Как известно, большая часть производства многих компаний, выпускающих AV-компоненты для развлечений, сегодня размещена в Китае и других государствах с дешевой рабочей силой. Текст: Аркадий Коротов
Маленькая надпись на технике японских брендов «Made in China» уже не так настораживает. Однако некоторые линейки, особенно модели верхнего ценового диапазона, принципиально производятся в Японии. В качестве яркого примера можно привести компанию Tohoku Pioneer Corporation, которая выпускает элитную автомобильную акустику серии PRS и другую Car Audio-продукцию на заводе в городке Тэндо, что в префектуре Ямагата. И дело тут не в том, что страна развитого капитализма с человеческим лицом не доверяет труженикам Поднебесной. На первом месте, безусловно, стоит долг перед отечеством, сладкий дым которого приятен не только нам, грешным.
Своих японских высококвалифицированных специалистов тоже ведь надо обеспечить достойной работой. А на втором, не менее почетном месте, стоит забота об истинных поклонниках автозвука, которые, купив Car Audio-компоненты Pioneer с пометкой «Made in Japan», ни на йоту не должны усомниться в безупречном качестве продукции. В общем, держать марку дело непростое. Итак, к чему мы затеяли весь этот разговор? Дело в том, что руководство компании Pioneer не в силах больше сдерживать плотную завесу тайны, пригласила представителя журнала Stereo&Video в Мекку японского автозвука — фабрику в городе Тэндо. Всего три часа дороги на знаменитом суперэкспрессе Синкансэн «Цубаса-109» из Токио, и я на месте. Примечательно, что акустику здесь выпускают с 1966 года, т.е. со дня основания фабрики.
История помнит немало примеров процветания фирм, которые начинали вхождение в большой бизнес с производства акустических систем. Воистину качественный звук вдохновляет на новые трудовые свершения. Теперь на заводе в Тэндо успешно производят еще и точнейшую механику для автомобильных головных аппаратов (Mechatronics), системы FA (Factory Automation) или попросту станки-роботы для различных отраслей промышленности, OLED (Organic Light-emitting Diode) и OELD (Organic Electro Luminescence Display) для Car Audio и мобильных телефонов, другую продукцию. Для справки: предприятия Pioneer расположены в США, Мексике, Таиланде, Китае и Вьетнаме. Штат сотрудников — около 12 000 человек (из них в Тэндо 500). Кстати, что касается изделий точной механики, то восхищаться действительно есть чем: взять хотя бы устройство 6-дискового CD-чейнджера размера 1DIN — ювелирное искусство, да и только! После знакомства с инженерами фабрики и вкусного обеда в обычной Pioneer’ской столовке состоялась презентация новых АС и сабвуферов. Специалисты с гордостью рассказывали о передовых технологиях и особенностях, которыми обладают разработанные специально для продвинутых аудиофилов АС серии PRS (Pioneer Reference Series). Напомним, что в составе топовой линейки две компонентные системы — 17-см TS-C172PRS и 13-см — TS-C132PRS. Расширение до трех полос возможно с помощью среднечастотника TS-S062PRS (66 мм, 15 Вт, RMS). Как известно, процесс совершенства предела не имеет. Руководствуясь этим железным правилом, японские акустических дел мастера заменили в вуферах и СЧ-динамиках ферритовый магнит на неодимовый и заодно уменьшили его габариты, точнее, сузили тыльную часть динамика.
Инсталляторы, безусловно, оценят такое оригинальное решение по достоинству. Но главное, новые PRS’ы стали звучать еще лучше, т.к. значительно увеличилась плотность магнитного потока (на 29%). В среднечастотнике TS-S062PRS каучуковый подвес специально выполнен различной толщины, что способствует быстрому и точному отклику диффузора. Проблемы повышенной реверберации, часто возникающие при установке АС в дверях, теперь удалось избежать с помощью фирменной технологии P.F.S.S. (Progressive Flex Suspension System). Для более детального и реалистичного звучания в твитере применена звуковая катушка с обмоткой из бескислородной меди (PCOCC — Pure Crystal Ohno Continuous Casting Process). Тяжелая артиллерия сабвуфер TS-W252PRS удостоен еще больших почестей: мощный 250-мм басовик (400 Вт/4 Ом, RMS) разработан в стенах знаменитой High End-лаборатории TAD (Technical Audio Devices Laboratories, Inc), принадлежащей компании Pioneer. В системе используется классический ферритовый магнит. Зато для быстрого и точного отклика диффузор саба выполнен из чрезвычайно прочного и легкого композиционного материала: пространство между арамидным и стекловолокном заполнено полипропиленом. Тканевый подвес тоже хитрый: рифленый, в складочку и, естественно, прорезиненный. В общем, изделие полностью готово к любым испытаниям на прочность: будь то участие в SPL-соревнованиях или просто в составе системы инсталлированной любителями отборного зубодробительного баса.
От колонок, безусловно, зависит многое, но какими совершенными они ни были, без качественных источников и усилителей далеко не уехать.
Поэтому, чтобы водителю и пассажирам не пришлось скучать в дальней дороге, инженеры Pioneer хорошенько потрудились над созданием референсных CD/USB-тюнеров с DSP на борту DEX-P99RS и DEH-P88RSII. Хочется сразу заметить, что первый из названных аппаратов по праву победил в престижной номинации EISA Award 2009–2010 InCar High End Component. Качество звука, функции и возможности для расширения системы у DEX-P99RS действительно неординарные. Особенно впечатляет 4-полосный независимый контур цифрового кроссовера. Ну и, конечно, без чего совсем нельзя обойтись, так это без внешних усилителей мощности. В составе PR-серии четыре модели: один моноблок D-класса PRS-D1200M, два 4-канальных PRS-D420 класса FD, PRS-A900 (мостовой) и один 2-канальный, тоже FDкласса PRS-D220. Прекрасное впечатление оставляет отточенное, как японский меч катана, мастерство девушек-монтажниц: ни одного лишнего движения. Все-таки ручная сборка, особенно японская, еще долго будет оставаться критерием высокого качества и непревзойденного мастерства. Логическим завершением знакомства с производственным процессом стало прослушивание новых АС и компонентов PRS: сначала в демокарах, а затем в специальной комнате, в которой High End-компоненты Esoteric попеременно озвучивали текущую серию автомобильных динамиков PRS, затем обновленную и в заключение студийные колонки TAD. Отличия в игре вторых и третьих систем были настолько минимальными, что в «слепом» тесте немудрено и ошибиться.
Текст: Аркадий Коротов