Думаю, что во время расцвета кубинской модели социализма у лидера знаменитого джазрок-ансамбля Irakere и эстрадной певицы, некогда — танцовщицы в гаванском «Кабаре Тропикана», было мало общего: она пела про Че Гевару и президента Чили Сальвадора Альенде, он открывал новые модели соединения джаза и латиноамериканской музыки.
Но время сглаживает противоречия: в 1997-м великий пианист Чучо Вальде и великая певица Омара Портуондо записали первый совместный альбом, теперь же настало время для второго. В качестве затравки тут присутствует легенда, согласно которой еще во времена Батисты Омара репетировала с отцом Чучо, пианистом Бебо Вальдесом, и маленький Чучо (Омара старше его на 11 лет) влюбился в красотку. Так это или не так, нам неизвестно, но альбом получился выдающимся. Песни для вечера, когда дневная жара сменяется благословенной прохладой, песни о любви и потерях, о встречах и расставаниях — и то, что за роялем сидит именно Чучо, дает Омаре возможность петь их именно так, как она их поет. Нет, это не джаз и не чистое афрокубинское музицирование, это нечто большее: диалог двух больших художников, двух личностей планетарного масштаба, двух потрясающе красивых немолодых людей. Даже соло Уинтона Марсалиса здесь выглядит как смиренное признание этой красоты, не более.