Девиз компании Densen: «Жизнь слишком коротка, чтобы слушать скучный Hi-Fi». Истина или красивые слова? Разберемся на примере классической Hi-Fi-пары — CD-проигрывателя и усилителя.
Датская фирма Densen Audio Technologies — дитя беззаветной любви ее основателя Томаса Силлесена к аудиотехнике. Первый усилитель он собрал еще 13-летним подростком, а шесть лет спустя, будучи в выпускном классе школы, начал подрабатывать на выставке звуковоспроизводящей аппаратуры. Затем, получив (первым из датчан!) звание магистра в области контроля качества продукции, Силлесен основал фирму Densen с намерением начать выпуск аппаратуры бескомпромиссного качества. В подтверждение этого Силлесен обязался предоставлять покупателю новых (т.е. не подержанных) аппаратов пожизненную гарантию на них. Этот принцип неукоснительно соблюдается и сейчас.
Примечательно, что Densen стремится идти в ногу со временем, не прогибаясь под сиюминутные маркетинговые требования; мало того, высшим мерилом качества здесь считаются вкусы и пристрастия ее владельца. В частности, поворотный регулятор громкости на усилителях фирмы традиционно устанавливался на левой стороне фасада, поскольку Силлесен — левша! (Современные аппараты, в т.ч. попавший к нам на тест В-175, этой особенности лишены только потому, что громкость на них регулируется цифровым — кнопочным — методом.)
Все это красивые слова, скажет постоянный читатель, переходите, ребята, к делу: чем отличается проигрыватель B-440XS от модели B-440, которую вы обозревали года полтора назад (точнее, в No 5, 2010. — Ред.)? Если встречать только по одежке — почти ничем, ответим мы. Перед нами все тот же элегантный минимализм. Корпус из толстого стального листа с изумительной структурой поверхности (по ней словно прошел резец скульптора, оставив шероховатые следы, приятные как на глаз, так и на ощупь); на фасаде все те же восемь кнопок, симметрично расположенных по обе стороны от приемника для дисков и дисплея с красными светодиодами. Впрочем, заявлена возможность чтения HDCD. «Ну и что? — снова прервет наш рассказ постоянный читатель. — Формат HDCD оказался мертворожденным. Какой от него прок?» Не спешите с выводами, осадим мы ретивого знатока, эта функция — лишь верхушка настоящего айсберга изменений, произведенных в конструкции проигрывателя. В частности, помимо стандартного апсемплинга, в нем используется оригинальная технология PlusBit — установлено четыре ЦАПа, причем два работают с некоторой задержкой.
После преобразования в аналог прямой и задержанный сигналы суммируются, благодаря чему результирующая кривая по форме максимально приближается к синусоиде — «живому» аналоговому сигналу. Разработчики считают это эквивалентом добавления к 16-битному потоку с компакт-диска еще одного, 17-го, бита. Отсюда и название PlusBit. Проигрыватель оборудован CD-транспортом Sony и HDCD-процессором Pacific Microsonics. Управляющая логика — собственной разработки. После PlusBit-преобразования аналоговый сигнал, пройдя по оптимизированной разводке четырехслойной печатной платы, поступает на выходные усилители, собранные по фирменной схеме класса А без обратной связи. Не имеет обратной связи и усилительный тракт «интегральника» В-175. В этой модели дизайнеры объединили фасад предусилителя В-250 и массивные сквозные радиаторы моноблока В-350. Использование последних позволяет подавать на выходные каскады большой ток смещения, что в свою очередь дает усилителю возможность работать в классе А при прослушивании на реалистичной громкости.
Управлять комплектом можно при помощи фирменного пульта с забавным названием Gizmo, который приобретается за отдельную плату. Он излучает ИК-сигнал под широким углом, поэтому ПДУ не нужно точно нацеливать на управляемый аппарат. Увы, это увеличивает энергопотребление, в связи с чем пульт оснащен аккумуляторами и комплектуется зарядным устройством.
Перед прослушиванием комплект был прогрет при помощи специального трека на компакт-диске Densen DeMagic. А затем начались настоящие чудеса. При воспроизведении записей любого жанра — от расслабленного джаза Мелиссы Уокер до «Поэмы китайских барабанов» Йим Хок-Мана, номера, потрясающего широтой динамического диапазона, — ощущалась полная уверенность системы в своих силах и возможностях. Не было ни малейших проблем с передачей макрои микродинамики, равно как не ощущалось никаких ограничений по частотному диапазону. Комплект опять хочется сравнить со скульптором — отсекая все лишнее и наносное, он относился к записям как к пластическому материалу, вылепливая рельефные музыкальные образы. Жизнь и впрямь слишком коротка, чтобы слушать музыку на другой — скучной — аппаратуре.
Неравномерность АЧХ на линейном выходе проигрывателя в рабочей полосе частот всего 0,13 дБ при этом дисбаланс каналов минимален — порядка 0,1 дБ. Нелинейные искажения тоже малы: номинальная величина КНИ недотягивает даже до 0,2 дБ, а максимум отлича
ется от номинала всего на тысячную долю процента. Процент паразитных составляющих в спектре выходного сигнала минимален, а их амплитуда сравнима с уровнем шумов. Фазу сигнала проигрыватель передает правильно, а при желании ее можно инвертировать. Выходная мощность усилителя на средних частотах приближается к заявленной, а на верхах и басах — меньше этого показателя, но не настолько, чтобы бить тревогу. Полоса частот по уровню —0,5 дБ составляет 63 кГц (файлы высокого разрешения прочитаются без ограничений). Коэффициент демпфирования (для усилителя, собранного по схеме без обратной связи) просто замечательный — 40 единиц.