Без преувеличения: DSi200 — антипод ламповых усилителей, которыми всегда славилась Audio Research.
Cреди американских производителей высококлассной аудиотехники фирма Audio Research Corporation (ARC) — одна из старейших. Она была основана в 1970 году с единственной целью: превратить звуковоспроизведение в новый вид изящных искусств наряду с музыкой и живописью. Кредо фирмы не изменилось и сегодня — усилия инженеров по-прежнему направлены на достижение высшего качества звучания. При этом обновлять модельный ряд специалистов побуждают не требования капризной моды или безжалостной экономии, а реальные достижения в области аудиотехнологий. Штаб-квартира и все производственные площади размещаются в Миннесоте, о переезде в Китай речи нет.
Фирму основал Уильям Зейн Джонсон (1926—2011), еще в начале 1950-х увлекшийся конструированием аудиоэлектроники. Он практически в одиночку добился в США возрождения ламповой аппаратуры: во времена, когда крупные компании перешли на производство более надежных и дешевых транзисторных схем, он утверждал, что транзистор значительно уступает лампе по точности передачи нюансов музыки. (Время показало, что такая точка зрения имеет полное право на существование.) Многие эксперты считают Джонсона одним из авторов концепции современного High-End-аудио, а специалисты ARC с гордостью заявляют, что каждое их детище способно при надлежащем уходе радовать владельца многие годы. На практике это означает, что в фирменной мастерской можно придать первоначальный голос практически любому компоненту, выпущенному ARC за всю более чем 40-летнюю историю.
Впрочем, наш подопечный в таком уходе не нуждается. Он является как первенцем в новейшей линейке Definition (многозначное слово, которое мы привыкли понимать как «разрешение», но в данном контексте оно ближе к definitive — «определяющий, задающий тон»), так и первым полным усилителем ARC, в котором отсутствуют электронные лампы. По заверениям фирмы в основе DSi200 лежит передовая схема, полностью разработанная инженерами Audio Research. Она носит название твердотельной гибридной: линейный аналоговый источник питания на мощном трансформаторе с Ш-образным сердечником (за стабильность выдаваемого в цепь напряжения отвечают высококлассные регулирующие узлы), плюс энергосберегающие выходные каскады на MOSFET-транзисторах, работающих в ключевом режиме. Иными словами, данную конструкцию можно без преувеличения назвать антиподом ламповых усилителей, которыми всегда славилась Audio Research. Во главу угла на этот раз поставлена задача снижения потерь электроэнергии. Можно ли решить ее без ущерба для качества звучания? Известно же: большинство из тех, кто считает себя аудиофилами, близко не подойдут к усилителю класса D, полагая, и не без оснований, что по способности передавать микродинамику он значительно уступает аналоговой схеме класса АВ, а годится разве что для активного сабвуфера. Между тем DSi200, работающий, строго говоря, в D-классе, — машина совершенно иного рода, основанная на полностью балансной схеме и питающаяся, как было сказано выше, не от импульсного, а от линейного источника. Общая емкость батареи накопительных конденсаторов составляет ни много ни мало 160 000 мкФ, что позволяет отдавать в нагрузку значительный ток (короче говоря: «Батарея, огонь!»). Как такового предусилителя в DSi200 нет — соответствующие цепи являются пассивными. Вот пример истинно аудиофильского подхода, позволяющего свести к минимуму фазовые искажения, вносимые реактивными элементами. Данное решение выбивает почву из-под ног сторонников «компонентного» подхода, утверждающих, что HighEnd-усилитель может быть только двухблочным. Кстати, впервые ARC выпустила полный усилитель High-End-класса еще в 1997 году. Это была модель CA50, получившая высокую экспертную оценку...
Но вернемся к DSi200. В режиме ожидания он потребляет всего 38 Вт, так что его можно держать постоянно включенным. Впрочем, для прогрева ему требуется всего полчаса. Наличие помехозащищенных регулирующих схем в блоке питания позволило без риска для звучания оснастить усилитель флуоресцентным дисплеем (разумеется, отключаемым; также можно уменьшить его яркость). Сторонника традиционного дизайна может удивить расположение регулятора громкости и поворотного переключателя входов (они поменялись местами — переключатель находится справа, регулятор слева). Поскольку внешне они совершенно одинаковые, ошибиться легко, но только на первых порах.
Под дисплеем размещены четыре кнопки — включения, перехода в монорежим, приглушения звука и (внимание!) инвертирования фазы сигнала. Истинный ценитель высококачественного звука оценит эту возможность по достоинству, да и постоянным читателям нашего журнала не нужно объяснять, что компоненты, инвертирующие фазу входного сигнала, встречаются, увы, чаще, чем хотелось бы.
Что касается звучания, то DSi200 не из тех усилителей, в чьем исполнении отличные записи звучат превосходно, а плохие — отвратительно. Он выше столь примитивного подхода. Эталонные альбомы из нашей редакционной фонотеки он воспроизводил, как и подобает, с идеальным качеством, но записанные посредственно (и, чего греха таить, наши самые любимые, вроде «Deep Purple In Rock») начинали звучать лучше, чем ожидалось. Нет, он не превращает Тома Уэйтса в Демиса Руссоса, но находит и подчеркивает сильные стороны любого трека. Такой подход превратил прослушивание из тяжелого (подчас) труда в истинное наслаждение.
Одно из несомненных достоинств DSi200 связано с воспроизведением низких частот. И дело не только в том, что он запросто выдает на 8-Ом нагрузку 200 Вт/кан. — нам случалось прослушивать не менее мощные усилители, которые значительно уступали DSi200 по сочетанию управляемости в басовом регистре и умению его правильно артикулировать (надеюсь, этот эпитет здесь уместен). Возьмем, к примеру, классический номер Пола Маккартни Love Is Strange из альбома Wild Life. Каждая нота басовой партии четко прослеживалась, не отрываясь от остальных инструментов. При желании можно было насладиться ею и отдельно, и как частью общего музыкального сопровождения.
Музыку не просто слушаешь — ей сопереживаешь. Явственно ощущается глубина звуковой сцены, улавливаются мельчайшие нюансы, а при отработке «живых» записей атмосфера концертного зала передается с достоверностью, недоступной самому дорогому AV-ресиверу со всеми его DSP-режимами и семью колонками в придачу.
Напоследок сбросим маску аудиофила и оценим DSi200 в инженерных критериях. Для фирмы, свято чтущей традиции лампового звука, выпустить усилитель класса D равносильно переоценке всех ценностей (вы способны вообразить Дениса Мацуева играющим на саксофоне?). И недаром говорят, что самая трудная победа — над собой. На Audio Research не побоялись этого и выиграли.
Результаты измерений и паспортные данные интегрированного усилителя Audio Research DSi200
Реальная мощность, измеренная на одном канале, выше заявленной примерно на 8%, так что в стереорежиме усилитель выдаст порядка 180—190 Вт/кан. В сочетании с высоким коэффициентом демпфирования этого достаточно для раскачки любых АС. Нелинейные искажения ничтожно малы на всех частотах, ощутимый спад АЧХ начинается только с 30 кГц и уровня –6 дБ достигает лишь на 85 кГц, поэтому воспроизводить через усилитель записи высокого разрешения можно, не боясь потерь. Дисбаланс по каналам значительно ниже порога слышимости, уровень их разделения достаточно высок.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Апрель, 2014.
Рвых (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 216,5/216,9/215,4 Вт
Коэффициент демпфирования: 125
КНИ на 0,5 Pвых, на 80/1000/10 000 Гц: 0,013/0,012/0,015%
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 20/>63/>80 кГц
Неравномерность в полосе частот 20 Гц — 20 кГц: 0,7 дБ
Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц: –0,2/–8,3 дБ
Разделение каналов (L-R/R-L): 58,4/58,5 дБ
Дисбаланс каналов: 0,1 дБ
Паспортные данные
Выходная мощность: 200 Вт/кан. (8 Ом)
Частотный диапазон: 5—55 000 Гц (±3 дБ, 1 Вт)
Входная чувствительность: 0,93 В
Входной импеданс: 60 кОм (несимм.)/120 кОм (бал.)
Регулятор громкости: дискретный, 104 ступеньки
Емкость конденсаторов блока питания: 160 000 мкФ
Габариты: 480х133х362 мм
Масса: 16,9 кг
Потребляемая мощность/Standby: 735/38 Вт