Когда-то существовала такая удобная форма повествования - диалог: автор сам себе задавал вопросы, а потом, проявляя чудеса красноречия, на них же и отвечал, склоняя оппонента к своей точке зрения.
Жаль, в наше время такая форма изложения не пользуется популярностью. А то бы я, конечно, начал с вопроса: а чем нас не устраивают обычные громкоговорители, и зачем нужно придумывать какие-то альтернативные конструкции? И начал бы отвечать, благо, аргументы у меня имеются.
Если вообще – то обычный динамик (точнее, электродинамический преобразователь) за почти вековую историю своего существования достиг высокой степени совершенства. С той поры, как в конструкциях излучателей сложилась привычная для нас специализация, характеристики пищалок, басовых и среднечастотных динамиков устраивают всех или почти всех.
Однако осталось ограничение, от которого традиционные динамики принципиально не могут избавиться: инерция подвижной части, рождающая временную задержку и фазовые рассогласования. Возбуждающая сила приложена в случае конусного диффузору к его центральной части, в случае купола – к периферии, и по материалу диффузора воздействие распространяется волной. Тогда как при записи звуковое давление действует на мембрану микрофона одновременно и независимо от частоты.
Думается, именно эта особенность работы электродинамического преобразователя вдохновляла (и вдохновляет) изобретателей на поиски альтернативных решений. Ленточные излучатели, «магнепланары» или, скажем, преобразователи Хейла временной задержки практически не вносят, хотя и у них есть свои недостатки. В частности, для работы даже на средних частотах, не говоря о басах, такие излучатели практически непригодны. Впрочем, известен еще один принцип преобразования – электростатический, и о нем человечество знает давно. Идея использования электростатических излучателей, можно сказать, лежит на поверхности: как-никак, конденсаторные микрофоны используются уже много десятилетий, причём именно там, где качество передачи звука стоит на первом месте. И тут следует вспомнить сакраментальное выражение «размер имеет значение». Мембрана микрофона работает при смещении в несколько сотых долей миллиметра, её площадь во всех случаях не превышает нескольких квадратных сантиметров. А электростатический излучатель должен иметь в сотни раз большую площадь, да и смещение мембраны должно быть значительным, иначе не получить сколько-нибудь приемлемого звукового давления. А где большое смещение, там и высокое напряжение, откуда сразу вытекают проблемы с изоляцией (нам же требуется абсолютно безопасное устройство). В истории электроакустики не так уж много примеров, когда все эти вопросы были решены полностью и по коммерчески приемлемой цене. Здесь несомненно, стоит упомянуть работы Питера Уокера (Peter Walker) и его первые электростатические громкоговорители QUAD ESL-57, которые появились на рынке в 1957 году (усовершенствованные модели «электростатов» производятся фирмой QUAD и в наше время). Основателей компании MartinLogan вдохновлял успех Питера Уокера, но Сандерс Гейл Мартин с коллегой Сазерлендом Логаном стремились создать новый электростатический громкоговоритель, используя самые передовые технологии. В частности, технология нанесения изолирующего покрытия на статор была позаимствована из отрасли, производящей прочные тефлоновые покрытия. Прозрачная и практически невесомая плёнка из майлара толщиной 12 микрон, между прочим, имеет проводящее покрытие. Метод металлизации сверхтонкой плёнки был перенесен из космической отрасли – там по этой технологии наносили фильтрующий слой на иллюминаторы «Шаттлов». Особо прочный клей, которым несущая рама, прокладки и статор скрепляются в одно целое, также позаимствован из космической индустрии. Предмет особой гордости создателей – создание изогнутых в горизонтальной плоскости панелей, образующих сектор цилиндра 30 градусов. Дело в том, что для высоких частот поперечный размер плоской панели достаточно велик, и перемещение слушателя по горизонтали вызывает изменение уровня высоких частот. Если же поверхность изогнута, то смещение «приёмника» даже в пределах 20 градусов не вызывает заметного изменения уровня ВЧ. Сандерс и Сазерленд ставили перед собой ещё одну сложную задачу: добиться от электростатического громкоговорителя воспроизведения всего звукового диапазона, включая басы. Суть проблемы в том, что ESL-панель по определению является дипольным излучателем, она излучает в обе стороны. На низких частотах возникает, так называемое, акустическое короткое замыкание: движение панели порождает движение воздуха, но не создаёт звукового давления. Частично проблему удаётся решить коррекцией на басах, но, в любом случае, нижняя частотная граница определяется наименьшим поперечным размером излучателя. И здесь, опять же, размер имеет значение. Так что проблему можно решить и полностью, но тогда громкоговоритель не будет проходить в дверь, и с его установкой в помещении возникнут трудности. Чтобы избежать дефицита басов и не раздувать габариты, разработчики предложили гибридную схему. Для этого к электростатической панели добавляется басовое звено на основе НЧ-динамика (именно «гибриды» составляют основу модельного ряда MartinLogan). И только во флагманской модели MartinLogan CLX эта проблема решена классически без динамиков.
Модель CLX, выпущенная в честь 25-летия компании, – это единственный «чистый электростат» в нынешней производственной программе; модель не имеет собственного электродинамического (то есть, обычного) басового модуля. При габаритах 179х65х37 см громкоговоритель является самым статным среди колонок MartinLogan. Если посмотреть на прозрачную колонку спереди, можно увидеть, что здесь работают ESL-панели двух типов. Криволинейный излучатель (он несколько меньше по ширине) отвечает за воспроизведение средних частот и верха. Плоская двойная панель (три статора и две пленки напоминают оконный стеклопакет) – это электростатический басовый модуль, на который возложено воспроизведение нижней середины и баса (нижняя частотная граница 56 Гц по уровню -3 дБ). Есть здесь и кроссовер с частотой раздела 360 Гц. Для уменьшения эффекта акустического замыкания на раме предусмотрена небольшая стенка со стороны басового излучателя. Акустики называют такую конструкцию свёрнутым экраном. Корпус-рама выпускается в отделке рояльным лаком либо натуральной древесиной – красное дерево, орех, светлая груша. При желании можно включить подсветку фирменного логотипа с тыльной стороны; благодаря прозрачности панелей, вид с лицевой стороны в затемненной комнате получается волшебный... Примечательно, что величина подвижной массы у басового ESL излучателя ничтожно мала в сравнении с обычным сабвуфером, а потому можно обойтись без опорных шипов; при массе 50 кг CLX стоит как каменный обелиск. Ну, да, именно такие ассоциации вся конструкция и вызывает – вспоминается, что первая модель колонок Martin Logan (тогда написание было раздельным) называлась Monolith. Как мы знаем, импеданс конденсатора (а ESL и есть конденсатор) падает с частотой, а тут ещё внутренний повышающий трансформатор, который снижает входное сопротивление пропорционально коэффициенту трансформации. Словом, известно, что «электростаты» представляют собой не самую простую нагрузку для усилителя, по спецификации изготовителя импеданс CLX на частоте 20 кГц составляет всего 0,7 Ом. Потому для прослушивания я взял усилитель с заведомо высокой толерантностью к сюрпризам сопротивления нагрузки, – Audio Analogue Maestro Settanta. В качестве источника естественно было выбрать CD-проигрыватель из той же серии. Вот говорят, что нешуточный опыт прослушивания только мешает – сразу начинаешь сравнивать, искать аналогии. Тут я не согласен. Во-первых, потому, что аналогий у «электростатов» нет, по крайней мере, среди «обычных» громкоговорителей. А во-вторых, если не сравнивать, то – как описать свои ощущения от услышанного? У обычных громкоговорителей звуковая сцена чаще всего продлевается вглубь, когда вы немного перемещаетесь вперёд. Здесь ничего такого не происходит, даже музыкальная панорама имеет тенденцию распадаться на составные части. То есть, CLX правильнее всего слушать, не входя в пределы классического равностороннего треугольника. Если угол на пару колонок составляет примерно градусов 50, чёткость локализации источников становится особенно впечатляющей. Понятно, что помещение для прослушивания должно быть соответствующим, но, как мне кажется, у потенциального покупателя старшей модели MartinLogan (в России пара стоит от 1,2 млн. рублей) проблем с жилплощадью быть не должно. В чём-то эшелонирование сцены имеет сходство с рупорной акустикой, оно передаётся крупными, размашистыми мазками. Но «рупора» имеют склонность выдвигать сцену вперёд, а акустика CLX этого не делает, чётко очерчивая границу сцены по своему фронту. При этом края сцены уходят влево и вправо, и масштаб формируется, действительно стадионный, даже несколько странно было слушать электронную музыку (у меня был Kraftwerk) в таком построении. Впрочем, на концерте Kraftwerk я был, и как раз, на стадионе, так что могу засвидетельствовать: очень похоже. Всхлипы синтезатора органично вписываются в музыкальную канву, разве что резкости им немного недостаёт, в исполнении CLX звук течёт более плавно. Голоса вокалистов подвижны и пластичны. Скрипки весьма музыкальны, хотя их подача скорее концертная, чем студийная, наверное, тут опять сказывается увеличенный масштаб музыкального действа. Глубина басов, в общем, достаточная, даже басовый барабан вполне узнаваемый, хотя он «выглядит» тоже несколько объёмистее, чем мы привыкли. Нельзя не отметить интересное наблюдение при прослушивании записей живой музыки: ненавязчивая насыщенность звуковыми деталями, буквально, преображает музыкальную коллекцию. Недостаток резкости чуточку мешает на верхах, хотя к этой комфортной особенности быстро привыкаешь, и она воспринимается именно, как особенность звукового почерка. Главное, что с этой акустикой интересно слушать музыку любого жанра, включая и «электронику», и классический репертуар. Вот ещё что примечательно: при перемещениях по вертикали сцена перемещается вместе с вами, что тоже усиливает ощущение масштабности происходящего. Вне всякого сомнения, MartinLogan CLX придутся к месту и в домашнем театре высокого разбора – там всегда приветствуется расширение звукового пространства за пределы «комнатных» масштабов.