Распространение цифровых технологий свергло ЦАП с аудиофильского Олимпа. ЦАП пошел в народ. Пришлось ли разработчикам поступиться Hi-Fi-принципами?
Достоинства
- фирменный дизайн
- великолепное звучание
- возможность балансного подключения
Недостатки
- высокая цена скорости
- неидеальные характеристики по USB
- нет ИК-приемника, требуется частичная разборка
Можно долго скорбеть о закате эры CD, но факт остается фактом: число аудиофайлов в интернете превысило объемы продаж каких бы то ни было оптических носителей. Пришла пора медиасерверов, а также персональных источников звука всех мастей — от медиаплейера до сотового телефона. Такой ход событий имеет и прискорбный аспект: погоня за дизайном, удобством и компактностью оттеснила на второй и даже третий план собственно качество звучания. Из-за несовершенства проигрывателей даже закодированные без потерь записи звучат много хуже оригинала. Виноват в этом чаще всего ЦАП, поскольку он отвечает за самое сложное — превратить поток дискретных импульсов в аналоговый, т.е. непрерывный сигнал. «Аналог» чрезвычайно капризен, его потери практически невосстановимы, поэтому соответствующие цепи плохо переносят упрощение технологии сборки, удешевление материалов и компактизацию, процветающие в сфере «цифры».
Правильно оценив создавшуюся ситуацию, инженеры Hegel предлагают кардинальное решение. Их продукт призван сыграть роль высококлассного посредника между цифровым источником, будь то компьютер, стационарный или портативный плейер, и Hi-Fi-усилителем. Для приема информации служат два входа S/PDIF, оптический и коаксиальный, а также порт USB. Последний превращает ЦАП во внешнюю аудиокарту, практически уникальную в своем роде. Ее прелесть заключается не в характеристиках, вполне стандартных (16 бит/48 кГц, два канала), а в конструкции — качество материалов и экранирования, топология схем и питания соответствуют HiFi-компонентам, а не компьютерным комплектующим. Совместимость тоже на высоте: устройство работает с РС, Мас и вообще всеми агрегатами, имеющими порт USB и поддержку внешних аудиокарт. Никаких драйверов не требуется.
Для S/PDIF характеристики выше — 24 бита/192 кГц, что соответствуют записям новейшего поколения. На выходе имеется пара тюльпанов (несимметричный выход); счастливые же обладатели High End-аппаратуры с радостью обнаружат балансные выходы на гнездах XLR. Под капотом установлена практически полная копия ЦАП’a от плейера высшего класса Hegel CDP4A. Добавлен частотный регенератор, необходимый для работы с компрессированными файлами.
Прослушивание наглядно показало преимущества аппарата над встроенным ЦАП’ом CD-проигрывателя класса Hi-Fi, а сигнал от портативной никогда еще не звучал так хорошо. Частотный диапазон, прозрачность и детализация — оказывается, в закодированных без потерь файлах все это осталось, нужно было только извлечь. Сразу захотелось перевести музыкальную коллекцию во FLAC или подобный формат, загрузить на подключенный к HD10 медиасервер, а про диски забыть навсегда. На тестовом компьютере подключение по коаксиалу дало несколько лучший результат, чем посредством USB, но это сильно зависит от встроенной аудиокарты, и не факт, что верно для любых систем. В общем, экспериментируйте, дерзайте! В Hi-Fi-системе Hegel заменил «родной» ЦАП плейера без ущерба звучанию, но не более того. Можно упрекнуть эргономику — нет ни выключателя питания на лицевой панели, ни приемника ДУ, ни триггерного входа 12 В или управляющей шины. Да и цена кусается. Однако владельцу High End-системы, собранной на балансных межблочных соединениях, Hegel HD, возможно, откроет массу перспектив. Ведь для взыскательного меломана медиасервер и «отдельно стоящий» ЦАП — единственная альтернатива CD-проигрывателю.
Текст: Сергей Раков