Функционирующий с 1993 года дуэт не может похвастать известностью некоторых своих коллег-соотечественников наподобие Marduk, Dark Funeral или Watain, но каждая их пластинка служит наилучшим оправданием существованию такого явления, как блэк-металл, каждая знаменует триумф жанра.
Они назвали себя по имени Берега Трупов из скандинавской мифологии, где гигантский змей Нидхёггр пожирает мертвую плоть и грызет корни мирового древа Юггдрассиль; это место ссылки клятвопреступников, убийц и прелюбодеев — мрачное место. В своем творчестве они уже затрагивали темы: Черной Смерти — эпидемии бубонной чумы, выкосившей в середине XIV столетия половину населения Европы и Руси (семидюймовый EP «Digerdoden»), вампиризма (альбом «Toteslaut»), духовного и физического освобождения через призму традиционного люцеферианского взгляда («Age of Fire»), нордической космологии и конца времен (сплит с греческой группой Nocternity «Vargtid»). Их последний опус «Muspellz Synir» («Сыны Огня») тематически наследует «Vargtid». Без лишнего внимания со стороны досужей публики Драугр и Арганас взывают к повелителю космических циклов приблизить наступление финального часа. Ониратуютзатотальноеразрушение, подкрепляя свою злонамеренность цитатами о законе Вечного возвращения из жрицы гитлерианского культа Савитри Деви. Серьезность злонамеренности подтверждена заклинаниями, исполненными очень грозными голосами, помимо родного свейского, еще на английском и немецком языках, под шумный аккомпанемент. Не имеющие ничего общего с типичным шведским саундом — массивным гитарным напором, скоростными бластбитами, потрясающей техникой, приемами типа тремоло, сложными песенными структурами — Nastrond играют не по общим правилам и обречены на непонимание. Местные блэкстеры, как правило, на генетическом уровне усвоили методологию дет-металла в силу той важной роли, которую играл в начале 90-х (да в значительной степени и продолжает играть сейчас) шведский death на мировой арене плюс в связи с тем обстоятельством, что многие из них прошли в свое время его университеты. Для Nastrond же эта страница родной истории остается наглухо закрытой. Bathory, Darkthrone, Beherit, ранние Rotting Christ — вот их ориентиры. Еще на первых альбомах «Toteslaut» (1995) и «Age of Fire» они активно экспериментировали с сэмплами, клавишными и синтезаторами, однако то, как они используют эти инструменты, не имеет прецедентов в блэк-металле и совершенно непохоже на то, что делают группы так называемого симфонического блэка — Dimmu Borgir, Old Man’s Child или Emperor. Их саунд настолько примитивен и отдает архаикой, насколько только может себе позволить человек, желающий, чтобы его попрежнему считали музыкантом... или даже просто человеком. Если постараться обобщить впечатления от пластинки, темный вихрь «Muspellz Synir» можно было бы уподобить андеграундному краст-панку, если бы существеннойчастьюихнаследиянебылитакже дарк-эмбиент, ритуальная музыка и экспериментальная сцена. «Muspellz Synir» стартует с интро «The Gallow Reveals», в котором пространственные эффекты на гитаре и владение практическими методами создания магического пространства выдает в Nastrond активных слушателей Drone Doom. «Agios» (в переводе с греческого «святой») — номер, построенный на мужском исполнении a capella, по форме напоминающего пение псалмов монахами средневековья, после чего наступает очередь «Svarta Stronder (Digerdoden)», в которой гитары состязаются в варварстве с атмосферными переливами органа. Величественная поступь «Die Sense die schwarze Herbstzeitlosemaeht» — лучшее,что может предложить на сегодняшний день Funeral Doom. Одно мгновение Nastrond звучат как старый Beherit («Defiance of the Transient», «Fenrir Prophecy»), уже в следующее — вовлекают в организованный хаос, имеющий своей отправной точкой авангардных композиторов типа Шнитке («Eldrok»).
Текст: Николай Кирюхин