Василий Краев основал дистрибьюторскую компанию Homesound всего 6 лет назад. За короткий срок портфель брендов пополнился именитыми производителями ASW, T+A, Black Rhodium, NuForce, Acoustic Energy, Proficient, Q Acoustics и другими. также в его ведении инсталляционное подразделение Homeinstall, работающее с частными проектами.
Василий, расскажите, почему вы решили заняться Hi-Fi-бизнесом?
Это длинная история с затейливым сюжетом. Я всю жизнь связан с музыкой. У мамы был принцип: все дети должны иметь музыкальное образование. Как минимум школа. В итоге у меня семь лет музыкальной школы, четыре года училища, пять лет консерватории, два года аспирантуры — и все это по классу трубы. Хотя мама видела меня военным дирижером... Вы думаете, вот любил музыку и начал торговать Hi-Fi? Нет, все сложнее. Я родился в Нижнем Тагиле, учился в Екатеринбурге. Но, как и многим в те времена, мне казалось, что только в Москве есть где по-настоящему развернуться музыканту. Я отправился в столицу. И сразу — первое разочарование: в Екатеринбурге я играл в трех оркестрах, и везде — первая труба! Здесь же приходилось ездить в пригород по полтора часа на электричке, чтобы играть в маленьком военном оркестре за 600 рублей. Задумался об «обычной» работе. Посоветовали сходить в торговую сеть «Мир» (сеть по продаже бытовой и компьютерной техники «Мир» закрылась в 2010 году. — Прим. ред.), там хорошо платили. Помню, пришел на собеседование, в костюме, серьезный. А меня спрашивают: «Прописка московская есть?». «Нет», — отвечаю. «Хм, опыт работы есть?» — «Нет». — «Отлично, а в технике-то вы разбираетесь?» — «Ну... тоже нет». Конечно, я им не подходил. Так бы и ушел, но был там один человек, который предложил поставить меня на раздачу, где, по сути, ничего знать не требуется. Начал и, знаете, втянулся.
Сеть «Мир» тогда торговала Hi-Fi-техникой?
Конечно, нет. Тогда самым крутым Hi-Fi на полках был музыкальный центр Technics SE-CA10. Правда, позже «Мир» заключил договоры с «Абсолютным Аудио» и A&T Trade, следовательно, в магазине появились Yamaha и Onkyo. Я довольно быстро продвинулся по карьерной лестнице. Появились подработки: ездил к клиентам настраивать аппаратуру. Затем меня перевели в корпоративный отдел, здесь я уже столкнулся с настоящими инсталляциями. Это был такой... элитный отдел. Основные клиенты — близкие знакомые руководителей сети. Соответственно, люди не просто богатые, но профессионально требовательные. Я познакомился с дистрибьюторскими Hi-Fi-компаниями. Много проектов прошло через мои руки, многое приходилось делать самому, в том числе и провода прокладывать. Но тут случился в моей жизни переломный момент, в буквальном смысле. Я попал в аварию. Лежал в больнице целый год. По этим причинам из «Мира» меня попросили уйти. Когда вернулся к жизни, только и оставалось, что делать что-то самому. Стал вольным инсталлятором. Начал со своих «старых» клиентов. Я всегда относился к инсталляциям так, будто делаю проект для самого себя — внимательно, учитывал каждую мелочь. Классическое музыкальное образование помогало. У меня есть клиентка — первая скрипка в оркестре, прекрасный музыкант с тончайшим слухом. Когда я ей сделал проект, она сама мне позвонила и сказала: «Никогда ничего лучше не слышала. Была во многих домах, где аппаратура серьезная стоит, но то, что ты мне подобрал, — выше всяческих похвал». Секрет простой — старайся сделать лучше, плохо всегда успеешь. Вот и остаются со мной клиенты, больше десяти лет номер телефона не меняю, он многим знаком.
Но давайте вернемся к основанию Homesound, как получилось, что из инсталлятора вы стали дистрибьютором?
В некотором роде случайность. Мне всегда нравилась акустика ASW, в России ею тогда занималась компания «Квинта». Игорь Попов, генеральный директор «Квинты», как-то мне сказал: «У тебя много клиентов, лучший дилер по обороту ASW, становись дистрибьютором» — и фактически помог мне заключить договор с ASW. Для меня это было нечто из ряда вон выходящее — осознать, что я дистрибьютор, это как увидеть вживую Джонни Деппа. Это же международные отношения, большой бизнес.
Название Homesound появилось сразу?
Оно появилось лет 15 назад, когда я в «Мире» работал. Я всегда думал, что техника создана для человека, для его дома. Само по себе слово «дом» — теплое, родное. И противопоставлять «бездушную», рациональную технику уютному дому — неправильно. В названии компании я попытался выразить свои представления о месте и смысле техники. Получилось «Homesound». В первом офисе на Садово-Каретной, мы воссоздавали домашнюю обстановку — сотрудники даже ходили в тапочках. Кстати, и первые сувениры, сделанные нами для подарков дилерам, тоже были тапочки — пользовались популярностью. Кстати, мы с самого начала заказали фирменный стиль у хорошего дизайнера. Визитки, папки, сайт...
Как я понял, первым вашим брендом стал ASW?
Нет, мы начали сразу с трех брендов: ASW (акустика), Final Sound (электростатическая акустика) и Black Rhodium (кабели). ASW требовала достаточно больших вложений. Дело в том, что модельный ряд составлял три линейки и в каждой по 16 цветовых отделок, плюс дополнительно каждая из них — в лаке. И все должны быть на складе. Я ведь был инсталлятором и дилером, знаю эту кухню с самого низа. Все минусы, с которыми сталкивался в своей практике, попытался исправить. Знаю, дилеры хотят иметь возможность сразу купить технику, а не ждать, когда привезут по заказу. Вся продукция, которой мы торгуем, есть в наличии на складе.
Сложно было начинать работать дистрибьютором, когда рынок практически поделен?
Да, не просто. Жалею, что поздно начал. Например, очень сложно было взять на дистрибуцию электронику. Все «монстры» к тому времени оказались уже разобраны. Впрочем, и сегодня есть люди, кто не против создать свою дистрибуцию, но они уверены, что начинать уже поздно. Стартуй я через шесть лет, так же говорил бы, что поздно. Но возможности есть всегда, и всегда найдутся люди, кто решится, несмотря на трудности.
У нас было всего три бренда, но мы постоянно ездили и ездим на выставки. Смотрим, знакомимся, интересуемся. Упорство вознаграждается: бывший дистрибьютор Piega, Vienna Acoustic, T+A и ряда других марок, стал терять бренды. Об этом, как ни странно, мы узнали именно на выставке. Будучи дилером, я много торговал компонентами T+A, бренд мне нравился. Не секрет, что это крупнейший европейский производитель Hi-Fi-электроники. У них только фабрика в Европе площадью 6 тыс. кв. м. У T+A, конечно, есть свои нюансы. Порой казалось, что все сделано как-то нелогично: замысловатая коммутация, настройки (кстати, сейчас ситуация улучшилась). Но я досконально знал их продукты и некоторые «фишки», о которых даже немецкие инженеры забывали... Компания серьезная, поэтому они сами выбирали дистрибьютора. Пригласили к себе на завод несколько российских компаний, были там и всем знакомые лидеры нашей дистрибуции. И тут-то мне помогло доскональное знание техники T+A. Во время переговоров присутствовал инженер, который увидел, что я отлично разбираюсь в модельном ряде. Он переглянулся несколько раз с директором, и вот... подписать договор предложили мне. Сейчас у нас уже 13 брендов, это хороший портфель, где есть разная по классу и философии техника. Не выходя из комнаты отдела продаж, можно закрыть практически любой объект, кроме видеочасти.
Как компании-производители относятся к русскому Hi-Fi-рынку, что думают о нем?
Все, исключений нет, думают, что здесь бездонная яма. Понятно, что Россия огромная, но надо отдавать себе отчет, что 90 % всех продаж Hi-Fi в нашей стране приходится на столицу. В регионах ситуация плачевная. Радует лишь то, что там рынок не умирает, все-таки понемногу продают. Но на Западе это плохо понимают, они смотрят, что по статистике в России проживает больше людей, чем в европейской стране, и ставят невообразимые планы продаж. И при этом они склонны сильно преувеличивать. Производитель говорит: «Вот смотри, дилер из этой страны у меня пятьсот комплектов купил». А мы с этим дилером встречаемся на выставке, и, когда я у него спрашиваю про объемы, в ответ слышу: «Ну да, было дело, брали пару комплектов...». Но, в принципе, все наши партнеры оборотами в России довольны, поэтому относятся к нам лояльно. Главное, вести с ними честный бизнес.
За время вашей работы на Hi-Fi-рынке как он менялся?
Например, часто говорят, что в последние годы снова становится популярным стерео. Домашний кинотеатр всегда лидировал. Он лидирует и сегодня, примерно 80% продаж приходится на ДК. Однако да, по нашей статистике стерео стали брать больше. Не в ущерб кинотеатрам, просто покупают хороший фронт и усилительный тракт. Или делают дополнительную инсталляцию для стерео. Раньше все заканчивалось на кинотеатре, а сегодня стерео — показатель статуса. Как ни странно, началась эта популярность после кризиса в 2008-м. Причем продаются топовые комплекты. Например, T+A сделали моноблоки M10 стоимостью около 12 тыс. евро за штуку. Они только вышли, а у нас уже порядка двенадцати комплектов продано. Кстати, когда я начинал, мне было дико предлагать колонки за 50 тыс. долларов. В те времена столько квартира в Москве стоила. Но потом увидел, что есть люди, которые спокойно относятся к высоким ценам, даже наоборот, ищут технику именно в этой категории, и в этой категории тоже есть выбор, а не один-единственный суперкрутой аппарат. Что покупатель изучает нюансы и что покупатель слушает. Не секрет, есть люди, для которых главное — внешний вид: «Сколько стоит? 250 тыс. долларов? Ладно, выглядят авангардно, необычно, пусть стоят, они мне по дизайну подходят». Но многие наши потребители — состоявшиеся люди, кто находит для себя немного времени, чтобы отдохнуть, послушать музыку или кино посмотреть. Они хотят знать, что и почему они покупают.
У российских потребителей есть какие-то особенные предпочтения в сравнении с европейскими?
Отличий много. Например, была у T+A линейка недешевой дизайнерской акустики Lignum с закругленными корпусами и лаковой отделкой. Здесь все в восторге. Влет уходила, несмотря на отсутствие центрального канала. Мирились, ставили вместо него тыловую колонку. И тут T+A сообщает, что снимают их с производства. Я возмущаюсь: «Как же так, это самая востребованная линейка!» Но на фабрике объясняют, что покупает ее только Россия. И еще пример, в Германии у T+A чуть ли не пятьсот дилеров, но все они торгуют одним стерео. Поэтому DVD-ресивер K6 — красивый, качественный — тоже сняли с производства, потому что брали его только у нас. Подобная ситуация с 104-и тыловыми колонками ASW Cantius, покупаем их только мы. Но объемы хорошие, поэтому они готовы выпускать ее для нас. Опять же одно время был бум цвета венге. Колонки с этой отделкой производили исключительно для России.
Кстати, об акустике. Вечный аудиофильский спор — есть ли прогресс в колонках?
Линейки у ряда производителей меняются ежегодно, но порой непонятно, что именно стало лучше. То, что производителю нужно часто менять модельный ряд, объяснимо. Им нужно зарабатывать деньги, а сегодня никто не хочет покупать старый продукт. Назову это «синдромом iPhone» — все ждут, когда появится новая версия. Поэтому таким гигантам индустрии, как B&W и Monitor Audio, приходится постоянно выпускать новые модели. Но глобальных разработок нет — здесь покрасили, там грили другие поставили... Мне нравится работать с немцами, у них другой подход. Вот была у ASW референсная акустика Genius, не обновлялась семь лет. Как только они задумывались, что надо бы ее «проапгрейдить», тут же продажи шли вверх. Когда начинался спад, инженеры садились за работу, вот уже и прототип готов — но тут опять взрывной спрос. А если хорошо продается, зачем менять? В конце концов, они все-таки решились. И, честно скажу, новые Genius звучат лучше прежних, сразу понимаешь, скорее даже слышишь, что прогресс есть. С компонентами, конечно, ситуация другая. Скажем, компания NuForce постоянно совершенствует свои разработки. Пока груз из США плывет к нам, они успевают новую линейку запустить. Мы заказываем новую, только поставки пошли — уже третья версия наготове. В принципе, это понятно, техника NuForce ближе к гаджетам, и чтобы техника была актуальной, ее надо обновлять постоянно. К слову, я не ожидал, что вещи на первый взгляд спорные пользуются такой популярностью. Кто бы мог подумать, что качественные мобильные ЦАПы NuForce, фактически для ноутбуков, будут столь хорошо продаваться. А сейчас среди хитов NuForce — оттюнингованный Blu-ray-проигрыватель OPPO. На январской выставке CES в Лас-Вегасе на многих стендах вместо CD-проигрывателей стоял этот Blu-ray. Что-то из ряда вон выходящее. Недавно нам выделили 40 новых аппаратов с поддержкой 3D. За неделю разошлись! И это при стоимости свыше 3 тыс. долларов.
Если не секрет, какая техника стоит у вас дома?
Я лучше скажу, что будет стоять, потому что как раз занимаюсь инсталляцией в своем новом доме. Компоненты T+A, акустика ASW Chelys и Genius — мои любимые бренды. Но сабвуфер делают по спецзаказу. В линейке Genius у сабов глубокий корпус, моя же комната небольшая, и стандартные заняли бы в ней слишком много места.
И последний вопрос: какой совет вы бы дали покупателю, решившему купить себе Hi-Fi?
Лозунг инсталляционного подразделения Homeinstall полностью отражает мою философию — «Доверяйте профессионалам». Мы считаем себя такими и это доказываем. И люди соглашаются. Конечно, слушайте сами и не говорите, что не можете услышать. У нас каждый второй клиент считает, что ему медведь на ухо наступил. Я как классический музыкант говорю — не бывает людей без слуха. Человек может не уметь интонировать, другими словами, правильно петь, но разницу в звуке слышит отлично. Во время одной инсталляции заказчица, с выражением недовольства спросила, почему кабель такой дорогой. Мы тут же подключили другой, попроще, она сразу услышала разницу. Не бойтесь слушать. Задача профессионала показать, привести примеры, сделать демонстрацию в соответствии с вашими пожеланиями. А выбор всегда остается за вами. Hi-Fi для профессионала — это честный бизнес. Мы же знаем, что продаем. Если «впаришь» что-то неправильное клиенту, он к тебе не вернется и вдобавок всем расскажет, дескать, там покупать не стоит. Я считаю, работой надо наслаждаться. Когда делаешь что-то хорошо, когда тебе самому нравится, что ты сделал, тогда и заказчик останется доволен. Так что, доверять профессионалам — это правильно.