Альбом «Blue Train» считается первым самостоятельным альбомом Джона Колтрейна, где он записал наконец свои собственные композиции и сыграл их в той характерной манере, которую теперь принято именовать классической.
Записывал альбом на лейбле Blue Note легендарный звукорежиссер и продюсер Руди Ван Гельдер, про которого мы уже много писали. Есть у него свои фанатичные поклонники, а есть и жесткие противники. Среди последних бытует убеждение, что Ван Гельдер записывал музыку не так, как нужно, а так, как ему нравилось, в результате чего менялся даже характер звукоизвлечения. Скажем, великий Чарльз Мингус отказывался записываться у Ван Гельдера принципиально, поскольку чувствовал кардинальную разницу между тем, что слышал, когда играл, и тем, что получалось на записи. Тем временем Телониус Монк написал даже композицию «Hackensack», посвященную инженеру. В отличие от Мингуса он и многие его коллеги считали Ван Гельдера гением. Сам же мастер звукозаписи не раскрывал своих секретов, отчего споры вокруг правильности звучания его релизов не утихают до сих пор. Самое распространенное обвинение — невнимание к записи рояля. Клавишные у Ван Гельдера якобы всегда звучат невнятно и между делом. Но вот к гельдеровскому саксофону вопросов гораздо меньше, и Колтрейна инженер записывал еще много и долго. Ну а на рассматриваемой пластинке практически первые плоды их сотрудничества, и, кстати, во время записи Ван Гельдер все еще работал по основной специальности — оптиком. Так что эта запись, можно сказать, была сделана в свободное от работы время.
Игра слов
Прозвище Колтрейна Trane звучит так же, как и слово train в названии альбома, что добавляет ему глубокомысленности.