На двух компакт-дисках записана русская фортепианная музыка ХХ столетия: сочинения Скрябина (главным образом поздние: op. 61, 72, 73), Прокофьева (4-я, 6-я сонаты, части сюиты «Золушка», десять Мимолетностей) и Шостаковича (шесть из 24 прелюдий и фуг) в исполнении Святослава Рихтера.
Исполнение сочинений Скрябина и Прокофьева (первый и часть второго CD) характерно для позднего Рихтера — эта часть программы записана в 1993-м семидесятивосьмилетним артистом, через два года он перестал играть, а еще через два ушел из жизни. Хорошо слышно, что Рихтер препарирует нотный текст, подобно искусному и всеведающему звуковому анатому, сообщая музыке совершенно особое и необычное метафизическое измерение. Постепенно нарастающее пламя в Скрябинской «Поэме к пламени» не обжигает, как у Софроницкого или Григория Соколова, а ослепляет невиданной красотой, совершенством объема и колорита. Особенно необычно наложение этих качеств на музыку позднего Скрябина с ее психологическими лабиринтами. Прелюдии и фуги Шостаковича записаны на тридцать лет раньше. Таким образом, альбом представляет «разного» Рихтера. Замечательно верны слова Шнитке о Рихтере: «Все попытки подобрать рациональный ключ к таинственной природе гения бессмысленны: мы никогда не найдем форму одаренности... Он больше, чем пианист, его проблемы располагаются на уровне более высоком... они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии, в точке, где единая истина выражается универсально и всеобъемлюще».
Текст: Артем Аватинян