В качестве тестового комплекта к проигрывателю Rega RP6 я выбрал головки звукоснимателя Rega Elys 2 и Goldring Legacy. Посмотрим, как поведет себя аппарат в сочетании с этими головками.
Обновленный проигрыватель Rega RP6 не так уж и просто позиционировать. Производитель указывает, что это замена P5, но P5 модель комплектовалась старшим 700-м тонармом, который, как и сама Р5, уже не выпускается.
RP6 — это и не подросшая Р3-24. Ведь модель RP3, сменившая Р3-24, это отдельная и уже изученная нами история. Поэтому я не буду проводить подробных сравнений, а изучу аппарат как полностью самостоятельную величину. Конечно, настолько, насколько это будет возможно, ведь проигрыватели Rega очень отчетливо пересекаются между собой и по идеологии, и по конструктивным решениям, и всегда понятна логика «подрастания» моделей. Сейчас все указывает на то, что этот подход в компании не то чтобы меняется, но становится более гибким. И это логично. Да, Rega — давний игрок на рынке, игрок со свей идеологией и философией, но рынок тоже диктует свои условия, а это в свою очередь подталкивает разработчиков к созданию новых моделей, корректировке своих принципов, выработке нового звукового почерка. И на примере модели RP6 посмотрим, как же удалось сочетать хорошо знакомое старое и нечто новое. Кроме того, я решил сделать более подробный тест и попробовать наш проигрыватель с несколькими головками, а это само по себе (в силу конструкции тонарма) увлекательное мероприятие.
Конструкция
По внешнему виду проигрыватель Rega невозможно не узнать. Форма, пропорции, небольшой вес — все это сохранилось. Но по сравнению с Р5 внешне аппарат выглядит намного лаконичнее и аккуратнее. Нет больше стола, заключенного в некоторое подобие багетной рамы. Стол — просто пластина из МДФ, покрытая лаком. На выбор доступны как классические цвета — белый и черный, так и необычные — красный, зеленый, желтый, и самая нестандартная отделка — в цветах британского флага. Все узлы и детали крепятся непосредственно к столу. Снизу проигрыватель опирается на «ножки-стаканчики», но уже более сложной конструкции, чем у младших моделей (непосредственно к столу крепится алюминиевый стакан, а в него вставляется резиновая ножка). У резиновой ножки стенка имеет ступенчатые перепады по толщине, но на стойку стаканчик опирается не самим основанием, а совсем небольшой поверхностью — тремя резиновыми точками. Регулировки конструкции по высоте как не было, так и нет, поэтому я для проигрывателя рекомендовал бы или подставку с регулировкой, или регулируемую настенную полку. Стакан подшипника внешне не изменился — все та же привычная неинвертированная конструкция с бронзовой втулкой, сочетающейся с тонким стальным шкивом и закрепленным на нем субдиском. И здесь разработчики отчасти реализовали то, что раньше в качестве апгрейдов выпускали независимые мастерские, субдиск состоит из двух частей — основной пластиковой и алюминиевой . Вращение на субдиск передается при помощи круглого короткого пассика, мотор установлен так же, как и раньше, совсем близко к субдиску. Но есть несколько усовершенствований. Во-первых, применен 24-В мотор переменного тока вместо 12-В. Также выносной блок питания и управления TT-PSU с системой кварцевой стабилизации перестал быть опцией и входит в комплект. Это просто обязано сказаться положительным образом на показателях стабильности вращения. Да и переключать скорости можно при помощи нажатия кнопки — больше никаких процедур со снятием диска и перебрасыванием пассика на шкиве. Внешне блок управления мотором выглядит очень скромно — простой корпус, две кнопки (выключатель и переключатель скоростей), подсветка логотипа в том случае, когда проигрыватель работает. И отдельный выносной блок питания в виде вилки-адаптера. Также стоит обратить внимание, что по стилистике блок управления мотором полностью идентичен обновленному по дизайну фонокорректору Rega Fono, да и с прочей техникой в новой линейке Rega очень хорошо заметна внешняя схожесть.
Основной диск проигрывателя двухслойный, изготовлен из стекла. Площадь контакта основного диска и субдиска сведена к минимуму — это только прерывающаяся (не цельный круг) кромка субдиска. От шпинделя основной диск развязан при помощи пластиковой втулки. К диску прилагается толстый фетровый мат, но это уж традиция производителя. Также в конструкции заметно нововведение, ранее опробованное на модели RP3, — для усиления жесткости конструкции между стаканом подшипника и основанием тонарма установлена алюминиевая пластина с вырезанными в ней отверстиями разного диаметра. Такая же пластина имеется и снизу, это разработанная инженерами компании Rega технология Double Brace, позволяющая сочетать в проигрывателе легкость и жесткость. Такая конструкция, кроме того, что добавляет жесткости, не дает распространяться по ней резонансным эффектам. Доработка мотора, питания и управления и конструкции стола указывают на то, что разработчики решили добавить своим проигрывателям конструктивной стабильности, а звучанию стройности.
Установленный тонарм — RB303, новая ступенька эволюции RB300. На проигрыватель Р5 устанавливался тонарм RB700, однако, по ощущениям я не могу сказать, какой же вариант на самом деле лучше. В плане регулировок у тонармов Rega все примерно схоже — есть регулировка прижимной силы, можно спозиционировать головку в шелле, за счет имеющихся прорезей, а не отверстий, можно настроить антискейтинг, но регулировки по высоте и по азимуту нет. Точнее, некоторая регулировка по высоте доступна — при желании можно приобрести специальную проставку, позволяющую поднять тонарм на 2, 4, 6 или 8 мм по высоте. Вот этой-то конструкцией я и воспользуюсь, когда буду пробовать устанавливать на проигрыватель другие головки. Штатной же головкой для нашего теста станет пришедшая в комплекте с проигрывателем ММ-головка Rega Elys 2. Установить и настроить ее очень легко — регулировки по высоте не нужно, третья точка крепления головки позволяет почти автоматически получить правильную геометрию, остается только выставить прижим и антискейтинг (точнее говоря, проверить, так как настроен проигрыватель на заводе).
Поэкспериментировать с проигрывателем, кроме смены головок, можно весьма ограниченным количеством способов, можно попробовать подобрать мат, но нужно стараться как-то сохранять значение VTA, можно попробовать использовать клемп, но, по моему опыту, нужно или что-то совсем легкое (цанговый клемп), или вообще ничего. Кабель у тонарма традиционно несъемный (и традиционно без контакта заземления), так что этот вариант экспериментов тоже отпадает.
Остается взглянуть на пылезащитную крышку — здесь все без изменений. Тонкий, несколько склонный к царапинам пластик, пластиковые же гнущиеся петли и правило, что на время прослушивания крышку лучше снимать и отставлять в сторону.
Звучание:
Прослушивание я начал примерно после 25 ч приработки, что крайне желательно для головки и вполне достаточно, чтобы звук стабилизировался. Первая пластинка — The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited «In Tune». Звучание немного удивило своим спокойствием и выдержанностью. Не настолько напористо, как я предполагал. Серединка чуть-чуть приподнята, что слышно на вокале, но опять же меньше того, что я ожидал услышать, да и подача диапазона в целом ровнее, спокойнее и слитнее. Бас средней глубины, чуть смягченный и хорошо наполненный. Сама пластинка по басу (да и не только) записана весьма специфически, а звук на испытуемом тракте получился неплохой. Верхние частоты немного подчеркнуты, но без явной резкости.
В подаче в целом есть определенная доля мелодичности, эмоциональности, но эмоции не напирают на слушателя. Динамика на вполне пристойном уровне, хотя есть склонность чуть сильнее подавать основные тона. Детальность — не самая высокая, что в первую очередь заметно на скрадывании тонких моментов и некоторой укороченности послезвучий. Если по памяти сравнивать звук с хорошо знакомой P5, то можно сделать вывод, что новый проигрыватель несколько деликатнее, аккуратнее и точнее, в его звуке меньше яркости и больше стройности. Звук как бы стал взрослее, в нем меньше молодецкого задора и нагловатости, но упор на эмоциональную подачу в целом сохранился.
Следующая пластинка — John Coltrane «Impressions». Звучание скорее правильное, эмоциональное, не лишенное некоторой глубины. Местами слышна фирменная привычка проигрывателей Rega рисовать звук более крупными и яркими мазками, пренебрегая тонкими оттенками. Тональный баланс имеет небольшие акценты на середине и верхах, но в целом резкая сама по себе запись не вызывает каких-то явных проблем — так, небольшие огрехи характера, иногда, наоборот, не хватает «нерва», но нет выраженного огрубления. Сцена широкая, средней глубины, объемная, плотная.
Далее слушаем Fleetwood Mac «Then Play On». Вот здесь уже все намного лучше — динамично, но не так, чтобы грубо, эмоционально, насыщенно, плотно, но не давяще. И доля стройности и деликатности в звуке совершенно точно сохраняется. Эта пластинка прозвучала более убедительно и цельно, нежели предыдущие.
Да и за счет ненавязчивой, но явно присутствующей эмоциональности можно легко прослушать и всю эту пластинку, и несколько других подобных по стилистике альбомов — усталости от звука не будет. Кстати, замечу, что недостатки записей, когда таковые есть, с одной стороны, заметны, с другой — не притягивают к себе все внимание. То же самое относится и к умеренно потрепанным пластинкам — тракт не капризен.
Здесь я решил сделать перерыв и установить головку Goldring Legacy. Весь процесс занял у меня 20 мин вместе с настройками. В плане резонанса, если с Elys 2 получалось значение около 9 Гц, то с менее податливой Legacy (если эффективная масса тонарма известна, то податливость иглодержателя для головок Rega — нет) резонанс получился на уровне 10—11 Гц — практически по верхней границе нормы. Еще можно сказать, что именно с этой головкой можно было бы и обойтись без проставки, если использовать проигрыватель без мата или с очень-очень тонким матом. Но, увы, это не лучшие варианты, и подходящих матов у меня не нашлось.
Послушал все то же самое — звук явно стал детальнее, точнее, глубже и насыщеннее. Получилась и неплохая прибавка по басу, как по количеству, так и по качеству, серединка зазвучала ровнее, ушли небольшие акценты на верхних частотах. Но эмоционально звук получился неуверенным, неустойчивым. Казалось, что тракт никак не может решить, как же воспроизвести тот или иной звук. Конечно, физически такого быть не может, но образно полученный эффект выглядел именно так. В подаче стало меньше цельности и самобытности.
Послушал альбом Pink Floyd «Dark Side Of The Moon». Весьма басовито, напористо, с неплохой детальностью, но почему-то прямолинейно и местами формально. Воздуха немного, сцена широкая и уплощенная. Некоторые фрагменты записи прозвучали излишне резко. Позже, когда я послушал вторую сторону этой пластинки, вернув родную головку, результат получился усредненно лучше. Да, не так басовито и менее детально, но более цельно, с меньшим количеством перекосов.
Следующий диск (пока еще с головкой Goldring) — Dead Can Dance «Into The Labyrinth». хлестко, басовито, вполне детально, прозрачно, но местами резковато и без должного количества воздуха. и как-то слишком строго и педантично, что ли.
Прежде чем сменить головку обратно, послушал немного классической музыки — что-то немного лучше, что-то немного хуже, но устойчивого и цельного звукового почерка услышать не удалось. Поэтому я вернул головку Elys 2 и продолжил прослушивание. альбом «Into The Labyrinth» прозучал менее детально, не настолько легко и воздушно, как должен был. но цельность звука, ненавязчивое вовлечение в прослушивание, комфортная эмоциональность вернулись на свои места.
И под занавес пластинки с классической музыкой — J.S. Bach «Partita For Cembalo» в исполнении карла рихтера и Grieg «Peer Gunt». В целом — лучше, чем я ожидал. Звучанию клавесина несколько не хватило детальности и тонких тональных оттенков, но формально все было правильно, взвешенно и динамично. а вот вторая из выбранных пластинок меня откровенно порадовала своим звучанием. Да, со своими особенностями, но не более того. Я не услышал явного ухудшения динамики в зависимости от сложности записи, да и детальность как-то держалась на уровне. конечно, в идеале эта запись требовательна к тракту, и не все даже намного более дорогие проигрыватели с ней справляются хорошо, но в нашем случае базово-приемлемый уровень тракту удержать удалось.
Выводы
Можно точно сказать, что обновленный проигрыватель получился интереснее своего предшественника, но при этом сохранил костяк фирменного звучания. Маловероятно, что этот аппарат выберет утонченный аудиофил и обладатель дорогой системы, но вот как базовый вариант в уже не самом дешевом сегменте проигрыватель интересен. неплох по звуку, достаточно всеяден (хотя любителям классической музыки, думаю, все же не показан), прост в использовании. если приобретать этот аппарат как свой первый проигрыватель — его можно вполне удачно сочетать и с протестированной головкой Elys 2 и ММ-фонокорректором Rega Fono. но в будущем, когда встанет вопрос замены головки, или сразу, если захочется поднять планку требований к звуку, совершенно точно имеет смысл устанавливать головку Rega Exact. Я относительно недавно тестировал Exact в сравнении с Elys 2, и Exact — намного более взрослая по звуку головка. Также можно пробовать и прочие сочетания, но тут стоит помнить об особенностях установки сторонних головок и взвешивать все за и против. и фонокорректор Rega Fono — только базовый уровень, противопоказаний для использования более серьезных корректоров нет, хотя, конечно, весь тракт в целом должен быть примерно на одном уровне, чтобы не было узких мест и перекосов.
Музыкальный материал
Dead Can Dance — Into The Labyrinth — Mobile Fidelity MOFI 2-001 / Stereo
Fleetwood Mac — Then Play On / Reprise RS 6368 / Stereo
Grieg — Peer Gunt — The Oslo Philharmonic Orchestra, Odd Gruner-Hegge — RCA/Cadmen CAS 480 / Stereo
J.S. Bach — Partita For Cembalo, BWV.825-830 — Karl Richter — London K15C-8091/2 / Stereo
John Coltrane — Impressions — Impulse Japan YP-8522-A1 / Stereo
Pink Floyd — Dark Side Of The Moon — Odeon/Harvest/Toshiba Japan EOP-80778 / Stereo
The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited — In Tune / MPS-Delta 5C 064D-99442 / Stereo
Проигрыватель Rega RP6
Привод: пассиковый
Мотор: переменного тока, с кварцевым контролем
Блок управления: выносной, TTPSU
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин
Опорный диск: стеклянный, двухслойный
Размеры (ШхВхГ): 440х100х360 мм
Тонарм Rega RB303
Тип: поворотный, статически-сбалансированный
Регулировки: прижимная сила, антискейтинг, геометрия головки, VTA (дискретно, опционально)
Эффективная длинна: 237 мм
Заход: 15 мм
Установочное расстояние: 222 мм
Эффективная масса: 11,5 г
Вес головки: 4—11 г
Головка звукоснимателя Rega Elys 2
Тип: ММ
Напряжение на выходе, мВ: 6,8—7,2
Выходной импеданс, кОм: 47
Заточка иглы: эллипс
Прижимная сила, г: 1,75
Головка звукоснимателя Goldring Legacy
Тип: МС
Частотный диапазон: 20—22 000 Гц
Разделение каналов: > 25 дБ/1 кГц
Выходное напряжение: 0,25 мВ
Импеданс: 100 Ом
Прижимная сила: 1,75 г
Динамическая податливость: 5x10-6 см/дин: 16
Профиль иглы: эллипс
Материал корпуса: магниевый сплав
Вес: 8 г