«Существует много более крупных фирм, есть и такие, которые могут похвастаться более длинной историей, но трудно найти производителя аудиотехники, который бы пользовался таким авторитетом, как компания QUAD». Это не я придумал, это написал один из моих предшественников, и, пожалуй, лучше не скажешь. Действительно, из-под «пера» конструкторов QUAD, руководимых основателем компании Питером Уокером, не раз выходили произведения, которые были удостоены высших английских и международных наград. Начиная с первого в мире серийного электростатического громкоговорителя, специалисты QUAD постоянно раздвигали горизонты аудиотехники, основываясь на доскональных познаниях теории и практики воспроизведения звука. Если перечислить вехи длинного (с 1936 года!) и славного пути компании, список получится внушительный. Тот самый авторитет, о котором было сказано в начале, возник не на пустом месте. И сегодня компания радует нас интересными новинками, например, такими как активные мини-мониторы QUAD 9AS.
Если раньше крупногабаритная акустика, ламповые усилители высокого разбора и виниловые проигрыватели составляли счастье аудиофила (впрочем, и теперь составляют), то нынешний потребитель в общей массе предпочитает миниатюрный Dock для айпода и внешнюю активную акустику по цене от 20 долларов для компьютера... Но это – в массе. А что делать тем, кого компромиссные решения не устраивают? Тем, кто всерьез озабочен качественной стороной явления, которое называют High Fidelity? Хай-файщику 21 века как воздух нужны и цифровой вход (часто – и оптический, и коаксиальный), и порт USB для подключения компьютера, и встроенный ЦАП, и дистанционное управление, и – безусловно! – то самое качество звучания, которого по определения нет и не будет в дешевых пластиковых «колонках». Знатокам Hi-Fi-отрасли в той или иной мере знакома акустика QUAD 9L, которая выпускалась в течение нескольких лет, и которую ещё можно кое-где купить. По части музыкальности эта акустика снискала самые благожелательные (если не сказать больше) отзывы в прессе; она нравилась звукорежиссерам как «монитор ближнего поля». Новая активная акустика QUAD 9AS, как раз, и призвана совместить традиционно высокий музыкальный потенциал заслуженной «девятки» с возросшими, можно сказать, беспрецедентными требованиями к функциональности. В новинке использован тот же набор излучателей: 4-дюймовый мидбас с диффузором из кевлара и твитер с мягким куполом 1 дюйм. Мидбасовая головка длинноходная, что среди 10-см динамиков большая редкость. Тип оформления – фазоинвертор, как и в модели 9L. Одна и другая колонка из пары QUAD 9AS, естественно, различаются по конструкции: все входы и коммутация сосредоточены в одной, называемой «мастером» (Master), тогда как для второй используется название «слэйв» (Slave). «Мастер» имеет вход Mini-jack спереди и входы RCA на тыловой панели; здесь же выход на «слэйв». Вход для приёма потокового аудио от компьютера оформлен гнездом USB типа B – такое решение стало нынче стандартом.
Рядом находятся оптический и коаксиальный цифровые входы звука, к которым можно подключить, к примеру, CD-проигрыватель. Для нас особый интерес представляет переключатель режима фильтра ВЧ. Дело в том, что модель 9AS (в отличие от предшественницы) снабжена выходом на сабвуфер и, соответственно, сама активная акустика включается через фильтр, не пропускающий самый низкий бас. Специфицированная нижняя граничная частота составляет 65 Гц (-3 дБ), что избавляет 4-дюймовый динамик от перегрузки инфра- басом. Три положения переключателя басового эквалайзера обозначены как Boost, Flat и Shelf. Согласно инструкции, в последнем положении уровень басов чуть ослабляется по сравнению с гладкой характеристикой Flat. Выход на сабвуфер включён через фильтр НЧ, который оптимизирован под характеристику Flat фильтра ВЧ. Разработчики советуют задействовать тот или иной режим в зависимости от особенностей размещения громкоговорителей – на столе, при настенном монтаже или на полке. На передней панели «мастера» предусмотрен набор удобных сенсоров для управления громкостью и выбором входов, так что QUAD 9AS может управляться и без пульта ДУ. Сам пульт ничего особенного не представляет, но благодаря изрядным расстояниям между кнопками, пользоваться им с руки. На тыловой панели того и другого компонента предусмотрен вход/выход «стартового» триггера (12 В). То есть, система QUAD 9AS может включаться автоматически, например, по сигналу от CD-проигрывателя или внешнего блока ЦАП; двойной комплект гнёзд предназначен для удобства коммутации. И ещё пара штрихов к описанию этой незаурядной конструкции. В активной акустике QUAD 9AS, на самом деле, не 2, а 4 усилителя. То есть, как в «мастере», так и в «слэйве» предусмотрены раздельные усилители для мидбаса и твитера с активной фильтрацией частотных полос. Басовую часть поддерживает 65-ваттный мощник, а усилитель для ВЧ-полосы выдает 35 Вт; в сумме получаем круглое число – по 100 Вт на канал. Внутренний ЦАП по всем цифровым входам, включая «оптику» и USB, принимает поток с параметрами до 24 бит/192 кГц. Осталось лишь добавить, что QUAD 9AS выпускается в чёрном, белом и алом лаковом оформлении; отделка и фактура материалов не вызывают вопросов – вещь выглядит роскошно. Начинаем слушать, и понимаем, что эту акустику при её незаурядной музыкальности, судить по меркам компьютерных аксессуаров нет смысла. Здесь все по-взрослому! Бас, понятно, воспроизводится не без купюр, но насыщенность и телесность звучания в НЧ-диапазоне такова, что становится понятной тяга звукорежиссеров к этой компактной акустике. Большинства музыкальных инструментов прорисовывается весьма реалистично. Контрабас кажется облегчённым (режим Flat); в режиме Shelf появляется акцент на верхний бас, зато нижняя середина при этом становится особенно прозрачной, и, к примеру, мужской вокал воспринимается естественнее. В режиме Boost басовые форманты не так подвижны, однако при воспроизведении фонограмм с облегчённой НЧ-основой выбор такого фильтра может оказаться оптимальным. В целом характеристики фильтров довольно «интеллигентные», разница между ними небольшая, поэтому личные предпочтения могут быть индивидуальны. Мой выбор – в пользу позиции Shelf. Несмотря на то, что в этом режиме роялю чуточку недостаёт объёма, динамика передаётся более естественно. Скрипки живые, музыкальные; верхний диапазон ясный и детальный – правильный, словом, верх.В зависимости от установки акустики построение звуковой сцены существенно меняется. Когда вы находитесь далеко, и «угол зрения» на пару QUAD 9SA меньше 60 градусов, локализация источников и глубина сцены передаются схематично. Но, как только вы подбираетесь к «точке счастья», так что ваша голова и акустика образуют равносторонний треугольник, QUAD растворяется в пространстве, и сцена уходит далеко вглубь. Не возбраняется придвинуться еще ближе, развернув при этом акустику на себя, как принято поступать в студийной практике с мониторами ближнего поля. Если вспомнить, что звукорежиссеры спокойно платят 50–100 тысяч рублей за классическую активную акустику, то функциональная новинка с полным набором цифровых входов, со встроенным блоком ЦАП, «предом», активным кроссовером и полосовым усилением при цене в 35 тысяч не выглядит слишком дорогостоящим приобретением. Целесообразность покупки можно обсуждать, если рассматривать её как чисто компьютерный аксессуар. Но если вам нужно построить, действительно, современную аудиосистему высокого класса, придерживаясь ограничений по компактности, то вариант с QUAD 9SA стоит рассмотреть в первых строках. Это утверждение в дополнительных доказательствах не нуждается.