Дэйв Паананен (Dave Paananen), руководитель нашего инженерного отдела и я недавно были в «Музыкальной комнате Номер Один» и прослушали результаты внесения пары изменений в схему. Мы пытались понять, какой из операционных усилителей наиболее музыкальный. Конечно, мы это оценивали, предварительно согласовав коэффициенты усиления, затем прослушивали одну и ту же музыкальную дорожку и сравнивали, где звучание лучше. Иногда это трудно сделать, потому что один аспект оказывается лучше в одной модификации усилителя, а в другой — иные нюансы. Какая же из версий правильная?
Мы слушали живое выступление Гарри Белафонте в Карнеги-холле, когда Дэйв попросил меня еще раз проиграть то, как публику аплодирует исполнителю.
—Не музыку? — спросил я.
— Нет-нет, именно как они хлопают в ладоши. Давайте послушаем этот момент на обоих устройствах.
В то время как я был сосредоточен на голосе Белафонте, и на игре маленького оркестра, Дэйв проверял реакцию аудитории. По мере того как мы продвигались вперед и назад, я был потрясен результатами. Это стало чем-то существенным. Действительно, разница между этими двумя фрагментами записи была огромной. В одном случае хлопки зрителей были острыми, яркими, спутанными и почти раздражающими слух. В то же время при воспроизведении того же фрагмента и точно на таком же уровне, но на версии «B», все звучало правильно.
Для меня самым интересным и новым в этом тесте оказались две вещи. Во-первых, величина разницы в звучании. А во-вторых, то, как агрегированные хлопки могут влиять на качество работы усилителя.
В отношении величины мы не говорим здесь о тонких оттенках серого, здесь мы видим разницу между ночью и днем. Оказалось, что намного легче различать качество звука усилителей, используя хлопки, а не музыку, восприятие которой имеет тенденцию быть намного более субъективным.
Но что действительно удручило меня, так это то, как устройство для усиления сигнала может неожиданно «расстроиться», когда уровень активности в записи становится слишком большим, а сигнал настолько сложным. Я хотел было сказать, что это связано с интермодуляционными искажениями, но мы измерили параметры этих усилителей и они оказались почти идентичными в этом отношении (как и другие характеристики, которые мы смогли оценить). Мой вывод заключается в том, что мы нашли еще один метод тестирования устройств усиления звука — своеобразный экзамен, который они должны пройти, прежде чем смогут выйти в свет. Это просто странно, что после стольких лет работы все это оказалось для меня таким сюрпризом. К счастью, всегда есть что-то новое, что полезно узнать. Я обязательно поаплодирую Дейву за это открытие.
Оригинал: Round of applause
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.