В аудиомире скорость научно-технического прогресса обратно пропорциональна «расстоянию» от источника до приемника. Иными словами, новые носители звука появляются едва ли не каждый год, а динамические громкоговорители, посредством которых записи слушает подавляющее большинство аудиофилов, принципиально не изменились со времен их изобретения в 1898 году. Как отразилась НТР на устройстве среднего звена — усилителе и что в связи с этим предлагает нам такая солидная фирма, как McIntosh?
McIntosh для американской Hi-Fi-индустрии — что «Кадиллак» для автомобилестроения США, хотя и не имеет столь давней истории. В будущем году фирма отметит 65-летие («Кадиллаку» исполнится 112). Ее основали радиоинженеры Фрэнк Макинтош и Гордон Гау: им хотелось усовершенствовать бытовой усилитель. Время было самое подходящее — послевоенный экономический бум и появление долгоиграющей пластинки подогревали интерес рядового потребителя к звуковоспроизводящей аппаратуре высокого качества. Первый усилитель McIntosh АЕ1 появился в 1950 году и пользовался большой популярностью. Окрыленные удачным стартом, Макинтош и Гау расширили ассортимент, а также одними из первых стали учитывать «фактор одобрения жены», выпуская аппаратуру в корпусе из лакированного дерева и с фасадом из полированной бронзы. В 1957-м фирма наладила производство AM/FM-тюнеров. 12 лет спустя усилители McIntosh обеспечивали звук на знаменитом фестивале в Вудстоке, а 23 марта 1974-го группа The Grateful Dead представила на концерте в Сан-Франциско т.н. стену звука — акустическую систему с парой сотен драйверов, которые раскачивались усилителями McIntosh общей мощностью 28 800 Вт. К тому времени фирма освоила и производство громкоговорителей, а в начале 80-х специально для их разработки построила полномасштабную безэховую камеру. Одновременно появился первый CD-проигрыватель McIntosh, и вскоре компания стала лидером в области их разработки на американском континенте. В 1994 году потребители познакомились с линейками автомобильных устройств и встраиваемой акустики McIntosh. Фирма первой в индустрии получила сертификацию ТНХ для полной системы домашнего кинотеатра (AV-процессор, многоканальный усилитель, комплект АС и сабвуфер). В 2002 году создается аудиосистема для мотоцикла Harley Davidson, а год спустя — для изготовленного к столетнему юбилею фирмы Ford гоночного автомобиля GT. Собственное 60-летие в 2009 году было отмечено выпуском первой интегрированной системы МХА60, включающей источники, пред/мощник и акустику. Затем появилась беспроводная система McIntosh McAire, поддерживающая AirPlay, а в прошлом году потребители познакомились с семейством полных усилителей, оборудованных цифроаналоговым преобразователем. Один из представителей этой линейки перед вами.
Внешность MA6700 должна вызывать у потенциального покупателя ощущение несокрушимой мощи. Высотой около 20 см и массой более 30 кг усилитель олицетворяет американское понимание бескомпромиссного подхода к конструированию. Впечатление не снижают даже пластиковые рукоятки регулятора громкости и выбора источников — на них просто не обращаешь внимание, залюбовавшись подсвеченными стрелочными индикаторами и логотипом фирмы. Поражает смелость дизайнеров: в облике аппарата сочетаются черный, красный, серебристый, синий и два оттенка зеленого, почти не создавая ряби в глазах.
По экипировке тыловой панели усилитель может дать фору иному AV-ресиверу. В нижней коммутационной зоне находятся раздельные входы для МС- или ММ-картриджа виниловой вертушки, балансный и пять линейных несимметричных стереовходов, а также два выхода, регулируемый и нерегулируемый на запись; имеются соединенные перемычкой выход с предусилителя и вход на каскады мощности (в разрыв можно включить фирменный блок коррекции акустических свойств помещения — модель MEN220). Выше расположены цифровые и служебные порты: USB B, коаксиальный и оптический входы плюс гнезда для управления источниками через ПДУ усилителя (т.н. Source ports), пара выходов и вход релейного сигнала 12 В, вход внешнего ИК-приемника и мини-джек для управления с компьютера («осколок» интерфейса RS-232C). Посредством управляющего порта Passthru один из линейных входов становится нерегулируемым (полезная возможность при работе усилителя в многоканальной системе домашнего кинотеатра, когда громкость регулируется через AV-процессор). За съемной панелью скрыто посадочное место для фирменной платы тюнера МА6700 (опция). Необычно подключается акустика: предусмотрены отдельные гнезда для колонок импедансом 2, 4 и 8 Ом.
Это сделано не случайно. Выходной каскад усилителя работает не на вход громкоговорителя, а фирменный блок автоформирователя (т.н. McIntosh Autoformer, точно отслеживающий колебания импеданса колонок в зависимости от частоты; не секрет, что эта величина может снижаться в несколько раз, достигая 3 Ом у АС, считающихся 8-Ом). В результате усилитель обеспечивает номинальную мощность (в данном случает она составляет 200 Вт/кан.) независимо от капризов акустики, причем без перегрузки по тепловому или токовому режиму. Одновременно громкоговорители оказываются защищены от попадания на них постоянного тока в случае поломки усилителя.
На «телефонный» выход работает отдельный тракт, обеспечивающий высококачественное воспроизведение через любые наушники. В основе узла обработки цифровых сигналов, называемого McIntosh Digital Engine — дифференциальный ЦАП размерностью 32 бит/192 кГц. Усилитель способен декодировать цифровые аудиоданные не только с дискового проигрывателя через коаксиал и оптику, но и с компьютера по интерфейсу USB (поддерживаются WindowsXP/Vista.Windows 7, а также Мас OS 10.6, после установки специального драйвера, имеющегося на сайте McIntosh). Размерность файлов может достигать 24/192.
Точно описать характер звучания аппарата нелегко. Однако не вызывает сомнений тот факт, что усилитель без видимых проблем укротил наши строптивые редакционные колонки. Он рассчитан на работу с мощными напольниками, а слово «сабвуфер» ему неизвестно. Мы увеличивали громкость, пока ушам не становилось больно, пока стены комнаты прослушивания не начинали ходить ходуном, но если звучание и огрублялось, то по вине акустических систем. Казалось, полностью свой мощностной потенциал MA6700 раскроет разве что при озвучивании живого концерта хард-роковой команды класса Deep Purple. С другой стороны, не басом единым жив этот аппарат. Воспроизводя джазовые композиции, в том числе высокого разрешения, он с должным вниманием относился к точной передаче нюансов и построению объемной звуковой картины. Иногда создавалось впечатление, что усилитель предпочитает водопад ручейку, но наши эксперты винили в этом самим себя — они были в прямом и переносном смысле оглушены работой «Макинтоша» на высокой громкости. Потрясающая — опять же во всех смыслах — машина для больших помещений, оснащенная по последнему слову техники. Настоящий новый американец.
Результаты измерений и паспортные данные усилителя McIntosh MA6700
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Июнь, 2013.
Рвых (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц, Вт: 322,6/326,9/295,2
Коэффициент демпфирования: 83
КНИ на 0,5 Pвых, на 80/1000/10 000 Гц, %: 0,007/0,005/0,055
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5 дБ/–3 дБ/–6 дБ, кГц: 50/>90/>95
Неравномерность в полосе частот 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,14
Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ: –0,027/–1,233
Взаимопроникновение (L-R/R-L), дБ: 57,4/57,1
Дисбаланс каналов, дБ: 0,1
Комментарий
Ильфа и Петрова недаром восхищало в американцах умение держать слово. Если обещали 200 Вт на канал, даешь 300 с гаком! А если серьезно, то заявленные «два по 200» в стереорежиме усилитель гарантирует. При этом коэффициент демпфирования зашкаливает за 80 единиц, а нелинейные искажения ничтожны на всех частотах. Короче говоря, нет таких АС, которые не укротил бы этот усилитель. АЧХ словно по линейке прочерчена — независимо от того, включены темброблоки или сигнал идет в обход них. Кстати, они тоже достойны похвалы: во-первых, влияют на весь «подведомственный» диапазон, а не на одну частоту, как это бывает у техники классом ниже; во-вторых, работают с идеальной симметричностью. Файлам высокого разрешения усилитель говорит «милости просим» (или все-таки welcome?) — колебания до 95 кГц (не решаюсь называть их звуками) воспроизводятся без ощутимого завала. Уровень разделения каналов — не рекордный, но вполне достаточный (около 60 дБ). Дисбаланс пренебрежимо мал.
Паспортные данные
Выходная мощность, Вт: 2х200
Диапазон рабочих частот (по уровню –3 дБ), Гц: 10–100 000
КНИ, %: 0,005
Коэффициент демпфирования: >40
Импеданс акустики, Ом: 2/4/8
Крепление акустики: винт.
Аналоговые входы/выходы: линейные стерео6/3, вход PhonoММ и МС, балансный входXLR, выход на наушники 6,3 мм
Цифровые входы: коакс./опт.+/+, USB B
Служебные порты: для управления источниками сигнала: 6, вход ИК-датчика+, релейный выход 12 В: 2, Passthru: +
Масса, кг/габариты, мм: 34,1/445x194х558
Функции:
Регулирование тембров/баланса+/+
Переназначение/наименование входов+/+
Приглушение звука (Mute)+
Изменение яркости подсветки+
Автоотключение+
Обновление ПО+
Управление
Пульт ДУсистемный
Управление с iPhone+