Производить акустику можно двумя путями: пользуясь чужими запчастями, собирая затем свои колонки, а можно делать все под одной крышей самому. Как для себя, так и для других. Семейное предприятие Davis Acoustics функционирует именно по второму принципу уже почти три десятка лет. И более чем успешно.
Семейный анамнез
Все затеял основатель компании Мишель Визан (Michael Visan). Когда-то Мишель был техническим менеджером крупного производителя диффузоров и домашних акустических систем Siare и спокойно разрабатывал себе динамики. После длительной работы в этой ныне несуществующей компании топтание на одном месте порядком надоело Мишелю, и вместе с женой они решили создать свою фирму. Они сделали упор на исследовательской работе над диффузорами, считая их самой важной частью динамика.
Все это происходило в далекие восьмидесятые, на заднем дворе (в прямом смысле, кстати) четы Визан в Сен-Мор-де-Фоссе, в юго-восточном пригороде Парижа. Тогда в этой маленькой компании работали всего три человека (включая супругов Визан), которые занимались всем сразу: разработкой, сборкой, проверкой и отгрузкой готовой продукции.
«Первой ласточкой» новоявленной компании стали кевларовые динамики класса High End, отличающиеся от того, что предлагалось в тот момент на рынке. Следующей разработкой и одновременно «визиткой» компании стал широкополосный динамик 20TK8, где использовались кевларовый диффузор и большой магнит из сплава титана, кобальта, никеля и алюминия. Затем был разработан высокочастотный динамик TW26K также на основе кевларовых диффузоров, но уже по совершенно новой технологии: его характеристики напоминали по форме и использованным материалам скорее среднечастотники, чем твитеры. После чего наконец была собрана вручную первая акустическая система по имени Kristel. Она неожиданно хорошо продавалась и получила похвальные отзывы у французских Hi-Fi-журналов.
А дальше все пошло еще лучше, производство росло как на дрожжах. Задний двор расширили, потом еще раз, потом в третий раз — в итоге то, что начиналось как небольшое семейное производство, превратилось в большую фабрику. Летом 1998 года завод переехал в город Труа на севере Франции, работников, что вполне естественно, стало гораздо больше.
Заправляет всем сегодня сын Мишель Визана — Оливье (Olivier Visan), которому отец передал свои знания (мечта любого отца) и помог стать инженером компании, а затем и возглавить ее. А поскольку Davis Acoustics и сегодня является семейным бизнесом, то и брат Оливье — Давид — трудится на этом поприще, возглавляя отдел внутренних продаж компании.
Три года назад Davis Acoustics исполнилось 25 лет, и всем современным разработкам компания обязана таланту Оливье Визана, что подмечают и крупные партнеры компании, говоря о принципиально разном подходе отца и сына к созданию моделей в пользу последнего.
Технологии для широкой публики
Никто лучше самих создателей не объяснит, в чем же преимущества их продукции по сравнению с конкурентами. Вот Давид Визан и разъясняет в интервью: «Наша главная цель – это воспроизвести запись максимально точно, поэтому у нашей акустики довольно ровный, линейный звук. Однако тем, кто пользуется нашими АС, особенно нравится, как они воспроизводят вокал. Все наши разработки отличает хорошая детализация на средних частотах, именно этого и ждет от нас слушатель. Точность в воспроизведении голоса достигается как раз за счет кевларовых диффузоров. Если сравнивать Davis Acoustics с другими брендами, наш звук точнее и чище — мы как бы убираем занавес, отделяющий слушателя от колонок.
Наша технология изготовления диффузоров позволяет нам обойтись без сложных разделительных фильтров, и за счет этого сохранить максимальную динамику в звуке». Хотя далее Давид и поправляется: «Мы всячески стараемся не ориентироваться на других игроков на рынке и следовать своей собственной философии. А наша философия — нейтральный звук, хорошая динамика и простота в использовании (нашей акустике не нужен сверхмощный усилитель). Ну и не стоит забывать о дизайне, конечно».
Плоды трудов праведных
Спектр выпускаемых продуктов компании широк. Есть пять основных линеек, отдельная линейка интегрируемых динамиков, ну и плюс автомобильные модели, которых свыше трех сотен! Этим занимается ОЕМ-подразделение компании: оно выпускает штатную акустику для многих авто премиум-класса, также выполняя полный цикл производства, от разработки дизайна до готового продукта, который потом отправляется прямиком в машину.
Более того, автомобильных динамиков настолько много, что производитель сам на сайте извиняется — мол, извините, мы вам не можем показать все, покажем только двадцать. Но если что — пишите, заказывайте, персонально для вас любую из серий подскажем, где заказать.
Но обратим наше внимание на пять основных линеек обыкновенных акустических систем, и ввиду большого количества моделей в каждой из них расскажем только об основных из них. Эти пять серий называются довольно просто: Easy, Lifestyle, Power, Olympia и Dream. И каждое название действительно что-то значит.
Первые шаги
Серия Easy простая, легкая и недорогая. Но «недорогая» — разумеется, в сравнении не с компьютерными пластиковыми колонками, а с Hi-Fi- и High-End-техникой. Она включает в себя четыре модели, которые могут быть куплены и установлены как сами по себе, так и в составе сета для домашнего кинотеатра: их называют Eva, Eva 5, Eva C1 и Sub Eva. И каждый из динамиков отвечает за свое предназначение.
Eva — скромные двухполосные «полочники» с фиберглассовым вуфером, которые используются в качестве фронтальных динамиков в ДК. Eva-5 — массивные трехполосные напольные колонки с фазоинвертором, которые могут быть как тыловыми динамиками, так и фронтальными. Eva C1 — центральный канал с коаксиальными драйверами и твитером из коаксиального поликарбоната. И, наконец, Sub Eva — 70-ваттный сабвуфер с фазоинвертором и восьмидюймовым драйвером с бумажным куполом.
Стиль жизни
Серия Lifestyle — самая, наверное, пестрая в ассортименте компании, поскольку количество разнокалиберных моделей в ней приближается к десятку. И среди них есть как недорогие полочники, так и мощные трехполосные напольные модели с высокой ценой. Конечно, все перечислять — задача неблагодарная, но на наиболее любимых аудиофилами и журналистами моделях мы, безусловно, остановимся.
Сразу надо подчеркнуть, что стоят они все по-разному. Скажем, полочники Dufy HD может себе позволить почти что каждый любитель хорошего звука (цена около 400 долларов США), а с Matisse уже придется отказывать себе в пирожных с ежевикой, потому что цена переваливает за тысячу долларов.
Двухканальные Dufy HD благодаря кевларовым среднечастотникам (авторская разработка компании, между прочим) выдают 80 Ватт, и сама компания рекомендует их использовать в составе ДК формата 5.1, где Dufy HD могут играть в том числе и роль тыловой пары динамиков. Центральный канал отдается другой модели серии Lifestyle Centrale HD, ну а сабвуфер – Bassoon 150 из той же серии Easy.
Любопытно, что сами представители Davis Acoustics подчеркивают, что изначально данная модель не предназначена быть в составе кинотеатральной системы, а желательно бы ей быть исключительно стереоколонками для прослушивания музыки. В общем, двойственная французская сущность Dufy HD ничуть не мешает им быть всем и сразу.
Конечно, нельзя не обратить внимание и на элегантные трехканальные напольные АС с романтическим названием Vinci и приставкой HD. Это уже далеко не первое поколение напольников Vinci: помимо HD, были просто Vinci, Vinci 2, а Vinci 3D все еще представлены в ассортименте компании. В этих акустических системах сразу обращает на себя внимание количество динамиков: их четыре. Два из них представляют собой 17-сантиметровые вуферы с бумажными диффузорами. Они работают в отдельной части корпуса в паре с крупным фазоинверторным портом, выведенным в нижнюю часть фронтальной панели. Сверху на нас внимательно смотрит 25-миллиметровый твитер с мягким тканевым куполом, а под ним установлен 13-сантиметровый среднечастотник с желтой кевларовой мембраной. Диапазон частот Vinci HD составляет от 35 Гц до 23 кГц при мощности звука в 130 Ватт. В общем, все серьезно. Суров и вес колонки в 28 килограмм.
Это далеко не все, что можно найти в серии Lifestyle, но — ищущий найдет еще больше.
Сильные бренда сего
Сильные в прямом смысле — конечно, речь о линейке Power. Это не значит, что вся акустика серии выдает запредельные хрипящие мощности а-ля дешевые китайские автосабвуферы — нет, тут все тоньше, и речь идет больше о технологиях из высоких сфер, примененных там, где их не ждали.
Например, твитер двухполосной напольной модели Davis Acoustics Stentaure L.E. (пришедшей на замену модели Stentaure) исполнен в виде рупора, характерного в настоящее время либо для концертной акустики, либо для дорогих моделей класса High End. Его дополняют два НЧ-динамика с бумажными диффузорами и очень большим ходом, а также излучающий вперед порт фазоинвертора. Корпуса этих АС, как и почти всех Davis Acoustics, выполнены из МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности), что позволило сделать прочные кабинеты во всех смыслах, не поднимая вместе с тем их стоимость.
Помимо Stentaure L.E., в серии Power есть и другие интересные экземпляры, напольники Monitor 1 и полочники Clint. Это двухполосные АС с фазоинвертором, предназначенные для работы даже с маломощными ламповыми усилителями.
Для ценителей
А вот серия Olympia уже другого класса: и выглядят солидно, и материалы использованы подороже, да и сами АС не из дешевых. В составе всего три модели — Olympia 1, Olympia 2 и Olympia 3, причем первые две являются фактически полочниками (но не сказать, что компактными), а третья — напольная модель того же дизайна.
Тканевый твиттер, кевларовый низкочастотник, тыльный фазоинвертор и все авторские разработки компании «в одном флаконе» — в общем, все для ценителей классического дизайна и хорошего звука по средней цене.
Мечтателям
Наиболее любопытна серия Dream, в которой каждая из моделей обладает своими особенностями. В ней вы найдете сегодня три АС, одна удивительней другой. Скажем, модель MV One — однополосная. Да-да, там всего лишь один динамик, отсутствует разделительный фильтр на пути звукового сигнала, излучение всех частот из одной точки… именно так. Конечно, у таких АС ограниченный частотный диапазон, но инженерам Davis Acoustics удалось успешно решить эту проблему, и колонки все-таки способны воспроизводить звук в диапазоне от 40 Гц до 20 кГц по уровню - 3 дБ, что соответствует характеристикам «нормальных» акустических систем. Правда, у них есть еще и щелевой фазоинвертор на передней панели в самом низу, и он обеспечивает эффективное использование внутреннего объема корпуса.
Акустические системы Nikita 2 при необычном внешнем виде имеют жесткое антирезонансное шасси и оснащены эффективной магнитной системой. Желтый низкочастотный динамик обладает кевларовым диффузором диаметром 210 мм, а в его центре установлена фазокорректирующая заглушка, выравнивающая частотную характеристику излучателя. Есть и расположенный на тыловой панели фазоинвертор.
Ну и, наконец, топовая модель Karla — цена за пару «Карл» приближается к миллиону рублей. Это массивный трехполосный напольный громкоговоритель, выполненный в виде изящной, чуть выдающейся вперед, двухсекционной конструкции: поначалу фотографию можно принять за странное зеркало под днищем верхней части. Формально это два динамика с тыловым фазоинвертором на каждом из них, фактически это система «push-pull». Секция динамиков высоких и средних частот расположена сверху, и все головки, применяемые в данной системе, имеют диффузоры из углекомпозитного волокна (применены карбон и кевлар). Это позволяет снизить уровень искажений при воспроизведении за счет легкости и вместе с тем большой жесткости диффузоров. И номинальная мощность тоже впечатляет — это целых 200 ватт при частотном диапазоне от 25 гЦ до 35 кГц.
В поисках золотой середины
В отличие от многих компаний, Davis Acoustics не ограничивает себя, выпуская как относительно недорогую акустику класса Hi-Fi, так и дорогую из сферы High End. Французская семейная фирма выбрала золотую середину, максимально расширив спектр выпускаемой продукции — при этом изготавливая практически все на одном заводе, включая отдельные компоненты динамиков.
Davis Acoustics не боятся смелых экспериментов (взять хотя бы ту же Karla), но и про более скромных пользователей не забывают. Поэтому имеет смысл присмотреться к продукции страны Елисейских Полей и француженок: может быть, вы найдете что-то свое?
Фотографии на фабрике Davis Acoustics во Франции сделаны в ходе проекта «Европейская Hi-Fi-экспедиция». Благодарим Олега Мазура за их предоставление.