Control Cabinet Structure, что можно перевести как «конструкция, способствующая снижению вибрации»). Внутри корпуса в строго определенных местах установлены перегородки из композитного материала, которые, во-первых, повышают общую жесткость, а во-вторых, препятствуют возникновению стоячих волн.
Высокие частоты воспроизводит «пищалка» с мягким куполом диаметром 31 мм (1,25 дюйма). За отработку низа и середины отвечает драйвер с 12-см диффузором из фирменного композита A-PMD (Advanced Polymer-injected Mica Diaphragm, «мембрана из сложного полимера с вкраплениями слюды»); за основу взят НЧ/СЧ-динамик элитной серии акустических систем Yamaha Soavo. Защитные решетки крепятся к корпусу на магнитах, поэтому колонки смотрятся опрятно и со снятыми грилями.
Звучание порадовало реалистичной передачей среднечастотного диапазона и уверенной отработкой низких частот (Кни акустики становился приемлемым уже на 80 Гц; желающие получить более глубокий бас могут дополнить комплект сабвуфером, благо соответствующий выход на головном устройстве имеется). Колонки подчеркивают частоты в районе 1 кГц, что делает вокал более рельефным. Верхам свойственна некоторая резкость, однако она не настолько заметна, чтобы раздражать, а при воспроизведении современной танцевальной музыки такую особенность можно лишь приветствовать.
Подключив головное устройство к другим (8-ом) полочникам, мы поняли, что решение не продавать его отдельно — мудрое: наилучшим образом CRX-N560 работает именно с 6-ом штатными колонками. Подводя итог, заметим: традиционно скрупулезный подход инженеров Yamaha полностью себя оправдал — пагубного влияния «сетевых» узлов на усилительный тракт удалось избежать практически полностью.
Результаты измерений и технические характеристики Сетевой микросистемы Yamaha MCR-N560
Встроенный ЦАП ресивера оказался бы не хуже, чем у CD-проигрывателя бизнес-класса, если бы не резкое падение амплитуды на частотах выше 15 кГц (в связи с этим серьезной разницы в звучании между файлами обычного и высокого разрешения вы не услышите). В спектре выходного сигнала никаких следов разностных гармоник нет, но «коврик» висит довольно высоко — на уровне –85 дБ (реальное соотношение сигнал/шум). Дисбаланс по каналам практически отсутствует. Усилительный тракт показал достойную АЧХ (по уровню –3 дБ график доходит до 80 кГц). Результирующая АЧХ комплекта тоже выглядит впечатляюще: неравномерность в диапазоне 100—20 000 Гц составляет всего ±2,6 дБ, что для недорогих полочников — отличный показатель.
Данные лаборатории Stereo&Video (апрель, 2014).
CD-ресивер CRX-N560
Усилительный тракт
Коэффициент демпфирования: 112
КНИ на 0,5 Pвых на 80/1000/10 000 Гц: 0,0118/0,004/0,0206%
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 31/>80/>95 кГц
Неравномерность в полосе частот 20 Гц–20 кГц: 0,9 дБ
Уровень АЧХ на частоте 10 / 95 кГц: –0,4/–7,1 дБ
Разделение каналов L-R/R-L: 42,4/43,1 дБ
Дисбаланс каналов: 0,3 дБ
Встроенный ЦАП
Неравномерность АЧХ: 1,8 дБ
Дисбаланс каналов на 1 кГц (L-R): 0,03 дБ
КНИ на 1 кГц/пик: 0,0023/0,0117%
Акустика NS-BP182
Неравномерность в диапазоне
100—20 000 Гц: ±2,6 дБ
160—1300 Гц: ±1,5 дБ
Дисбаланс (1,3—20 кГц): –2,6 дБ
Нижняя граничная частота (–10 дБ): 72 Гц
Средний КНИ, 94 дБ
100—20 000 Гц: 0,36%
40—100 Гц: 5,93%
Импеданс
Сред./макс./мин.: 10,7/20,2/6,9
Паспортные данные
CD-ресивер CRX-N560
Выходная мощность (6 Ом, 1 кГц, 10% КНИ): 2х32 Вт
Крепление акустики: винт.
Аудиовходы: коаксиальный +, оптический +, линейный2хRCA/3,5 мм
Мультимедийные порты: USB/Ethernet2/+
Аудиовыходы: на наушники/сабвуфер: +/+
Масса/габариты: 2,7 кг/215x110x288 мм
Потребляемая мощность/Standby/Eco: 44/6/0,5 Вт
Чтение дисков SACD/CD/CD-R/CD-RW: –/+/+/+
Чтение форматов MP3/WMA/WAV/FLAC: +/+/+ (до 24/196)/+ (до 24/196)
Тюнер: объем памяти/RDS30/+
Поддержка AirPlay: +
Music Enhancer: +
Возможность управления с iOS-/Android-устройства: +/+
Акустика NS-BP182
Тип: 2-полосная, фазоинвертор
Диаметр
НЧ/СЧ-драйвера: 120 мм
ВЧ-драйвера: 31 мм
Подводимая мощность (макс./ном.): 110/40 Вт
Диапазон рабочих частот: 60–40 000 Гц
Чувствительность: 83 дБ
Импеданс: 6 Ом
Масса/габариты: 3,3 кг/154x273x230 мм