«Сейчас все хорошо играют на рояле», — сказал как-то Антон Рубинштейн, отвечая на вопрос о лучшем пианисте.
Эти слова справедливы и сегодня: посредственные музыканты не выходят на концертную эстраду и тем более не делают записей на известных фирмах. Однако иногда случаются явления «из ряда вон» — к таким относится данный шумановский диск Петра Андершевского. Кроме популярной «Юморески» op. 20 пианист записал два малоизвестных и весьма любопытных опуса Шумана: «Этюды для педального фортепиано» op. 56 в переложении Андершевского и «Gesange der Fruhe» («Утренние песни») op. 133. Шумановская музыка трудна для пианиста вследствие заключенной в ней глубокой искренности переживания на тонкой подложке эмоциональной хрупкости, ломкости (известно, что Шумана терзала душевная болезнь). Андершевский не только аккуратно и уважительно передает авторский текст, что само по себе хотя и немало, но недостаточно — особенно для передачи зыбких, страстных, нежных и пребывающих в постоянной карнавальной изменчивости состояний музыки Шумана, — но и представляет музыку Шумана, как свою, необыкновенно близкую и родную стихию. В исполнении слышна живая и проникновенная лирическая интонация. Очень гармоничное и убедительное незаурядное прочтение.