1 июня 1983 года состоялось значительное событие в культурной жизни Москвы — открытие нового (третьего по счету) зала Московской консерватории, который спустя три года стал называться Рахманиновским.
Зал был построен в 1898 году для концертов Синодального хора. Памятным июньским днем в воссозданном зале играл Святослав Рихтер. В опубликованной «Мелодией» русской программе концерта — произведения П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова (ранее выходили аналогично оформленные компакт-диски с сочинениями Шопена и Дебюсси, сыгранными Рихтером в разные годы в Большом зале Московской консерватории). Два CD содержат пьесы, исполненные 1 и 2 июня. Первый открывают четыре пьесы из «Времен года» — «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Ноябрь. На тройке» и «Январь. У камелька»; далее идут сочинения Чайковского из разных опусов. Музыкой Чайковского начинается и вторая пластинка. Оба диска завершаются этюдамикартинами Рахманинова из 33-го и 39-го опусов. С одной стороны, несомненно, дух и история зала, значительность события повлияли на выбор программы. С другой стороны — Чайковский и Рахманинов занимали важное место в творчестве великого артиста. На компакт-дисках запечатлена не только проникновенная и одухотворенная игра Рихтера, но и
приподнятая, праздничная атмосфера памятного концерта. Рассказывают, что зал не мог вместить всех желающих и люди толпились на улице, притом первый ряд оставался свободным. Узнав, что места забронированы для высокого партийного начальства, Рихтер потребовал отдать их людям, сказав, что в противном случае откажется играть. Интерпретации дышат естественностью, во многих ясно проступает рафаэлевское начало, вызывающее ощущение совершенной красоты. Порой проявляется феерическая виртуозность Рихтера, например, в исполнении этюда-картины ми-бемоль минор (соч. 33), который завершает программу первого CD.
Текст: Артем Аватинян