Юрий Гришин — знаток винила, автор серии книг «The Famous British Collectable Record Labels» и сайта Collectable-records.ru. Удивительно, что человек из России смог столь подробно и глубоко проанализировать продукцию английских виниловых лейблов и дать описание огромного количества первых изданий пластинок.
- Юрий, расскажите, как начиналось ваше знакомство с музыкой?
- Как у многих — с обучения игре на фортепиано. С шести лет и далее, в том числе в Московской военно-музыкальной школе. В результате у меня оказалось неплохое музыкальное образование — я мог и играть сам, и преподавать. Знакомство же с музыкой современной произошло рано, и опять же, как у многих, с пластинки The Beatles, которую я услышал, будучи в гостях, когда мне было восемь лет, и которая произвела очень сильное впечатление. Так и пошло дальше — слушал, позже, во времена училища, играл на бас-гитаре, образование позволяло воспроизводить услышанное.
- Помните свою первую собственную пластинку?
- Конечно. Я купил ее во время службы в армии — это был диск Grand Funk Railroad «Born To Die». Пластинка была интересна в том числе и из-за игры басиста — этот интерес перекликался с моим собственным увлечением бас-гитарой. А слушали The Beatles, Led Zeppelin, King Crimson, Yes и т.д. — вполне предсказуемый набор для того времени. Вообще мне ближе рок-музыка. Тот же джаз я не очень понимаю, ранний джаз — это во многом интерпретация классики, хорошая фоновая музыка. Джаз авангардный — тоже не мое. Мне всегда больше нравилась музыка, которую интересно слушать и в которой есть мелодия и эмоции.
- А коллекция? Как она дальше складывалась?
- Коллекцию я начал собирать примерно с 1982 года. Пластинки были разные, но в целом это было, конечно, роковое направление. Например, собирал записи Джимми Хендрикса, и не только записи — пластинки, позже компакты, но были и журналы, значки. Коллекция насчитывала где-то 750 всевозможных предметов. Сейчас меня уже нельзя назвать именно коллекционером винила — нет, от этого я давно отошел. Чтобы работать над своими книгами, я покупал все пластинки. Все, за исключением нескольких пластинок, я держал в руках, сканировал и описывал. Пластинки эти во многих случаях далеко не дешевы, поэтому пришлось выбирать — или коллекционировать винил, или писать о нем. Поэтому сейчас я уже точно не коллекционер. К тому же для исследований у меня есть возможность пользоваться несколькими весьма обширными коллекциями, что в какой-то мере упрощает задачу.
- Каковы были отношения с техникой?
- Аппаратура была разная, начиная с советской «Электроники» и далее, но я никогда на ней не зацикливался. Не могу сказать, что мне когда-то хотелось чем-то обладать, разве что в свое время кассетной декой Pioneer, и все. Сейчас же и системы как таковой нет — фонотеки не осталось, поэтому какой смысл ее держать? Вероятно, я просто наслушался музыки, ведь было время, когда я занимался тем, что привозил винил на продажу — привозил много, в ту же Англию в какой-то период ездил, наверное, раз в месяц. И происходило это не один год подряд. И все это слушалось. Слушалось столько, что сейчас, наверное, уже больше не хочется. Винил интересен мне уже не как музыкальный носитель, а как предмет научных исследований.
- Кстати, про носители — каково ваше отношение к тому же CD?
- Как, наверное, многие, компактом я увлекся. Услышал — зацепило: все чистенько, никаких шумов, никаких искажений. И на это я попался, стал продавать пластинки из коллекции, покупать диски. Когда CD только появились, стоили они заметно дороже пластинок. В среднем ради одного диска приходилось продавать три пластинки. Но в какой-то момент я понял, что чего-то не хватает и в звуке, и просто в том ощущении, которое возникает, когда берешь в руки компакт или пластинку (ощущения совершенно разные). Тогда я начал возвращать все назад — продавать компакты и выкупать обратно свои же пластинки. Все-таки винил — это носитель, с которым я вырос, поэтому именно к нему отношение особенное. И если бы я снова начал собирать коллекцию, то выбрал бы именно винил.
- А как появилась мысль написать первую книгу и почему именно английские лейблы?
- Когда-то давно мы слушали пластинки, не разбираясь во многих подробностях. Да и разбираться было сложно — пластинок было мало, а информации о них еще меньше. Но потом постепенно мы стали замечать, что разные пластинки звучат по-разному. Следующий этап начался после первой поездки за винилом для последующей продажи. Захотелось разобраться, почему одно издание стоит дороже или дешевле другого, когда и музыка записана одна и та же, и состояние схожее. Вот тогда стали появляться понятия «оригинал», «первопресс». Вначале, конечно, все было малопонятно, но постепенно я начал все глубже и глубже погружаться в эти вопросы. Вообще книг и каталогов по этой теме написано и издано немало, но мне хотелось написать наиболее полно и подробно, охватить как можно больше пластинок, вышедших на лейбле, а не только какие-то серии или группы. А почему Англия? Вероятно, потому, что изначально этих пластинок у нас было мало, стоили они дороже и представляли больший интерес. Плюс, конечно, пересечение между интересом к конкретной музыке, к группам и исполнителям, издававшимся на этих лейблах. Хотя среди этих групп есть и не очень известные, но интересные, в том числе и с точки зрения многих коллекционеров, — это и редкие и дорогие пластинки. Английский звук не всегда лучший, но коллекционная ценность этих пластинок общепризнанна.
- Планируете ли вы какие-то новые издания?
- Да, по Harvest и Charisma, также по Vertigo планируется обновленное и дополненное издание, по Island тоже дополненное. Еще хотелось бы сделать книгу без привязки к лейблам, собрав разные пластинки в разных жанрах: и рок, и прогрессив, и джаз — по принципу наиболее востребованных и наиболее коллекционируемых изданий разных лейблов. И конечно же, хочется написать книгу об истории грамзаписи вообще, но это очень большая и сложная работа. Если это получится сделать, я больше ничего уже писать не буду. Так что планов пока хватает на годы вперед.