Портативный сектор High End аудио с боями и насмешками изо всех сил пытается обрести свое достоинство.
Очередная история – в Yahoo Tech громко высмеяли портативный плеер Pono – долгожданный проект под председательством Нила Янга, о котором мы уже писали. Преамбула такова: колумнист Дэвид Пог купил какой-то ремастер в онлайн-сервисе PonoMusic и остался недоволен отсутствием разницы. Тогда он прибегнул к классическому способу издевательства над смирным племенем аудиофилов и пригласил пятнадцать случайных лбов на слепой тест между айфоном и PonoPlayer. Результат, кажется, был предсказуем с самого начала – большинство разницы не ощутило, а если и ощутило, то в пользу айфона. А мистер Пог вдогонку прочел лекцию о том, что выше 16 бит/ 44,1 кГц нечего и дергаться, все равно не слышно, господа хорошие!
Облитые помоями аудиофилы попытались оправдаться. Дескать, штатные затычки – это немного не то, с чем ходят в храм HD-аудио, но их никто не слушал – блогосфера продолжала хохотать. С похожими филиппиками синхронно выступили Gizmodo и ряд других техноресурсов для юношества. Увы, такова демократическая судьба нишевых хобби перед полным залом досужей публики. Вы хотели, чтобы народ забросил свои поганые мр3 и побежал скупать нераспроданные SACD? А они вас чохом записали куда-то к мнительным полудуркам с амулетом для мужского здоровья!
В этой обличительной кампании наше, наученное горьким опытом, сердце склонно усмотреть заговор. В особенности, если на музыкальном рынке уже присутствуют крупные игроки, от которых не то что хайрезов, даже обычных 16/44 не дождешься в этом их iStore. Тем более, что сам Дэвид Пог известен как большой специалист по осветлению яблочного сока. Впрочем, вряд ли он получал секретный приказ на поношение конкурентов. Сквалыжная репутация Apple тоже не секрет. Все ее адепты круглосуточно славят и топят за Белого Властелина на добровольно-бесплатной основе. И все-таки генезис взыскания аудио из кармана нуждается в более тщательном изучении.
Формально эпоха портативной музыки открывается в 1979 году плеером Sony Walkman. Так, во всяком случае, записано на скрижалях мировой культуры. Время, надо сказать, было отличное. Вудстоковский хлам вместе с брюками клеш отправились на заслуженную помойку. Цветет «новая волна», журчат синтезаторы, аэробика… Забавно, что первый кассетник на поясе появился как раз до панков и прочего электро-попа, но очевидно, что общий культурный застой удерживал тему в болоте. Все эти годы инженер Андреас Павел пытался поделиться с Yamaha, Philips и Grundig своим опытом, когда в 1972-м в швейцарских горах он надел наушники нажал и на кнопку плеера. «Я был с подругой в лесу в Санкт-Морице. Падал снег. Я нажал на кнопку, и вдруг мы поплыли. Это было невероятное чувство, теперь я обладал устройством, которое умножало эстетический потенциал любой ситуации». Однако народ еще не дозрел и Андреаса в наушниках по улице принимали за сумасшедшего. В 70-х никто и вообразить себе не мог, что в них можно гулять и бегать. К счастью, вовремя зафиксированные патенты помогли Павелу спустя годы со скрипом, но получить-таки от Sony несколько миллионов отступных. Кстати, в позднем СССР человек с наушниками на улице тоже котировался как сумасшедший. Сложно было вообразить себе более стремительный способ знакомства с урелами.
Сами Sony тоже изначально планировали Walkman не для массового рынка: шеф Масару Ибука хотел слушать свои оперы во время частых трансатлантических перелетов. В его распоряжении уже была профессиональная модель для полевых записей TC-D5 – достаточно компактная, с отличным Hi-Fi-звуком, но все-таки тяжеловатая для повседневного ношения. У Sony был еще один рекордер поменьше, предназначенный репортерам Pressman - с монозвуком на микрокассете. Его форм-фактор и послужил основой для нового проекта. Из Pressman исключили записывающий механизм и добавили один канал. Результат оказался настолько обнадеживающим, что руководство велело затеять серийный образец с сопоставимым качеством проекта для Масару Ибука, который бы стоил не больше 40 тыс. иен. Наушники к новой модели с индексом TPS-L2 поначалу планировались по старинке – «лопухами», но потом спохватились – ведь еще три года назад другое отделение Sony уже сделало легкую модель весом 50 г. И еще одна любопытная деталь: конструкторы придали плееру определенное, в современных терминах говоря, «социальное измерение». У Walkman было два выхода на наушники, а бывшая кнопка записи теперь назвалась hotline и активировала маленький микрофон на корпусе, чтобы партнеры могли переговариваться во время прослушивания музыки.
Не хотелось бы проводить параллели с несчастным Pono, но слепошарые эксперты водились во все времена. Пресса Walkman тогда изгадила как могла – над чем только не смеялись: нету, видите ли, записывающей головки! Sony, к счастью, проигнорировала весь остракизм и продолжала толкать свой продукт везде, где только можно. В знаменитом токийском районе Гинза молодые люди предлагали всем желающим послушать качество звука новинки. А оно оказалось действительно неплохим, а продажи вскоре начали исчисляться миллионами. Более того, платформа Walkman в 1984 году породила еще одну легенду - Professional WM-DC6 с кварцевой стабилизацией и аморфными головками. По многочисленным признаниям, этот малец на четырех батарейках звучал лучше многих стационарных дек. Генри Роллинз даже записал на него один из своих spoken-альбомов! Но начало заката аналогового портатива было полжено в том же 84-м релизом CD-плеера D-5. Именно благодаря ему, компакт-диск перестал считаться мажорной игрушкой и пошел в народ. А имя Discman также станет нарицательным для целого направления в технике.
В родных осинах аудиофильский угар вокруг портатива начали воскуривать где-то на рубеже столетий. Какие-то чудики щеголяли с MD-коробчонками, но мини-дисками интересовались в основном радиостанции. Большинство же было четко ориентировано на коллекцию «болгарских» CD. Время для алхимических поисков было выбрано не лучшее – громоздкие мультибитовые машины с адским энергопотреблением были в прошлом, рынок заполнили бюджетные модели с простейшими 1-битными ЦАПами и чахлым уровнем выходного сигнала. Поэтому мнение сложилось единодушное – со стационарными CD-проигрывателями дискменам тягаться было бесполезно. Были какие-то эксперименты, вроде цифрового выхода у Panasonic, но народ махнул рукой и углубился в рост буферов антишока и взалкал поддержку MP3 – на Горбушке появились целые дискографии на одном диске. Сейчас смешно вспоминать, но последнее довольно долго игнорировалось производителями CD-плееров, а Sony упорно предлагало свой АТRАС вплоть до 2013 года.
По-настоящему болото загудело с появлением CD-плееров под незнакомой доселе маркой iRiver. Корейское происхождение немного сбивало пыл снобов. Китайскую сборку было принято порицать, возникла любопытная дилемма: что лучше - честный кореец или уважаемый мейджор, но made in China? iRiver не подкупал ценой, а кое-где был и подороже, но он не был снобом как некоторые – тянул «эмптришки», а потом даже и Ogg Vorbis! Это пленило многих компьютерных червей - на форумах начали расти как грибы после дождя отзывы счастливых обладателей, у кого-то оно забарахлило, первые споры – в общем, веретено было запущено. Лично меня звучание даже топовых дискменов iRiver не впечатлило, хотя их хвалили – обычный стеклянный саунд типа аудиокарты Creative Soundblaster Live. Очень неплохо играл Philips eXp 501 – черный красавец с инверсной подсветкой ЖК-дисплея, но эксплуатация выявила, увы, что он подцарапывает диски при ударах. Любителям портативного аудио первым стало очевидно, что оптический носитель пора исключать из пищевой цепочки.
Первые твердотельные плееры тоже прибыли из Южной Кореи, причем сразу двух типов – аляповатые тюбики с флеш-памятью на 32-64 мегабайта, и солидные портмоне со встроенным хардом объемом аж четыре гигабайта. Про аудиофилию там говорить не приходилось, хотя отдельные граждане разгоняли треды про уникальные способности плееров Cowon. Что касается персонального участия к процессу, то я дождался, когда четыре гигабайта стали доступны для флеш-памяти и остановился на iPod Nano: приятный дизайн и управление, достаточно линейный звук в стиле «опрятная нищета» и низкий уровень искажений. История продолжилась и закончилась айфоном, который был помощнее. Причем мне показалось, что серия 4s, звучит более «скованно», что ли, по сравнению с «четверкой», но это все лирика. Индустрия, тем не менее, продолжила жить своей жизнью и дерзать на специализированные источники с аудиофильской начинкой.
Одним из решений были портативные усилители для наушников, которые разгоняли сигнал из смартфона до приемлемых величин. Но с воспроизведением 24-битового звука было глуховато. PonoPlayer артикулирует эту функцию, да и разработан в сотрудничестве с high-end конторой Ayre. Но это был, конечно, не первый портативный источник с поддержкой HD-аудио. Китайский HiFiMAN HM-801 появился в 2010 году. Это был очень некрасивый и бестолковый в управлении аппарат весом в четверть килограмма, но чувствовалось, что братец-аудиофил отвел здесь душу, расплатился за все унижения. Во-первых, в нем стоял не дельта-сигма, а настоящий мультибитный ЦАП Burr-Brown 1704. Громкость регулировалась аналоговым аттенюатором ALPS, блок усилителя можно было менять исходя из внешней нагрузки, дальше думаю, можно не продолжать, понятно, что звучало все весьма прилично. К HM-801 можно было подключать даже домашние модели наушников с высоким сопротивлением. Зачин подхватили другие китайцы, а также вездесущие iRiver, которые для такого учредили специальный бренд Astell&Kern, цены на который перевалили сначала за одну, а потом и вторую тысячу долларов. Расчехлил свой бренд и японский пенсионер Sony, ценник на который также далек от рекомендаций к оригинальному Walkman. Так что Pono со своими четырехстами баксами выглядит бедным родственником на этом банкете понимающих людей.
Что тут сказать в итоге? Такие штучки как Pono или Astell&Kern приятно получить на день рождения, они весьма милы. Но купить самому? Хм… Да, они по сути остаются в габаритах того же Walkman, но когда рука не привыкла держать ничего тяжелее iPod nano, должны быть какие-то дополнительные аргументы в пользу отдельного источника музыки в кармане. Причем, скорее всего это будет карман куртки, а не брюк.
Поддержка DSD? Ее нет скорее со стороны звукозаписывающих компаний. Поддержка FLAC 24/192? Его уже умеет воспроизводить даже старый айфон: программ в AppStore достаточно, цена вопроса 9 долларов. Да, айфон обрежет поток под свою внутреннюю частоту 48 кГц, но здесь важен сам факт поддержки формата, чтобы HD-фонограмму из коллекции можно было закинуть куда угодно - без дублей и переконвертации. Что еще? Ах да, качественные усилители. Здесь надо смотреть конкретную связку. Чувствительным арматурам хватает за глаза и штатных ОУ. В целом, можно сказать, мы пришли к тем же выводам мистера Пога, не так ли?
Нет, не так. Говоря словами Ильича, получилось «по форме – верно, а по сути – издевательство». Еще Ильич говорил кое-что про интеллигенцию. Дэвид Пог уличил одних в желании заработать, а других в желании совершенства. Вместе с призывом потратить лишнюю сотню долларов на наушники вместо дурацкого HD-аудио, этот человек промолчал о сжатой музыке по доллару за трек и крепостной системе обновлений, которые не имеют обратной силы. Интересно, какой эксперимент он придумает, когда все-таки в девятом iOS часы звонко отсчитают ему по лбу 24 бита?