За год моей работы в журнале подробное и всестороннее тестирование прошли 12 очень разных проигрывателей.
Я не буду придерживаться хронологии, а начну с того, что вспоминается в первую очередь. Проигрыватели SME — их было у нас два — Model 10 и Model 20/12. Что сказать — мои любимчики, если оценивать звук. Наилучшее сочетание аналитичности и музыкальности. Конструктивно у них тоже сложно к чему-то придраться. Из относительных недостатков — цена и отсутствие аппаратов под два тонарма. Впрочем, такого аппарата, чтобы понравился мне целиком и полностью, я пока не встречал вообще.
Яркие впечатления оставили Feickert Analogue Woodpecker и, как ни странно, Roksan Radius. Woodpecker — это для меня открытие года, если можно так сказать. Во многом аппарат конструктивно сделан именно так, как я вижу теоретически правильный проигрыватель: мощный подшипник, массивный диск, мощный и одновременно тихий мотор, если уж один тонарм, то 12-дюймовый. Здесь все это есть. И звук — мощный, основательный, но одновременно детальный и точный. Плюс возможность по-настоящему точных настроек. Кстати, опорные ножки, которые не захотели регулироваться во время теста, все же откручиваются и регулируются.
Roksan Radius — самый неказистый и странный аппарат из двенадцати, но тем более удивляет его интересное, легкое и не по-английски дружелюбное звучание. Проигрыватель определенно оставляет о себе самые добрые воспоминания.
Scheu Analog Premier MKIII — вероятно, самый универсальный и гибкий аппарат — заказываешь стол, выбираешь базы под тонармы, сами тонармы, головки, провода, маты и прижимы и выстраиваешь звук, как конструктор, одновременно имея очень качественный во всех смыслах базис. Вот только с тонармами Scheu Analog подружиться не получилось, остается впечатление, что они вещь в себе, которую разрабатывал человек — антипод разработчика стола.
Denon DP-A100. Хорошо, что прямой привод еще жив, это основное. А дальше — проигрыватель не лишен своего почерка, универсален и интересен. Впрочем, и не без недостатков.
VPI Scoutmaster — аппарат удивил брутальной и качественной конструкцией, сделанной на годы и годы, и звучанием одноопорного тонарма — большинство одноопорников по опыту хорошо работают при воспроизведении малых составов, здесь же нет — хоть малые составы, хоть большой оркестр — все играет одинаково хорошо. Хотя привкус большого американского, чуть разухабистого и напористого звука прослеживается четко. А почему бы и нет — разве мало поклонников звука Klipsch, McIntosh или старых Altec?
Clearaudio Innovation — я его воспринимаю не столько как проигрыватель в привычном смысле, сколько модель звуковой концепции «без резонансов» — конструкция сделана так, что не пропустит ничего лишнего. Правда, и характер звучания получается необычный, совершенная аналитика, еще немного, и музыка будет разобрана на части и подвергнута строгому математическому анализу.
Transrotor Zet3 — красиво, даже вызывающе красиво внешне. С одной стороны, есть немецкая педантичность в звуке, с другой — звучание, наиболее подходящее для рока: фактурное, в меру грубое и напористое. Интересное сочетание.
Thorens TD-309 оставил о себе двоякое впечатление — с одной стороны, вполне комфортный легкий звук, с другой — аппарат слишком экстравагантен внешне. И штатная головка на нем видится более высокого уровня, а не та, что была установлена.
Eat Forte — один из самых основательных конструктивно, очень красивый внешне и точно самый тяжелый аппарат в наших тестах. Притом в комплекте с одним из лучших современных тонармов. Но вот раскрыть этот аппарат полностью нам, боюсь, так и не удалось. А может быть, это и невозможно сделать? Почерк получается такой, что чуть сглаживаются острые моменты, без ущерба для звука в целом.
И наконец Rega RP-1 — она, конечно, выбивается из общей массы и не конкурент всем перечисленным моделям. Но мысль о том, что можно за такую цену принести домой коробку, распаковать и просто слушать пластинки, заставляет относиться к этому аппарату с большим уважением.