Экономически подкованный потребитель любит покупки, которые «отрабатывают каждый вложенный рубль». Часто приходится мириться с тем, что «цена» превышает «качество». Однако есть и приятные исключения, когда ситуация обратная... Похоже на чудо? Трудно поверить, ведь в бизнесе всё подчинено жестким законам.
Однажды небольшая британская компания Audiolab, для которой Hi-Fi-электроника является единственным полем деятельности, попала под крыло гигантской корпорации. Представьте себе группу компаний, владеющую собственной командой «Формула 1», специализирующуюся на дистрибуции самолётов деловой авиации, активно занимающуюся мотоспортом, развивающую производство эксклюзивных автомобилей, в том числе, «болидов»…
Даем подсказку: в предыдущем абзаце описан профиль McLaren Group (прежнее название – TAG McLaren).
Теперь представьте, что этот огромный холдинг приобретает активы крохотного бренда Audiolab. Как представляется, «маскларен» не был озабочен одномоментным увеличением доходов. Скорее, бизнес-план имел экспериментальный характер – исследовать возможности рынка высококачественной Hi-Fi-электроники. Результат альянса с TAG McLaren для Audiolab оказался судьбоносным. В тот период были сняты практически все финансовые барьеры при создании новых разработок, и специалисты Audiolab получили редкую возможность для творчества без каких-либо бюджетных ограничений. Тогда-то и были явлены миру усилитель-моноблок TAG McLaren 250MR, а также его двух-, трёх- и пятиканальные варианты. На одноканальную модель была установлена розничная цена порядка 4500 долларов.
Спустя некоторое время все разработки и сама марка Audiolab перешли в собственность одного из крупнейших лидеров аудио-отрасли – International Audio Group (IAG), и производство естественным образом переместилось в Юго-Восточную Азию, что благотворным образом сказалось на ценах. Теперь частично видоизмененный 250MR называется Audiolab 8200MB и предлагается по цене около 1500 долларов. Причем снижение цены было достигнуто в основном за счет сокращения «архитектурных излишеств»: конструкция корпуса стала более простой и логичной, в частности, была упрощена передняя панель (фрезерованный алюминий вместо дорогого литья). При этом добавилось управление включением от триггера 12 вольт, изменилась установка тороидального трансформатора блока питания, шасси подверглось доработке... Но основная идея, как и схемная реализация усилителя, остались неизменными.
Моноблок развивает длительную мощность 250 Вт на нагрузку 8 Ом, и это значит, что он может полностью удовлетворить требования самых мощных моделей домашней акустики. В выходном каскаде используются три пары 17-амперных транзисторов (2SA2922/2SC1216), тогда как по всем стандартам хватило бы и двух. В результате 8200MB способен отдать в нагрузку беспрецедентно высокий импульсный ток – 40 Ампер. Соответственно, кратковременная выходная мощность составляет 400 Вт (4 Ом) или 1600 Вт на нагрузке 1 Ом! Возможность работать на 1 Ом воспринимается с энтузиазмом, поскольку в домашней акустике локальные провалы до 2–3 Ом – не редкость. При таком токовом потенциале мы имеем гарантию, что слушатель не будет страдать от потери динамики. Длительная мощность ограничена возможностями трансформатора питания (380 Вт), поэтому изготовитель специфицирует её только на нагрузке 8 Ом. Между прочим, упомянутые выше транзисторы выпускаются в корпусах MT-200; низкое тепловое сопротивление таких корпусов позволяет сэкономить на размерах радиатора и снизить вес конструкции до 9 кг. Для усилителя с таким энергетическим потенциалом это совсем не много, и свидетельствует об эффективности технических решений.
В домашней стереосистеме пара моноблоков всегда обходится дороже одного двухканального усилителя – это закон природы. Какие преимущества мы получаем? Во-первых, избавляемся от взаимного влияния каналов друг на друга; фактически, два моноблока связаны между собой только через сеть 220 В. Неспроста самые продвинутые системы делают именно на «одноканальниках». Во-вторых, коль скоро моноблоки независимы, их общая выходная мощность равна сумме мощностей каждого. В двухканальных усилителях такая зависимость реализуется редко, в многоканальных – никогда. Вы, может, замечали, что в спецификациях выходной мощности 7.1-ресиверов часто пишут «7х100 W, one channel driven» (100 Вт при работе одного канала)? Потому что, если подать сигнал на все каналы сразу, то на каждый из них будет приходиться от силы 20–30 Вт... Так что к театральным системам сказанное выше относится в ещё большей степени: самые продвинутые домашние и настоящие коммерческие кинотеатры строятся на моноблоках.
Усилитель выпускается в чёрном и серебристом исполнении; размер передней панели выбран таким образом, что два «мощника» становятся под фирменный «пред» 8200Q или AV-процессор 8200AP. На передней панели – только индикатор включения; если срабатывает защита, индикатор мигает. Кнопки включения нет – это принципиальная позиция разработчика. Здесь использована функция «автостарта» по входному сигналу и дополнительное управление с триггера 12 В. Кстати, чувствительность автоматики включения можно регулировать в зависимости от величины сигнала на выходе предусилителя (переключатель на 3 положения на задней панели). Audiolab 8200MB оснащается не только входом, но и выходом, что позволяет подключать несколько усилителей «гирляндой». Усилитель располагает, как несимметричным (RCA), так и балансным входом (XLR). Разработчики не ставят в звуковой тракт дополнительный переключатель (и правильно сделали), но, чтобы не набирать лишние шумы, при использовании несимметричного входа, разъём XLR закорачивается перемычкой. Стоит упомянуть систему стабилизации тока покоя, что является предметом особой гордости разработчиков. Эта система гарантирует отсутствие провала тока во всех тепловых режимах, а значит, сам по себе ток покоя можно было сделать меньше, сокращая потребление в режиме ожидания. Забегая вперёд, отметим, что за всё время испытаний температура корпуса мало отличалась от температуры воздуха.
При прослушивании два моноблока Audiolab 8200MB был подключены к акустике Magnat Quantum Signature (флагманские гиганты могут принять до 700 Вт), поэтому мы были уверены, что нешуточная мощность усилителя здесь будет впору. Для проверки басового потенциала неплох трек Money с бессмертного диска Dark Side of the Moon (Pink Floyd). Там удары рабочих барабанов идут либо синхронно с рывком струны бас-гитары, либо без него. Почти у всякого усилителя, начиная от определённого уровня громкости, появляется разница между «чётными» и «нечётными» ударами барабанов. Здесь это явление не наблюдалось: ударная динамика чётко соблюдалась даже в присутствии серьёзного напора на низах. Громкость при этом была даже не концертная, а убойная! Идём дальше: на одном из тестовых дисков записаны разрывы фейерверка. Многие усилители их воспроизводят уверенно, но остаётся ощущение, что это запись, а не «жизнь». Скоростной Audiolab 8200MB оживил впечатления и даже показал «залипание» микрофона от резкой атаки давления в звуковой волне. В общем, макродинамика на высоте! Глубина сцены прорисовывается уверенно, без упрощения пространственных деталей. Голоса подвижны, тембры пластичны и точны, без лишних «красивостей». Такой строгий контроль может создавать ощущение, что эмоции несколько сдержанны. Трактовать это как недостаток или как особенность звуковой подачи – вопрос дискуссионный. Ясно одно: за эти деньги у Audiolab 8200MB конкурентов не много. Причина такой ситуации проста: ранее вложенные в разработку серьезные интеллектуальные и финансовые ресурсы в новом продукте целиком конвертировались чуть ли не на все 300% – помните разницу в цене?
А вы говорите, чудес не бывает.