В истории аудио были примеры использования карбона в качестве строительного материала для акустики, тонармов и прочего. Правда, столь массированного применения этого материала мне встречать еще не доводилось.
Израильская марка Моrel давно и хорошо известна своими динамиками среди строителей домашних акустических систем, а также специалистов по автозвуку. Много лет традиции датского динамикостроения развиваются на Святой земле. Ведь когда-то у истоков фирмы стояли основатели датских фирм Dynaudio и Scaaning. Два года тому назад на фирме родилась ультимативная акустическая система High End класса, которая получила имя FAT LADY. Итак встречайте, эта ТЕТЯ оказалась сегодня в нашей редакционной лаборатории. Она, точнее сказать, они, приехали к нам в двух больших кожаных чемоданах. Колонки оказались выполненными из карбона, весьма занятной человекообразной формы и приличного веса: около 40 кг каждая. Ее дизайн не оставил равнодушным в редакции никого. Итак, по материалам производителя понятно, что основная идея данной конструкции был играющий вместе с динамиками (диффузоры которых, кстати, тоже карбоновые) углепластиковый корпус. Причем корпус ничем не задемпфированный изнутри. В силу высокой прочности и инертности карбон — практически мертвый материал, он не имеет сколько-нибудь значимых послезвучий. Что должно, по идее разработчиков, идти звучанию на пользу, как если бы эта конструкция не имела корпуса вообще. Для этого проекта Morel специально разработала новые динамики. Так, девятидюймовые басовики имеют трехдюймовые длинные катушки EVC и диффузоры из трехслойного углепластикового композита. Два слоя угля cнаружи и между ними сотовое нечто, имеющее название Rochacell. Мидбас также имеет трехдюймовую катушку EVC и углепластиковый диффузор. Плюс медный патентованный наконечник DLIS на керне магнита, снижающий рост импеданса звуковой катушки с ростом частоты. Кстати, пылезащитные колпачки на всех динамиках составляют единое целое с диффузорами. 28-миллиметровый твитер Supreeme обладает мягким шелковым куполом. Он вручную покрыт патентованным составом Acuflex. Оформление басовой секции — фазоинвертор, мидбас трудится в закрытом корпусе. Одним словом, матчасть у этих колонок достойна уважения, хочется верить, что и звуковые тесты, и измерения подтвердят высокий статус продукции, который Morel давно уже себе заработала. С первых же звуков стало ясно, что эта барышня действительно из высшей лиги. Налицо замечательная разборчивость, много воздуха, очень высокая скорость, потрясающая трехмерность сцены и прочие атрибуты «высокого конца». Низ очень глубокий и масштабный, особенно с учетом такого относительно небольшого объема корпуса. Контроль и артикуляция в басу, правда, небезупречны. Середина чуть отодвинута назад, звучит она разборчиво и чисто. Верх понравился больше всего. Разрешение его очень высокое, опять же, естественность и натуральность на высоте. Масштаб образов, рисуемых этой колонкой, несколько уменьшается с ростом частоты. Думаю, что стоило бы настроить ее чуть построже и посуше внизу, что, безусловно, придало бы ей большей органичности. Общая склонность карбоновых диффузоров прочищать или подчищать звучание, жертвуя такими понятиями, как послезвучия, заметна и здесь. Сие особенно становится очевидным при звучании фортепиано и других инструментов с ощутимыми собственными «хвостами». Ощущение какой-то нечеловеческой «чистоты» звучания, а также призывы полюбоваться каждым звуком, рассмотреть его со всех сторон и при желании даже потрогать его не отпускали меня на протяжении всего знакомства с этими уникальными акустическими системами. В целом же, прослушивание показало жанровую всеядность этих АС и даже в чем-то ее мониторность, если бы не задвинутый слегка голосовой диапазон. Думаю, что High End-дебют Morel в любом случае можно признать успешным, тем более что FAT LADY — не просто колонка, это безусловно арт-объект и украшение любого жилища.
АЧХ колонки показывает некую избыточность низких частот, а также прекрасную равномерность средних и снова подъем на высоких. Вниз бас простирается аж до 37 герц по уровню минус 10 дБ. Нелинейные искажения имеют аномальный всплеск в районе 170...310 Гц, в остальном же диапазоне искажения невелики и традиционно растут лишь на низких частотах. На это также намекает график отклика на короткий импульс. Импеданс имеет практически стандартную для фазоинвертора кривую. Опасения вызывает лишь снижение его на самом низкочастотном участке до двух с небольшим Ом. Опять же, судя по графику импеданса, хочется назвать эту колонку скорее четырехомной, нежели восьми. У кого есть на усилителе такая возможность подключиться к четырем, следует этим воспользоваться. Ватерфол свидетельствует о неплохой дисперсии звука, традиционно исключая лишь самый высокочастотный участок.