В истории фортепианного исполнительства условно можно выделить две эпохи: романтическую, идущую от Ф. Листа, и объективистскую, одной из ярких фигур которой является С. Рихтер.
Эти линии соединяются в точке, символизирующей артистический идеал и пианистический гений — это Рахманинов. Знатокам известны виниловые пластинки с записями Рахманинова, полное собрание записей на CD — десятидисковое издание RCA Gold Seal. В цифровую эпоху предпринимались попытки привести несовершенное в звуковом отношении фононаследие периода 1919-1942 гг. в соответствие с современными звуковыми требованиями на основе уважения и предельно бережного отношения к оригинальным записям. Существует интересный диск Decca с записями, сделанными Рахманиновым на инструменте Ampico (бумажные ролики), два диска Telarc (тоже записи на роликах, в т.ч. ранее не опубликованные). Рецензируемый CD — очередное большое достижение. Специалисты компании Zenph из Северной Каролины (США), подвергнув фонограммы компьютерному анализу, создали MIDI-файлы, которые были проиграны на специальном отреставрированном рояле Steinway 1909 года (аналогичен инструменту Yamaha Disklavier) и записаны дважды: посредством трех всенаправленных микрофонов DPA, а также бинауральным способом — при помощи «искусственной головы» Neumann. Диск содержит оба варианта — для прослушивания при помощи АС или наушников. Можно вспомнить слова И. Гофмана: «Рахманинов был сделан из стали и золота: сталь — в его руках, золото — в сердце...» Звуковой результат — фантастический. Вот редкий пример гармоничного слияния аудиофильского и меломанского начал.
Текст: Артем Аватинян