Несколько дней назад у нас завязалось живое обсуждения одного слова, очень нежелательного в мире High-End-аудио. Сжатие (компрессия). Даже процесс написания этого слова причиняет мне боль, как при физическом сжатии, которое, как правило, все делает хуже. Конечно, когда мы сжимаем файл в MP3, мы делаем это путем удаления ценной музыкальной информации, и полученный трек звучит намного хуже. В этом нет никаких сомнений. Но я утверждал, что сжатие с помощью подходящего инструмента может фактически улучшить впечатления от прослушивания — как свидетельствует сжатый характер записи LP пластинках. Однако другие с этим не согласны.

Марк Волдрап (Mark Waldrup) из компании AIX Records, которая, кстати, делает поистине великолепные записи, ответил: «На моих записях ... ни на одном треке нет искусственной реверберации, эквализации или компрессии. В воскресенье многие из читателей вернулись со списками альбомов, которые они хотели бы приобрести. Покупатели никогда до этого не слышали несжатые цифровые записи высокой четкости, сделанные с множеством стереопар микрофонов ... и они буквально были покорены “улетным” качеством. Оставьте сжатие другим — вот мое мнение. Мы, наконец-то, получили возможность запечатлеть всю динамику реального мира и ультразвуковые частоты, а затем недорого предложить их любителям музыки». Кто из нас попытается поспорить с Марком?

И, конечно, все мы противимся сегодняшней тенденции, когда продюсеры подхлестывают «войну уровней громкости», и все это чрезмерно скомпрессированное дерьмо, что выпускает сегодня звукозаписывающая индустрия — позор. Тем не менее, я продолжаю настаивать на своих замечаниях.

Сжатие динамики. Концепция звучит действительно ужасно. Она может принимать различные формы, и я полагаю, что Волдрап, возможно, использует некоторые из них, но не называет их сжатием. Спорю, что это действительно так.

Динамический диапазон — это разница между самым тихим и самым громким музыкальными пассажами: от падения на пол булавки до рева реактивного двигателя — довольно много можно записать на CD. А если перейти к 24 битам, то диапазон расширяется до попадания одной молекулы воздуха на барабанную перепонку, а не просто крошечной булавки на пол. Вы способны услышать хоть что-нибудь из этих звуков? Нет, конечно нет, и даже если бы смогли, все равно они были бы утеряны в любой сегодняшней акустической системе.

Позвольте мне подбросить вам мысль. Поскольку Марк Волдрап использует «множество стереопар микрофонов», как это делают многие другие инженеры звукозаписи, в том числе и наш друг Джон Аткинсон из журнала «Stereophile», что если одна из тех стереопар микрофонов используется для записи атмосферы в комнате? Что, если другая пара используется для записи того же самого эффекта присутствия в другом конце зала? Такие (ambient) микрофоны уже давно используются, чтобы усилить ощущение пространства, и я точно знаю, что Джон Аткинсон использовал эту технологию на нескольких записях, и я даже подозреваю, что Валдрап тоже использовал ее (но не знаю, правда, точно как). Вот в чем дело. Когда вы добавляете микрофоны для записи реверберации звука и отражения в комнате, вы просто сжимаете музыку.

Прочтем это еще раз.

Компрессия — это ограничение отношения самых громких звуков к самым тихим. Если мы оставляем самые громкие звуки неизменными и добавляем комнатные шумы и отражения при микшировании, мы уже не сможем услышать падение булавки и даже не сможем записать этот звучок с помощью главных микрофонов. Почему? Потому что он утонет, как в болоте, в звуках от микрофонов, воспринимающих шумы и «атмосферу» в комнате.

Никакого активного ограничения или сжатия при этом не происходит. Пуристы могут сказать, что для этой записи слово на букву «К» не было использовано. Тем не менее, она является сжатой в каждом бите, как будто это действительно произошло.

Просто задумайтесь над этим.

Оригинал: The «C» word

Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.