Предметом этого своего рода сравнительного теста стали три ММ-головки производства английской компании Rega — Bias 2, Elys 2 и Exact. Эти три модели — основа всего ряда головок, производимых компанией. За пределами нашего теста осталась модель RB 78 — моноголовка, предназначенная для 78-оборотных шеллачных пластинок, и единственный у производителя картридж МС-типа Rega Apheta.

Общей чертой и важной особенностью всех этих головок является то, что они хотя и относятся к ММ-типу не имеют привычной сменной вставки с иглой. Решение необычное и не самое, казалось бы, подходящее для бюджетных моделей, рассчитанных в том числе и на начинающих пользователей, но продиктовано оно конструктивными особенностями, и это остается принять как данность. Если последовательно разобраться со всеми нюансами, можно прийти к выводу, что к бюджетным смело можно отнести только модель Bias 2. Elys 2 скорее попадает в начальный/средний ценовой диапазон, а Exact — в тот диапазон, в котором можно найти немало головок в том числе MC-типа, да и среди ММ конкурентов будет предостаточно.

Все головки из нашего теста в первую очередь рассчитаны для установки на тонармы Rega, а последние, как известно, используют в качестве базового бюджетного варианта многие производители проигрывателей. Да и сама компания Rega выпускает немало вертушек, устанавливая на них только свои тонармы различных моделей, и для них головки приспособлены идеально, это относится как к весу, так и к размерам. А это важно, поскольку тонармы Rega имеют весьма условную регулировку по высоте, путем установки шайб-проставок. Регулировка получается усредненно грубой, что для многих головок, в случае использования сторонних моделей, критично скажется на качестве настроек и на звучании. С «родными» головками этой проблемы не возникает. Также на штатном тонарме удобно настраивать геометрию головки — крепления выполнены в виде отверстий, а не пазов, к тому же у моделей, кроме младшей Bias 2, есть третья точка фиксации — винт, позволяющий точно и четко зафиксировать головку в нужном положении, избегая возможных «разночтений», что опять же удобно для начинающих пользователей. Но если устанавливать головки на любые другие тонармы, кроме Rega, процесс настройки будет самым обычным, без каких-либо особенностей, но и без удобств. Ничего сверхсложного в установке я не заметил — разве что для тонармов с несъемным шеллом удобнее, когда головка крепится винтом, а не винтом и гайкой, как в нашем случае. Размеры и вес головок находятся примерно в диапазоне среднестатистических значений, и эти параметры проблем не вызывают. Больше из внешних пользовательских функций упомянуть особенно нечего, разве только то, что защитные колпачки для головок, хотя и идут в комплекте, на практике пользы не несут, так как держатся на головках очень слабо и как защиту их рассматривать не приходится.

Конструктивные различия производитель практически не раскрывает — у головок одинаковые внешне корпуса, различающиеся только цветом пластика, одинаковая масса, описание конструкции катушек и вольтаж на выходе. Первые две модели имеют эллиптическую заточку иглы, старшая же — заточку более сложную и острую. Из такого описания понять, в чем же заключается конструктивная разница между младшей и средней моделью, совершенно невозможно. Однако по звуку головки явно различны, поэтому основным будет тестовое прослушивание, а конструктивные особенности и тайны можно оставить на совести английских разработчиков и производителей.

Для теста использовался проигрыватель Scheu Analog Premier MKIII и тонармы SMЕ M2-12R и SME M2-12. По отношению к точности настройки головки показали разный результат — если младшая на искусственно созданные небольшие погрешности реагировала слабо, средняя лишь чуть-чуть более явно, то старшая модель оказалась весьма капризной и чувствительной к изменению параметров, будь то прижимная сила, VTA или антискейтинг. Если младшая модель и в некоторой мере средняя простят владельцу незначительные погрешности, со старшей это уже не пройдет. Хотя в любом случае максимально возможная точность и корректность настройки крайне желательны, так как дело не только в звуке, но и в том, что некорректно настроенной головкой можно повредить пластинку буквально за несколько прослушиваний. Также в тесте выяснилось, что всем трем моделям не очень подходят тонармы с явно большей эффективной массой, чем тонармы Rega (11,5—12 г). Выяснено это было экспериментальным путем, так как значение податливости иглодержателя производитель не указывает. И хотя на более тяжелых тонармах измеренная резонансная частота не выходила за пределы разумной нормы, на звуке все это сказывалось не лучшим образом. Основное тестирование проводилось на тонарме SME M2-12 с настройкой при помощи штатного шаблона, электронных весов и итоговой точной подстройки при помощи электронного аппаратноизмерительного комплекса и специального тестового диска. Тут же стоит отметить, что прирабатываются головки быстрее обычного — звук стабилизируется где-то после 20—25 ч прогрева.

По звучанию все три модели различаются, и различаются сильно. Младшая Bias 2 простовата по подаче. Есть хорошая ритмика и неплохая динамика, но тембрально подача упрощенная. Сцена неширокая, с неплохой глубиной, но образы скорее получались двухмерными, то есть очерченными, но не наполненными. Звучание напористое и чуть тяжеловесное. Правда, в нашей тестовой связке головка почти не показала грубовато напористого почерка, что обычно бывает в случаях, когда эта головка играет на «родных» проигрывателе и тонарме (тут, конечно, речь идет о младших моделях). По жанрам лучше всего прозвучала несложная рок-музыка. С одной стороны, была слышна вполне сочная и полновесная подача, с другой — нивелировались многие недостатки записи. Почти безразлично для головки состояние пластинки — даже диски VG можно слушать без явного дискомфорта. Еще плюс — услышать какую-то заметную окраску звука у меня не получилось. Для музыки более сложной, например акустических концертов, хорошо записанного вокала и тем более для музыки классической, этого звука будет недостаточно, в первую очередь из-за не самой высокой детальности и формализации тембральной подачи. Но для бюджетного тракта и потрепанной фонотеки, состоящей из не самой сложной для воспроизведения музыки, этого будет вполне достаточно. Средняя модель Elys 2 при схожем напористом почерке уже имеет ряд отличий. Детальность повыше, да и тембрально музыка звучит более разнообразно. Эмоциональный диапазон больше, более широкая и более прозрачная сцена. Но преемственность в звуке, несомненно, есть, так же как есть тяготение к музыке скорее брутальной, нежели изящной. Хотя спектр записей, которые можно с комфортом слушать, в случае Elys 2 заметно больше. А вот отношение к дефектам пластинок такое же снисходительное. И наконец Exact — вот эта головка меня удивила. Я ожидал схожести и одновременно каких-то улучшений, а звук оказался явно другим. Он намного легче, быстрее и сбалансированнее. Нет и намека на грубость или навязчивость. Напористость присутствует, но в целом звук аккуратный и многогранный, чуть-чуть яркий. Здесь я не услышал каких-то явных жанровых предпочтений. Тембральное разнообразие, детальность и фактурность звука — все имеется, и в немалом количестве. По трехмерности сцены, может быть, и есть небольшие нарекания, но все это уравновешивается подвижностью и пластичностью звука. Из особенностей, которые явно указывают на родство с младшими моделями, можно назвать только невысокую (но уже заметную) критичность к потрепанным пластинкам.