Ансамбль «новой музыки» zeitkratzer под управлением пианиста Райнхольда Фридля известен своими интерпретациями произведений как канонических композиторов XX столетия, так и авангардных сочинителей из неакадемической среды (на память приходит альбом, сочиненный по мотивам творчества Ксенакиса, а также живьем отыгранный шумовой опус Лу Рида «Metal Machine Music»).
Кроме того, ансамбль осуществил серию записей с заметными фигурами экспериментальной/электронной сцен, включая Кейдзи Хайно и Терре Темлица. Одним из наиболее интересных опытов взаимодействия ансамбля с электронными исполнителями стал совместный альбом zeitkratzer с электронщиком Карстеном Николаем (отдельно про него читайте на соседней странице) В большой степени залог успеха данного предприятия был гарантирован немалым опытом общения музыкантов оркестра с различными электронными устройствами в прошлом и настоящем. На альбоме «Electronics» ансамбль движется апробированным путем — стирает границы между экспериментальной и академической средой. Диск состоит из треков, принадлежащих авторству Николая, но самолично он появляется только на первом «Synchron Bitwave». Участие Карстена сводится в основном к асимметричным электронным паттернам, жадно поглощающим медленно тянущиеся фортепианные аккорды, пульсирующий звук скрипки и виолончели. Пьеса рождает ощущение тревоги и минора, свойственное некоторым фортепианным пьесам Шуберта. Здесь начисто отсутствует развитие, зато наличествует музыкальный статус-кво, при котором все изменения носят исключительно тембральный характер. Последующие треки в еще большей степени уклоняются в микротональный минимализм: инструменты уступают главенствующую роль осцилляторам и звуковым генераторам, участники записи нещадно эксплуатируют технику остинато, и основное внимание слушателя переключается на игру тонами. Попахивающий авантюрой замысел на практике доказал свою жизнеспособность.
Текст: Николай Кирюхин