Джазовые фестивали проходят в разных странах уже на протяжении многих лет, и перечислить даже небольшую их часть весьма затруднительно. Так же непросто сосчитать, какое количество выдающихся записей разных исполнителей и коллективов было сделано именно на фестивалях.

Однако в данном случае речь пойдет об относительно небольшом фестивале, просуществовавшем всего несколько лет. Первый Aurex Jazz Festival прошел на нескольких открытых площадках в Японии в 1980 году, а последние записи и упоминания об этом событии заканчиваются 1983 годом. Записи концертов выпускались достаточно ограниченными тиражами для внутреннего японского рынка и после каждого фестиваля выходило по четыре пластинки. Часть из записей в 1994 году была переиздана на компакт-дисках. Сразу можно оговориться, что переиздания на компактдисках звучат заметно хуже изданий на пластинках, но при этом найти их сложнее, да и стоят они существенно дороже. С точки зрения меломана и коллекционера, наиболее интересны именно издания на виниле, которые при желании можно собрать в виде отдельных пластинок, но если задаться целью, то лучше, конечно, искать коробочные варианты — по четыре пластинки за один год, в одной коробке. И тут стоит упомянуть не только о коллекционной ценности изданий, которая в случае с «коробочными» вариантами, конечно же, выше. Скорее, важно то, что такие полные издания, во-первых, дают возможность услышать фестивальные записи в наиболее полном варианте, а во-вторых — я не могу назвать ни одну пластинку хоть сколько бы то ни было неудачной. Также стоит упомянуть тот факт, что в зависимости от года записи имеют достаточно выраженную жанровую направленность — 80-й год это свинг и биг-бэнды, 81-й — классический джазовый мейнстрим, но очень и очень высокого уровня, а 82-й и 83-й — авангардный джаз. Чем же интересны эти записи и для прослушивания, и для тестирования: можно рассмотреть на примере одной, наверное, моей любимой из всей серии пластинки — Aurex Jazz Festival '81 — AllStar Jam Session. Для того чтобы сильно заинтересоваться записью, достаточно прочитать состав музыкантов, игравших вместе на этом концерте: Фредди Хаббрад, Стэн Гетз, Джерри Маллиган, Милт Джексон, Боб Брукмейер, Рэй Браун, Арт Блэйки, Рональд Ханна. Мне нигде и никогда не встречался именно такой состав исполнителей. Кто-то из музыкантов играл и записывался вместе, но чтобы все одновременно на одной записи — нет, такого не встречалось никогда, и штудирование каталогов и дискографий также подтвердило, что больше такой состав нигде и никогда не играл. Хотя совместные сессии выдающихся музыкантов не всегда бывали удачными, но, не послушав, никаких выводов делать нельзя, так как нередко среди таких записей встречаются просто шедевры. И этот альбом как раз, безусловно, можно отнести к исключительным и уникальным. Все композиции сыграны настолько легко, интересно и совершенно, что слушать их можно раз за разом. Музыканты сыграли настолько слитно и деликатно по отношению друг к другу, что буквально нет ни одного фрагмента записи, который бы разочаровывал — и соло, и общие фрагменты почти совершенны. Но, что удивляет еще больше, так это запись — нередко концертные записи при всех достоинствах исполнения имеют среднее качество звучания. Но тут все совершенно наоборот — записей, сделанных на открытых площадках с таким качеством, я вообще не встречал. Да и многим студийным альбомам далеко до этого уровня. При прослушивании складывается совершенно реальное ощущение, что перед слушателем открылось окно в пространстве и времени, и этот концерт происходит здесь и сейчас. Таким образом, пластинка исключительно интересна как для простого прослушивания, так и для тестирования винилового тракта, так как сама по себе практически ничем этот тракт не ограничивает.

Пресс: Aurex Jazz Festival '81 — Allstar Jam Session — East World / Toshiba EMI Japan EWJ-80208 / Stereo.