По названию 3000i нетрудно догадаться, что эта линейка акустики позиционируется как улучшенная версия трехтысячной. Как и в предыдущей серии, здесь есть все АС, из которых можно собрать полный комплект домашнего кинотеатра, а напольная модель среди них только одна. Естественно, не в последнюю очередь она представляет интерес и в качестве стереопары. Изменения, по словам разработчиков, носят как эволюционный, так и революционный характер.
Внешние различия действительно минимальны: та же конфигурация динамиков, те же скругления корпуса, даже габариты остались теми же. Зато подросший ценник заметен сразу. Что же в него заложено и как это звучит? Пройдемся сверху вниз. Купольный твитер диаметром 22 мм избавился от вибраций передней панели, поскольку крепится к ней теперь через силиконовый демпфер. Пара СЧ/НЧ-динамиков с диффузорами из бумаги с пропиткой и специальным покрытием получила новые резиновые подвесы с низким гистерезисом, что должно улучшить скорость отклика.
Жесткость корпуса повышена распорками по фирменной технологии P2P (Point to Point), а основную частоту внутреннего резонанса корпуса поглощает конструкция, использующая принцип резонатора Гельмгольца. Технология получила название «HPE» (Helmholtz Pressure Equalizer). Вырез под панель для входных разъемов теперь отсутствует, клеммы врезаны непосредственно в корпус. Сделано это для того, чтобы избавиться от проникающих через эту панель нежелательных колебаний, а сами клеммы укорочены для удобства размещения АС.
Всегда в фокусе
C размещения и начнем. 3050i оказались довольно неприхотливы в этом плане. Сцена формируется сразу после включения и установки, устойчивость ее мало зависит от положения АС в комнате, центр выражен точно. Зона комфортного прослушивания может вместить до трех человек. Очевидно, что заслугой тому рельеф панели, обрамляющей ВЧ-динамик.
Этот небольшой изгиб сделан не только ради красоты: он формирует диаграмму направленности, делая ее равномерной в ограниченной зоне. Вклад отражений помещения при таком подходе существенно уменьшается, что дает определенную свободу в расстановке. Минус этого решения — заметное изменение АЧХ вне оси колонок. В данном случае стоящий слушатель получает небольшой акцент в нижней середине и лишается значительной части верхов. Конечно, стоя мало кто слушает музыку, но некоторые любят танцевать. Попутно замечу, что энергии у Q Acoustics на это вполне хватит.
Точность фокусировки инструментов на сцене у этих АС, как и у многих других, зависит от усилителя. Например, с Naim Uniti Star она была хорошей — не великолепной, но достаточной. Сравнение будет чуть позже, а пока перечислю, с чем еще мне удалось послушать 3050i: c усилителем Moon 600i и источником Cary Audio DMS-500. Кроме того, я попробовал этот плеер в комбинации с двухблочным Emotiva PT100/A-300. Акустические кабели во всех случаях использовались Audio Note Lexus LX96.
Перестраховка или деликатность?
Верх у этих Q Acoustics никогда не превышает некий безопасный порог, после которого звучание может стать утомительным. Поэтому, поставив альбом Fish «Internal Exile», я задержался на нем заметно дольше, чем планировал. Несмотря на новые «быстрые» подвесы динамиков, обнаружилась ритмическая неспешность или, по крайней мере, размеренность. Артикуляция в вокальном диапазоне такова, что солист как бы уравнялся по информационной значимости с музыкальными инструментами.
Но упомянутая неторопливость в сочетании с осторожностью на ВЧ означает, что хард-рок никогда не будет с ними слишком резким. Так что, включив на полную катушку «Outrider» Джимми Пейджа, я не только получил этому подтверждение, но и обнаружил изрядный динамический потенциал данных АС. Они действительно способны создавать «большой» звук.
Размеренность не тождественна отсутствию ритмичности, и на диске Мика Карна «More Better Different» в исполнении 3050i вы непременно начнете притопывать ногой в такт. Но все же бас Мика получился у этих колонок немного тяжеловесным для лидирующего инструмента. Смещенный в сторону НЧ-баланс, впрочем, совсем не повредил сборнику саундтреков Keith Emerson «At the movies». Треку «The Bust» это лишь добавило весомости, а в «Nighthawking» не помешало передать задорность ритма и виртуозность клавишных. Разборчивость вокала вновь оказалась не в списке приоритетов — она была достаточной, но не заставляла вслушиваться в слова.
Установка заглушек в фазоинверторы немного укротила НЧ и позволила обратиться к классике. На диске «Italian Opera Overtures» в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра под руководством С. Челибидаке колонки продемонстрировали достойную для этого жанра разрешающую способность, а также масштаб и макродинамику, необходимые для передачи большого симфонического оркестра.
Здесь же открылся талант 3050i — способность с одинаковой легкостью работать и с громкими, и с тихими звуками. Струнные смычковые инструменты растворялись в тишине зала и возвращались оттуда без малейшего сопротивления. Мику Карну заглушки тоже помогли: его соло-бас избавился от тяжеловесности и приобрел дополнительный объем, отделившись от остальных инструментов и приблизившись к слушателю.
Мастерство дрессировщика
Партнерство Q Acoustics с Moon 600i и Cary Audio DMS-500 ожидаемо вывело систему на новый уровень. И без того убедительная масштабность еще возросла, переместив Мюнхенский филармонический оркестр в помещение большего объема. Стали привлекать внимание короткие перкуссионные вставки в альбоме Мика Карна, что говорит об улучшении скоростных характеристик, а его бас-гитара наконец-то запела. Диск «Internal Exile» перестал восприниматься фоном: засияли цифровые синтезаторы, а неспешное повествование сменилось ритмическими и эмоциональными волнами.
Если подобрать этим колонкам усилитель с хорошим током, жанровых ограничений у получившейся системы не будет. Например, с Emotiva PT100/A-300 они уверенно отыграли и рок, и классику, пусть и немного схематично по сравнению с Moon.
Выводы
Колонки 3050i хотя и компактны, но простор им не помешает сразу по трем причинам: у них мощные НЧ, масштабный звук и выраженная направленность по высоте, так что слушать их лучше на некотором удалении. Выраженную зависимость многих свойств этих АС от усилителя можно записать как в плюс, так и в минус. Возможность влиять на звучание подбором партнеров — плюс, но то, что при этом лучше проявят себя более дорогие модели, для покупателя — минус. Пара свойств не зависит от окружения: это нехватка внимания к артикуляции вокала и уверенность в формировании сцены.
Достоинства: неприхотливы к установке, обеспечат масштабный звук без потери нюансов и разрешения
Недостатки: заметная направленность ВЧ по высоте, могут потребовать укрощения баса
Официальный сайт: Q Acoustics 3050i
Цена: 83 070 рублей
Паспортные данные
Акустическое оформление: фазоинверторное
Количество полос: 2
ВЧ-динамик: 1x22 мм
СЧ/НЧ-динамики: 2x165 мм
Диапазон частот: 44-30 000 Гц (+3 / -6 дБ)
Чувствительность: 91 дБ
Средний импеданс: 6 Ом
Минимальный импеданс: 6 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 25-100 Вт
Двухкабельное подключение: нет
Габариты: 1020x310x310 мм (с учетом клемм, опор и защитных решеток)
Масса: 17,8 кг