Во вчерашнем посте «Распространенные мифы» я побуждал людей подумать о регуляторе громкости стереосистемы как о тормозе, а не педали газа, и поворачивать ручку громкости настолько далеко, насколько это возможно. Некоторые из вас были достаточно любезны, чтобы отметить одну маленькую вещь, про которую я забыл в при написании поста, — тонкомпенсацию.
Чтобы было понятно, при отпускании тормоза на вашем регуляторе громкости помните о тонкомпенсации по нескольким причинам: вы не получите хороший результат, толкая усилитель мощности слишком сильно, и, кроме того, есть идеальный уровень громкости для каждой аудиосистемы и для каждого музыкального произведения.
Забирая назад свое утверждение, что наилучшее звучание достигается на максимальной громкости, я повторяю, что уровень должен быть согласован с вашим хорошим опытом и здравым смыслом: не превышайте его и даже не приближайтесь к моменту, когда усилитель мощности или громкоговоритель будет перегружен. Беспокойтесь о том, чтобы динамики в колонках не вышли за границы нормальной работы. Не слушайте слишком громко для ваших ушей. Помните, что каждая аудиосистема, комната и музыкальное произведение имеет идеальный уровень громкости: слишком низкая или слишком высокая громкость будет попросту ошибочной.
Оптимальный уровень
Существует оптимальный уровень громкости для каждого музыкального файла в вашей библиотеке. Он не будет одинаковым для каждой системы, но, когда он достигнет ваших ушей, должно быть то же самое впечатление.
Всегда рискованно утверждать, что есть только один «правильный» способ что-то сделать, но за много лет я ни разу не видел, чтобы это наблюдение оказалось некорректным. Как только вы услышите музыкальный трек, исполняемый на абсолютно правильном уровне, вы поймете, что я имею в виду. Но как нам получить правильную громкость и как удостовериться, что она и есть та самая, единственно верная?
Оптимальная громкость зависит от многих параметров: от самой аудиосистемы, от комнаты, от количества людей в помещении и т.п. В рамках этих ограничений сравнительно легко получить идеальный уровень для любого конкретного трека музыки. Большинство из нас имеют врожденную способность просто отрегулировать уровень до тех пор, пока он не станет правильным, причем удивительно, что правильный уровень, кажется, оказывается почти идентичным для разных людей в одной и той же комнате. После многих лет демонстрации стереосистем для людей, и, наблюдая их реакцию, правильный уровень громкости для каждого музыкального отрывка кажется довольно очевидным. Я дам вам несколько советов, чтобы использовать, если вы хотите узнать, что я имею в виду:
Звуковой образ и элементы в пределах размеров этого образа
Размер конкретного музыкального инструмента, масштаб голоса или вся презентация связаны с громкостью. Если громкость слишком большая, размер инструмента звуковая сцена также оказывается слишком большой, чтобы казаться естественной. Что интересно, здесь противоположное утверждение не справедливо. Если уровень громкости слишком низок, то весь звуковой образ сжимается в размерах, как и можно было ожидать, но отдельные инструменты, похоже, остаются в фиксированной пропорции ко всей сцене ниже определенного порога. Это порог, который начинает приближаться к фоновым уровням для музыки.
Звук сливается в сплошной рев
Это хороший признак того, что звучание слишком громкое для отдельного элемента или всего музыкального произведения.
Присутствие (презенс)
Если трек играется недостаточно громко, он, как правило, оказывается на уровне фоновых шумов в комнате и не имеет реалистичного присутствия в ней.
Это лишь несколько указаний на то, что трек воспроизводится на слишком высоком или слишком низком уровне. Актуальный уровень зависит как от самой системы, так и от помещения, как я уже упоминал, поэтому вам необходимо определить некий базовый уровень, который годится для вас, а затем корректировать громкость индивидуальных треков, в каждом отдельном случае в зависимости от того, сколько людей в помещении в каждый момент (люди ведут себя как абсорберы (поглотители) звуковых волн).
Я нахожу этот элемент презентации настолько критичным, что я помечаю каждый трек цифрой с соответствующим уровнем громкости для ЦАП или предусилителя. Глядя на мою библиотеку, вы увидите цифры рядом с каждым из треков, которые помогают мне сразу получить идеальный уровень для прослушивания или демонстрации.
Оригинал: Pushing too hard и The optimum level
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.