Дуэт аппаратов, способный коренным образом изменить расхожее представление о цифровом проигрывателе как о переносной «игрушке», в которой портативность и удобство пользования главенствуют над качеством звучания.
Начну с банальности: времена меняются. Твердокаменные аудиофилы упрямо твердят, что звук должно писать только в аналоговом виде, и продолжают перепахивать грампластинки алмазным плугом звукоснимателя. Вместе с тем все больше появляется и ценителей качественной «цифры» высокого разрешения — их паролем становится «24/96» или даже «24/192», т.е. Аудиопоток 24 бита/192 кГц. Однако звуковая ориентация этих людей настолько нетрадиционна, что соответствующие записи ни на каких носителях не выпускаются — хотя в спецификации Blu-ray возможность чтения потока 24 бита/192 кГц предусмотрена. Слава богу, есть мощная «народная альтернатива»: интернет, где подобных файлов — тысячи. Происхождение и собственно качество такого «аудиосамогона» оставим за рамками статьи. Важно, что спрос рождает предложение, и наоборот. Однако до недавнего времени для чтения файлов 24/96 или 24/192 звуколюбу приходилось сооружать сложный аудиокомплекс на основе компьютера — устройства, разработчикам которого вряд ли даже известны такие термины, как взаимопроникновение или перекрестные помехи. Соединить в одном устройстве аудиовозможности компьютера с аудиофильским качеством звучания и призван дуэт компонентов канадской компании Bryston, знаменитой своим бескомпромиссным подходом к конструированию. В первую очередь процесс превращения цифрового файла в звук был разбит на два этапа — первичную обработку данных (прием, декомпрессию сжатых форматов, организацию поиска нужного файла в массиве) и цифроаналоговое преобразование. За каждый отвечает отдельное устройство (на фирме Bryston сторонятся подхода «все в одном», насмешливо именуя его «методом Викторинокс» по названию фирмы, выпускающей ножички с множеством лезвий).
Таким образом удается свести наводки и помехи к минимуму. В результате мы имеем устройства, о которых и идет речь — проигрыватель и ЦАП. Оба имеют элегантный, но деловой дизайн, подчеркивающий примат функциональности над внешностью (конек фирмы Bryston). Перед проигрывателем BDP-1 стоит задача найти нужный пользователю файл на подключенном по интерфейсу USB устройстве хранения данных, будь это «флешка» или HDD, преобразовать его в РСМ-сигнал и подать на ЦАП. Видеоцепи не предусмотрены, поиск осуществляется по флуоресцентному дисплею на фасаде проигрывателя посредством курсорных кнопок. Внутри BDP-1 установлен микрокомпьютер, работающий на Lunux’e (он грузится в режиме read only, поэтому зависнуть практически не может). Компрессированные файлы MP3/WMA декодируются, файлы высокого разрешения (до 24 бита/192 кГц в формате AIFF, FLAC или WAV) просто преобразуются в PCM. Устройство работает с четырьмя USB-источниками, а также может подключаться к домашней сети через разъем Ethernet. Возможно внешнее управление по интерфейсу RS-232, есть вход/выход триггера 12 В, позволяющий плейеру включать и выключать ЦАП или другую технику, а также «просыпаться и засыпать» по сигналу извне.
Передавать информацию на ЦАП можно как по несимметричной шине (сигналу SPDIF, выводимому на гнездо BNC), так и по балансной (AES/EBU, разъем XLR). Разработчики гарантируют защиту от потерь при передаче и минимальный джиттер. Дело в том, что BDP-1 получает непосредственный доступ к файлам без стриминга по сети. Он лишь управляется по Ethernet’у. Также проигрыватель подчиняется командам с фирменного пульта ДУ BR-2 (опция). А что же ЦАП? Он не только превращает «цифру», но и по желанию владельца увеличивать частоту дискретизации. Разумеется, BDA-1 способен работать с несколькими источниками цифрового сигнала. На его заднюю панель выведены четыре коаксиальных и два оптических входа, балансный AES/EBU и USB-вход. Есть и выход SPDIF, позволяющий организовать сквозной цифровой канал. Аналоговый сигнал выводится в несимметричном (2хRCA) и балансном (2хXLR) виде. Эти разъемы позолоченные, на них подается сигнал с предусилительных каскадов, выполненных на дискретных элементах. Установить новую версию программного обеспечения можно при помощи интерфейса RS-232. Результат столь солидного подхода налицо. Пожалуй, впервые запись МР-3 один из наших экспертов-слухачей принял за CD-DA и долго не мог поверить своим ушам. Не скажу, что увеличение частоты дискретизации приводило к драматическому улучшению качества, но определенная резкость, присущая CD-записям, несколько сглаживалась при их прослушивании в варианте 24/192. Если вы предпочитаете музыку «из паутины» и у вас есть несколько «лишних» тысяч долларов, чтобы дополнить этот комплект достойным усилителем и акустикой, вы нашли свое аудиосчастье.
Внимательный читатель заметил, что данные измерений не соотнесены с аппаратами. Это неспроста — результаты характеризуют совместную работу устройств. Иными словами, цифровой сигнал с флеш-карты подавался на вход проигрывателя BDP-1, а итоговый аналоговый снимался с балансных выходов BDA-1. Что же получилось? Неравномерность АЧХ низкая — всего 0,24 дБ, причем львиная ее доля приходится на края диапазона, где полезной информации почти нет. Дисбалансом каналов и вовсе можно пренебречь, поскольку его величина составляет всего 0,01 %. График отклика на одиночный импульс красноречиво свидетельствует о том, что фаза входного сигнала на выходе не инвертируется. Спектр выходного сигнала практически чист от паразитных наводок и искажений. Фильтр в ЦАП’е достаточно простой, о чем говорит отклик на прямоугольный импульс. Значит, никаких дополнительных искажений фильтр не внесет.