К гонке мегапикселей в фотоаппаратах мы уже привыкли, вроде как больше — лучше. Пусть профессионалы говорят, что дело не в количестве пикселей, а во множестве других характеристик, но покупать фотоаппарат, в котором вместо 25 всего 10 Мпикс, как-то не модно, что ли...
Теперь представьте, что похожая ситуация случится с телевизорами и проекторами. Мы привыкли, что Full HD — венец творения и предел желаний, но прогресс неустанно подгоняет нас вперед. Три года назад я побывал на презентации проектора Meridian 810 Reference Video System с разрешением 10 Мпикс (4096x2400).
Сделанный на базе профессиональных D-ILA решений (аналог от JVC называется DLA-SH4KGNL), он отличался (и отличается до сих пор) качественной оптикой, тщательнейшей заводской калибровкой и космическим ценником.
На вопрос, заданный Бобу Стюарту, генеральному директору Meridian Audio, где взять контент с таким разрешением и с чего его показывать, услышал вполне логичный ответ, что в ЦАПах уже давно принято повышать частоту дискретизации с 44,1 кГц, например, до 192 кГц. Человеческое ухо пусть и не способно уловить этот «тюнинг», однако обработка сигнала все равно лучше, а значит, звук чище и натуральнее.
Мысль показалась мне разумной, тем более что в этом же году кинорежиссер Стивен Спилберг на встрече с производителями проекторов и ТВ просил их не начинать гонку мегапикселей и успокоиться на Full HD-разрешении. По его словам, Голливуду слишком дорого обходится съемка такого качества, ведь приходится тщательно следить за всеми мелочами, вплоть до более дорогого грима. Хотя в кинопроизводстве при создании спецэффектов их рассчитывают с разрешением 4К или 6К. И даже периодически появляются слухи, что какая-нибудь киностудия, так, на всякий случай, сохранила копию всего кинофильма в супервысоком качестве.
Уместно вспомнить, что четыре года назад японская государственная телекомпания NHK предложила формат Super Hi-Vision с разрешением 8К (7680х4320) и обещала использовать его для вещания в 2015 году. И есть подозрение, что сделают. В прошлом году Sharp показал 85-дюймовую панель формата Super Hi-Vision. И это ведь не для кино, а чтобы новости показывать!
В прошлом году на рынке появились три модели домашних проекторов с разрешением 4К: JVC DLAX90R, DLA-X70R и Sony VPL-VW1000ES. Причем JVC применили хитрость, матрицы остались по-прежнему с разрешением Full HD, но световой поток от них сдвигается по диагонали, и можно получить картинку 3840x2160 пикселей.
По-моему, очень разумное решение, потому что справляется с главной задачей — показывать более четкую картинку без межпиксельной сетки с обычного Blu-ray-диска. И стоит дешевле, чем натуральные 4К от Sony. Кстати, еще один интересный момент, если с Full HD мы знаем, что это может быть только 1920х1080 пикселей, то с 4К все куда более запутанно, потому что есть несколько форматов.
За отправную точку, как мне кажется, следует считать QFHD (3840x2160), однако в Sony VPL-VW1000ES стоят матрицы 4096x2160 (на языке кинопродакшена Full 4K). Как вы думаете, сколько «Full» еще предстоит узнать? Даже в стандарте HDMI (который к концу этого года обещают доработать до версии 2.0) присутствуют оба формата.
Наконец, несмотря на слова Стивена Спилберга, производители видеокамер для съемок кино уже освоили 4К и 6К, планируют освоить 8К, 10К, 12К (!). В свою очередь, Intel в новых чипсетах предлагает встроенную графику с поддержкой разрешения 4К не только для видео, но и для операционной системы в принципе. Другими словами, даже на бытовом уровне проблема с ресурсоемким потоком 4К будет решена. Вот только с источниками ситуация остается прежней. Хотя, может, и Blu-ray будет достаточно, ведь многим и MP3 хватает, несмотря на продвинутые ЦАПы.