Помните, наверное, сказку про Алладина и про то, что он нашёл? Со мной произошло почти то же самое.
Вообще говоря, к лампам я отношусь сдержанно. Ничего не имею против лампового звука, однако же, не понимаю – почему 30-ваттный усилитель должен быть размером с прикроватную тумбочку, а для его переноски нужна бригада грузчиков. Но в аудиотехнике существует немало позиций, где лампы и в 21 веке чувствуют себя уверенно. Помню, как-то довелось послушать DAC с выходом на винтажных лампах – незабываемое ощущение, надо сказать. Словом, правильные лампы на правильном месте могут проявить себя с самой лучшей стороны. Что же касается фонокорректоров для проигрывателей «винила», то многие эксперты считают: именно лампы в усилительном каскаде головки звукоснимателя дают наилучший результат. Особенно, когда за дело берутся люди грамотные и влюблённые в своё дело.
Первый продукт с именем QUAD увидел свет в 1949 году, и с той поры, как минимум, два изделия фирмы заслужили право быть занесёнными в Галерею мировой Hi-Fi-славы. Это – усилитель-моноблок QUAD II и знаменитая электростатическая акустика ESL 63 (ее аналог выпускается и сегодня, спустя полвека). Успех продуктов QUAD во многом обязан таланту основателя и бессменного руководителя компании – Питера Уокера (Peter Walker). Среди других замечательных творений Уокера, несомненно, стоит упомянуть предварительные усилители QUAD 22 и QUAD 33, а также усилитель мощности модели 303. После того, как Питер Уокер ушёл из жизни в 2003 году, его последователи не просто продолжили дело, но, что немаловажно, сохранили неизменным дух компании, её стремление к совершенству. Между прочим, сейчас ламповыми проектами QUAD частенько занимается Тим Паравичини (Tim Paravicini), который считается одним из наиболее уважаемых мировых специалистов. В настоящее время QUAD выпускает также транзисторные источники и усилители (серии Elite и Platinum), электродинамическую (то есть, обычную) акустику, активные АС... Но ключевые позиции продолжают занимать «электростаты» ESL2912, а также несколько моделей ламповых оконечных и предварительных усилителей. Среди них – фонокорректор QUAD Twenty-four P.Дизайн фонокорректора, как и предварительного усилителя Twenty-four, несомненно, перекликается с внешностью легендарного «преда» QC II.
Он свободен, как от навязчивого блеска, так и от безликой черноты. Не притягивает взгляд, но даёт глазам отдых. На передней панели – регулятор громкости и кнопка включения; остальные органы управления и коммутация сосредоточены на задней панели, что позволило сохранить фирменный аристократичный облик. Впрочем, регулировок здесь немного: кнопка выбора типа головки MM/MC и переключатель усиления на три положения Low/Mid/High. В спецификации есть данные по номинальной чувствительности в зависимости от положения переключателя: для MM-головки – это 5,2/2,6/1,3 мВ; для MC – 0,52/0,26/0,13 мВ. Десятикратное усиление (20 дБ) при работе с MC-головкой обеспечивается входными трансформаторами. По моему мнению, наличие подстройки входной ёмкости при работе с MM-головкой было бы желательным, но разработчики сочли возможным обойтись без неё. В каждом канале корректора задействовано по два двойных триода 6111, итого получается четыре каскада усиления. Кстати говоря, изготовитель сообщает, что применяемые лампы не требуют замены в течение 50000–60000 часов, а это ни много ни мало – 50 лет по три часа ежедневно! Здесь принципиально не используют конденсаторы в цепи сигнала, а коррекция осуществляется частично с помощью индуктивностей во входном каскаде, частично – за счёт обратной связи между третьим и четвёртым триодами. Корректор имеет две пары выходов, одна из которых включена в обход регулятора громкости. Регулируемый выход можно непосредственно соединить со входом усилителя мощности. Такая возможность, несомненно, порадует истинных ценителей винила: чем короче тракт, тем лучше звук. Кому-то, наверное, не понравится отсутствие дистанционного управления громкостью, но такова концепция разработчиков, качество моторизованных потенциометров не соответствует строжайшим критериям QUAD. И вот ещё что: при работе с крайне чувствительными MC-головками, возможно, придётся принять определённые меры, чтобы исключить фон, который наводится от внешних источников.Прослушивание проводили с головкой Goldring Eroica LX, по спецификации её чувствительность 0,5 мВ, однако, как нам показалось, в среднем положении переключателя чувствительности звучание лучше сбалансировано. Сразу отмечаем чёткие фронты щипковых струнных инструментов. Звучание богатое, красивое, хотя те же скрипки в жизни, как будто, более прямолинейны. Виолончель, возможно, чересчур деликатна, но в целом подача струнных вполне живая. Средние планы просторные и воздушные, чётко оформлено пространство сцены. Голоса имеют более тёплый оттенок, нежели в типичном транзисторном тракте; женский вокал эффектен и эмоционален. Вязь деревянных ударных трактуется удивительно красиво – можно заслушаться (более типична ситуация, когда эти партии звучат скромнее). Не самое сложное по своему звучанию банджо преподносится как филармонический инструмент. Партия медных ударных воспроизводится ярко, искристо, рассыпчато – если и не совсем привычно, то с такой вкусной подачей, что каких-либо недостатки выделять не хочется... Итак, в двух словах: фонокорректор QUAD Twenty-four даёт богатое, красочное звучание, не выходя при этом за рамки достоверности. Музыкальные трактовки записей на виниловых пластинках, не теряя естественности, впечатляют новизной ощущений. Определенно мне повезло – вслед за Алладином я, кажется, нашёл свою «волшебную лампу».