Сегодня в нашем тесте представлен проигрыватель виниловых пластинок SME Model 20/12 с тонармом SME Series M2-12R и головкой Clearaudio Stradivari V2.

Английская компания SME Limited, изначально называвшаяся The Scale Model Equipment Company Limited была создана Аластором РобертсономАйкманом в 1946 году и занималась производством деталей для высокоточного инженерного оборудования. Направление звуковоспроизводящей техники в компании появилось не сразу, первый тонарм был выпущен только в 1959 году, первый проигрыватель появился значительно позже. За десятилетия работы компания выпустила немало очень известных и распространенных тонармов, многие модели которых, не смотря на солидный возраст до сих пор популярны среди меломанов и аудиофилов всего мира, они известны своим качеством изготовления, точностью и удобством настройки. Проигрыватели SME распространены значительно меньше, в силу достаточно высокой цены и небольших объемов производства. За несколько лет мне довелось столкнуться с ними всего лишь дважды, и при этом знакомство было весьма поверхностным.

Конструкция

На первый взгляд аппарат достаточно прост — лаконичный дизайн, продиктованный, скорее, не соображениями эстетики, а конструктивными особенностями инженерных решений, в глаза бросаются разве что специфические резиновые подвесы стола. Но если разобраться в деталях и присмотреться повнимательнее, в проигрывателе найдется немало интересных и эффективных технических решений. Рассматриваемый аппарат — второй сверху в модельном ряду производителя, в модификации, позволяющей устанавливать тонармы длиной от 9 до 12 дюймов. Проигрыватель массивный, но вес 35 килограммов, по современным меркам, далеко не самый большой. Пятикилограммовый диск — тоже не более, чем «средне-тяжелый». Корпуса как такового, у аппарата нет — та часть, которую принято называть столом, состоит из двух массивных металлических пластин, расположенных друг над другом — нижняя устанавливается на поверхность стойки посредством четырех опор, а верхняя, по сути, подвешивается к опорам при помощи резиновых колец. Всю конструкцию можно установить на поверхность двумя способами — или на штатные резиновые вставки, или на стальные шарики. В любом случае, настройка по уровню осуществляется вращением опор. При этом положение верхней пластины тоже можно отрегулировать, меняя высоту верхней части подвеса. Такая развязка делает проигрыватель практически независимым от вибраций и избавляет от необходимости регулярной подстройки по уровню. Массивный и мощный мотор располагается на нижней пластине стола и дополнительно развязан от нее через небольшие шипы. Блок питания и управления, вынесенный в отдельный корпус, позволяет проигрывателю работать на скоростях 33 1/3, 45 и 78 оборотов, при этом каждую скорость можно точно подстроить, используя стробоскопический диск. Мотор снабжен датчиком Холла, что позволяет контролировать и поддерживать скорость вращения. Стоит заметить, что диск проигрывателя выходит на рабочую скорость очень быстро, при этом индикатор на блоке управления показывает, когда скорость набрана и стабильна. Достаточно толстый резиновый пассик в форме ленты передает вращение на массивный субдиск, скрывающий под собой узел подшипника. Основной диск устанавливается сверху — тут в конструкции нет почти ничего необычного, кроме конструкции самого диска. Его верхняя часть, несъемный мат, если можно так сказать, выполнен из очень интересного материала, похожего на искусственный камень или спрессованную каменную крошку.

Мощный мотор передает вращение на массивый субдиск.

Поверхность жесткая и немного шершавая за счет покрывающих ее тонких бороздок. По утверждению производителя, с этой поверхностью нужно обращаться так же аккуратно, как и с поверхностью виниловой пластинки. Я бы к этому добавил, что штатный навинчивающийся клэмп в этой ситуации очень кстати — тогда пластинка гарантировано не будет проскальзывать. А вот что точно противопоказано — так это менять пластинки, не останавливая диск. Стоит заметить, что штатный клэмп не только весьма удобен, но и практически не влияет негативно на звук. Характерных для большинства прижимов резкости и потери динамики практически не слышно. Штатным, по мнению производителя, для данного проигрывателя является 12-дюймовый тонарм из магниевого сплава — SME Model 312S, но наш аппарат укомплектован тонармом SME Series M2-12R. Важно помнить, что когда тонарм просто установлен на держателе, шелл с головкой выдаются вперед, за пределы стола, поэтому вероятность повредить иглу несколько выше, чем обычно. Нужно быть немного более внимательным и аккуратным, чем обычно. Сам тонарм напоминает старые SME 3012 — изогнутая трубка, достаточно большая эффективная масса 18 граммов, классический и узнаваемый легкий шелл со стандартным разъемом. Но при этом поворотный узел и противовес тонарма позаимствованы у современной серии M2. Сочетание на первый взгляд интересное – исходя из опыта использования, обычному, «прямому» SME Series M2-12 как раз и не хватало съемного шелла со стандартным разъемом, например, чтобы устанавливать головки Ortofon SPU и прочие, «встроенные в шелл» головки. А кроме того, так хорошо узнаваемый шелл SME на практике не так уж и удобен — во-первых, он слишком легкий, что может потребовать дополнительной нагрузки при установке легких головок. Во-вторых, за счет формы в этот шелл можно установить не все головки — та же Clearaudio Stradivari V2 на него не устанавливается изза размеров, соответственно в таком случае нужно использовать шелл другого производителя. Следующая особенность — провод на выходе с разъемами RCA, а не с привычным для большинства тонармов DINразъемом. Так как провод от тонарма в данном случае был «штатный», я сразу заменил его на AudioCraft. И последнее, что хочется отметить — тонарм позволяет установку жидкостного демпфера SME FD-M2. В нашем случае его не было, но по возможности эту опцию использовать крайне желательно, на звук она влияет весьма положительно.

Звучание

Я начал прослушивание со спокойного и мелодичного альбома John Coltrane «Ballads» — звучание очень ровное, сбалансированное, одинаково детальная и разборчивая подача по всему диапазону. В целом, звучание достаточно легкое, ненавязчивое, но при этом очень увлекательное, в том числе за счет очень хорошей микродинамики, богатых, но не пересыщенных послезвучий. Приятно порадовала сцена — объемная и при этом цельная. Следующий альбом «Ella & Duke at The Cote D'Azur» — запись звучит просто замечательно — отличная сцена, как по ширине, так и по глубине прекрасно чувствуются пространство зала и атмосфера концерта. Слышны все призвуки и нюансы, но при этом они ровно в тех звуковых пропорциях, в которых должны присутствовать на хорошей записи живого выступления. Звучание большого джазового оркестра очень слитное и удивительно реалистичное. По натуральности тембров придраться практически не к чему. И буквально с самого начала теста сложилось впечатление, что именно тестировать-то не особенно и хочется — можно просто слушать одну пластинку за другой.

Легкий алюминиевый шелл точно такой же, как и тот, которым много лет назад комплектовались тонармы SME 3009 и 3012.

Ставлю «The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited — In Tune» — музыка казалось бы не сложная, но на самом деле достаточно проблемная для многих трактов — глубокий, «рыхлый» бас и специфические вокальные партии — при неправильной подаче можно получить раздражающее «уханье» и смазанный, утомляюще-убаюкивающий вокал. Однако здесь все хорошо — бас ровный, глубокий, объем и струны контрабаса практически ощущаются в пространстве. В плане вокала — как раз то сочетание детальности и слитности, которое хочется слышать. Современное двухдисковое переиздание Derek & The Dominos — «Layla And Other Love Stories» прослушал почти полностью: отличное, легкое, но не легковесное, и при том увлекательное звучание и одновременно просто красивая музыка. А вот на «Partita For Cembalo» Баха в исполнении Карла Рихтера наконецто первое замечание — звук клавесина получился слишком легковесным, как бы немного неустойчивым. Все быстро, тембрально почти верно, детально, но нет какой-то необходимой доли основательности, музыка как бы колышется и никак не может устояться. В данном случае дело не в исполнении или записи, а в воспроизведении посредством данного тракта. На записи Francois Couperin — Troisieme Livre — Pieces de clavesin звучание клавесина чуть более устойчивое и цельное, но некая фривольность в подаче тоже присутствует. Дальнейшие эксперименты показали, что эта особенность (все-таки при имеющейся степени выраженности это именно особенность, а не недостаток) обусловлена индивидуальным почерком головки звукоснимателя Clearaudio Stradivari V2. Завершить первое прослушивание решил записью Rachmaninoff — piano Concerto No.2, 6 Preludes. Пластинка сама по себе — не самый удачный вариант записи большого симфонического оркестра, в некоторые моменты музыка пытается «свалиться в кучу», иногда ощущается перекос в сторону той или иной группы инструментов, а иногда все звучит достаточно ровно. В данном тракте звучание было, наверное, максимально приближенным к тому, которое вообще можно получить с данной конкретной пластинки — даже «шероховатые» моменты воспроизводились без явных перекосов. Конечно, огрехи записи слышны, но при этом можно или слушать музыку, или анализировать собственно запись — сам проигрыватель не навязывает какого-либо доминирующего подхода.

Тонарм SME Series M2-12R одновременно напоминает и серию М2, на основе которой он сделан, и старые модели SME 3012.

После записи Эрика Клэптона «Unplugged» я решил, что головка Clearaudio Stradivari V2 показала в данном тракте все, на что способна, и попробовал Denon DL103GL — это, по сути, та же низкоподатливая головка из семейства 103-х, со сферической иглой. Основное ее отличие в том, что катушки намотаны золотым проводом. Прослушав вторую сторону концерта Клэптона, я пришел к выводу, что стол и тонарм «выжимают» из хорошо знакомой мне головки практически весь ее потенциал и даже такая достаточно простая конструктивно головка может работать очень хорошо. Звучание стало чуть менее ярким, появилось больше комфорта и, если можно так сказать, «деликатности», но при этом уменьшение динамики и детальности было столь незначительным, что не могло быть отнесено к явным недостаткам.

Головка Clearaudio Stradivary V2 установлена в шелл Clearaudio. В зависимости от предпочтений головку можно закрепить как металлическими, так и пластиковыми винтами. В нашем случае использованы пластиковые винты — корпус головки из эбенового дерева требует бережного и аккуратного обращения.

Средние частоты стали более открытыми и аккуратными. Что несколько огорчило, так это уменьшение глубины сцены. Прежний опыт общения показал, что старые пластинки — не для Clearaudio Stradivari V2, так что для монозаписей я решил взять в тест классическую моноголовку Denon DL-102. Ставлю пластинку издания Norman Granz' J.A.T.P. in Tokyo — «Live At The Nichigeki Theather» — запись 1953 года, в моем случае — старое японское переиздание. Конечно, учитывая год записи, на высокое качество рассчитывать не приходится, да и пластинка не в самом идеальном состоянии. Но при всем этом, частотный диапазон воспроизводится очень хорошо, а дефекты самой пластинки слышны минимально. Слушать интересно, практически сразу внимание сосредотачивается именно на музыке, а не на недостатках записи. Следующая монозапись — «Stan Getz and The Oscar Peterson Trio» — вообще без нареканий как по звуку, так и по воспроизведению со старой пластинки.

Резюме

По сути, аппарат показал себя так, что придраться практически не к чему, да и совершенно не хочется этого делать. Единственное, о чем стоит упомянуть — на проигрыватель можно установить только один тонарм. Звучание удивительно детальное, но при этом цельное, с отличной проработкой по всему диапазону. Нет ни холодности, ни отстраненности, характерных для многих современных проигрывателей. Аппарат одинаково успешно справляется с различными музыкальными направлениями и жанрами, не проявляя каких-либо предпочтений и не внося сколь бы то ни было слышимой огласки. Нюансы звучания можно настроить «под себя» при выборе тонарма, головки, проводов и прочих компонентов тракта. Но о чем стоит помнить — аппарат с одной стороны «вытянет» из головки все, что можно, но если головка имеет недостатки — их будет прекрасно слышно.

Музыкальный Материал

[01] Derek & The Dominos — Layla And Other Love Stories — Polydor 0600753103739 / Stereo.

[02] Ella Fitzgerald, Duke Ellington — Ella & Duke at The Cote D'Azur — The Complete Concert Performance — Verve 833 562-1 / Stereo.

[03] Eric Clapton — Unplugged — Reprise Records 9362-45024-1 / Stereo.

[04] Francois Couperin — Troisieme Livre — Pieces de clavesin — Alan Curtis, Frans Bruggen, Bruce Haynes, Lucy van Dael — EMI —1C 151-30750/1 / Stereo.

[05] J.S. Bach — Partita For Cembalo, BWV.825830 — Karl Richter — London K15C-8091/2 / Stereo.

[06] John Coltrane Quartet With McCoy Tyrner, Jimmy Garrison & Elvin Jones — Ballads — Impulse YS-8505-AI / Stereo.

[07] Norman Granz' J.A.T.P. in Tokyo — Live At The Nichigeki Theather — Verve MV 9061/3 / Mono.

[08] Rachmaninoff — piano Concerto No.2, 6 Preludes — Sviatoslav Richter, Stanislaw Wislocki, National Philharmonic Warsaw — Deutshe Grammophon 20MG 0339 / Stereo.

[09] The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited — In Tune — MPSDelta 5C 064D-99442 / Stereo.

[10] Stan Getz and The Oscar Peterson Trio — Verve USA MG V-8251 / Mono.

SME ModEl 20/12A

Привод пассиковый

Скорости вращения 33,3, 45 и 78 об/мин

Мотор с внешним блоком управления

Габариты 520x375x174 мм Вес 35,5 кг

Тонарм SEriES M2-12r

Тип подвеса поворотный

Трубка сталь

Шелл съемный

Эффективная длина 308,81 мм

Эффективная масса 18 г

Выходной разъем RCA

Головка звукоснимателя ClearAudio Stradivari v2

Тип МС

Диапазон частот 20 Гц — 100 кГц

Держатель иглы борон

Обмотка чистое золото 24 карата

Податливость конструкции 15/15 мкм/мН

Рекомендуемая прижимная сила 2,8 г

Разделение каналов более 30 дБ

Разбаланс каналов менее 0,5 дБ

Импеданс катушки 35 Ом

Материал корпуса эбеновое дерево

Вес 4,4 г