Трифоник и бас. Особенности настройки. Как должно и как не должно быть!? • Stereo.ru
Вопрос Serg_E 94 8

Трифоник и бас. Особенности настройки. Как должно и как не должно быть!?

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Давайте снова немного порассуждаем о басе и об особенностях настройки трифоника. Вопросы про сабвуферы на форуме всплывают постоянно. И очень часто это вопросы про то какой саб выбрать для музыки и как правильно его настроить. И если на первый вопрос ответы обычно повторяются, многоуважаемый Alex не устает повторять, что это Rel или MJ, то со вторым вопросом уже не все так однозначно. Во первых подключение сабвуфера. Хотя признаным большенством экспертов считается более грамотным подключение по высокоуровнему входу, но некоторые продолжают искать выход на саб на своем усилителе, а так же не все усилители можно подключать по ВУ! Я этого признаться даже не знал. И еще мы часто слышим такое "Будет не хватать баса - добавите саб" И вот тут начинается самое интересное. Одни считают, что саб должен, прямо таки, делать из ваших полочных АС напольные. С ударом в грудь и мощью больших АС. Другие, в том числе и Ричард Лорд, говорят, что саб должен лишь дополнять АС на самых нижних частотах и не лезть в область мид баса, который должны играть ваши основные АС. Конечно, если у вас не маленькие саттелиты, но я не о них. Отсюда имеем несколько разный подход к настройке трифоника. Кто то ставит высокую частоту среза и пытается выжать из саба то, чего нет в его полочниках, а кто то наоборот снижает частоту и делает звук глубже, но это становится заметно далеко не на всех записях! И тут снова слышим мнение, что на записях с малым уровнем нч можно и сабвуфер открутить погромче:) Ко мне обращались люди, купившие хорошие сабвуферы и ожидающие от них вау эффекта, а потом жалующиеся, что не слышат саб или он мешает! Оказывалось, что у них совсем не было представления о том как должно быть! Что думаете вы? Может есть еще какая то методика или ориентиры для тех кто имеет или только думает о трифонике?

Т.к на сайте пока нет раздела FAQ или что то вроде "ответов на часто задаваемые вопросы", то может рассуждения в теме могут стать отправной точкой для страждущих. Чем писать одни и те же ответы проще кинуть ссылку:)

Ответы

Wadim

Хоть я и противник сабов, но попробую объяснить почему. На мой взгляд, не должно быть разницы, как подключать: по низкому или высокому уровню. Если есть разница - это проблема не типа подключения, а конструкции саба. Далее, следует принимать во внимание, что трифоник строится по такой схеме: сателлит должен состыковаться с сабом по как минимум двум параметрам - поведению фазы и наклонам АЧХ. Если фаза еще как-то регулируется, то наклоны состыковать (точнее сформировать), без измерительного оборудования не вижу возможности. Ну и саб должен быть расположен максимально близко к АС. Поэтому я считаю, что правильное построение трифоника очень непростая задача. Но, я думаю, что реально все делают совсем иначе - просто добавляют саб к АС. В этом случае имеет место область совместной работы АС и саба, что вовсе не является "трифоником". И здесь - сколько людей, столько и вариантов установки. Но считаю, что такое построение к высокой верности звуковоспроизведения не имеет отношения. Может даже лучше регулятором тембра баса добавить - это будет меньшее зло, чем неправильно настроенный саб.

Ну, и считаю, что истинное назначение саба - озвучивание специально записанной для него дорожки в кино.

Serg_E @Wadim

Спасибо за мнение, Вадим. Про настройку согласен. Поэтому и поднял этот вопрос. И пока видим именно то, о чем вы говорите, т.е вкус преобладает над верностью.

bluesevich @Serg_E

Это точно! Я собирался настраивать саб ТРИ!!! года. Правда после настройки радовался недолго, поменялся ресивер, акустика и всё по новой! А потом и саб накрылся, пока живу без него. Но в кино его точно не хватает:((

SergeyK @Serg_E

Есть здоровая пища, а есть вкусная. Часто это совсем разные продукты. Лучший вариант-это когда немного того, немного того. "Правильно-неправильно" в сфере звука чаще не работает т.к. все люди разные. А еще есть разное оборудование, связки, комнаты и качество записи. Есть настройки-попробуйте их во всем диапазоне и выбирайте, что больше всего нравится.

Neadych @Wadim

В студиях системы монитор- (даже приличного размера и полосы пропускания) саб стыкуются на 80-85Гц, и совместной работы не имеют. Сигнал линейного уровня идёт на саб, где происходит фильтрация. Саб можно ставить и на удалении от АС, в то место комнаты, где он максимально ровно звучит в своей АЧХ. Затем производится тонкая доводка частотной характеристики средствами саба и или программно. Далее запускается тон сигнал с частотой 80-85Гц, и переключается фаза, устанавливается по самому громкому звуку в точке прослушивания. После этого необходимо выровнять уровень саба и мониторов. Можно с помощью шумомера с включенным фильтром С, на громкости 75-85дБ и полосе до 1кГц.

Тоже самое и для многоканальных форматов.

И поправка: если акустика совсем уж большая, как правило это дальнее поле, то в стерео она работает без саба, а в многоканале саб озвучивает только канал низкочастотных эффектов в основном из-за повышенного на 10дБ уровня, последнего.

Собственно поэтому и собрал дома трифоник на базе студийных мониторов и саба и очень доволен.

Neadych @Neadych

Не получается отредактировать, допишу здесь. Студийные сабы имеют совершенно определённую и фиксированную частоту раздела для сателлитов, наверно это не зря. Так же при размещении саба сбоку или в углу, рекомендуют использовать 2шт.

И на пути к верному звуку, на мой взгляд стоит почаще присматриваться к студийным стандартам и рекомендациям, чем искать свой собственный и какой то особенный звук.

Serg_E

Ну, чтож хоть ветка и не собрала большого количества мнений. Видимо тема настройки сабвуфера в составе стерео системы не столь популярна, хотя вопросы о сабвуферах регулярно всплывают. Итоги же можно подвести такие:

1. Частота среза и уровень. Не смотря на рекомендации настраивать сабвуфер на поддержание самых нижних нот, которые не играют АС, многие сознательно завышают частоту среза, что бы саб хорошенько долбил и подменял бас АС. Я такой подход не приветствую, но как было сказано одним форумчанином, что пусть не по фэншую, зато вкусо:) Отсюда вывод, что многое зависит от вкуса, хотя у меня вызывает сомнение качество полученного баса. При такой настройке приходится уменьшать уровень на сабвуфере, а значит самые нижнии частоты будут отрабатываться хуже. При понижении частоты среза, наоборот громкость можно прибавить до уровня когда достигается стыковка с АС без горба на нч. И надо понимать, что даже при низкой частоте среза саб оказывает влияние на мид бас вплоть до 100 гц это вполне ощутимо, хоть и частота среза в районе 30 Гц. Тут главное чтоб саб добавлял совсем немного иначе бас становится "тяжелым" и доминирующим. Может кому то это нравится, но не мне.

2. Фаза. При кажущейся простоте, настройка фазы довольно сложное занятие. Некоторые утверждают, что вообще не слышат переворота фазы, но поверьте влияние на звук фазировка оказывает, и не малое. И тут иной раз даже мало просто слушать, а нужно воспользоваться измерительным инструментом. Настроив фазу с АС, на частоте 60 гц, может оказаться, что на частоте в 30 гц получим противофазу. Конечно, это грубо, но вот реальное ослабление баса может быть. Поэтому то и сильно завысив частоту среза становится сложнее состыковать звук сабвуфера с АС. И второй момент это поиск такого места для сабвуфера, где бы он наиболее хорошо состыковывался с АС, и тут тоже играет роль фаза. В общем поведение фазы у разных АС и разных сабвуферов может отличаться на разной частоте. К таким выводам я пришел, проведя довольно много эксперементов с разными сабвуферами. Возможно так же вклад вносит КДП. Так что от подбора фазировки будет зависеть результат, а именно звук который вы получите.

3. Место установки. Как уже было сказано место установки лучше выбирать исходя из наилучшего сопряжения с АС, а это по сути снова подбор фазировки. Иначе бас перестанет быть четким и вместо качества получим количество. Если же с местом сложно, многие живут в типовых квартирах, то хорошо когда на сабе есть плавная регулировка фазы. Ну, и про усиление отдачи на басах в углу стоит помнить, и про то, что не стоит ставить саб в центре комнаты. Хотя, лучше всего подходить творчески в каждом конкретном случае.

4. Тип подключения. Как известно есть два типа подключения сабвуфера к усилителю по высокому уровню (ВУ) к клеммам АС или по низкому уровню (НУ) к специальному выходу на саб или к выходу с предусилителя. Какой способ лучше мнения разделились. Мой опыт за ВУ, но возможно есть случаи где НУ проявляет себя лучше. Зависит думаю и от модели конкретного сабвуфера и от модели усилителя.

Все выше сказанное это мой скромный опыт. Возможно кто-то может добавить или поправить меня. Буду вам признателен!

Serg_E @Katerina

я подумаю:) целью создания этого вопроса и было придти к ответам. Насчет статьи думал, но решил пока в форме диалога.

wwworonin

Действительно,если до Саба одни записи играли лучше на нч,то после покупки Саба практически любую запись можно "вытянуть" настройкой сабвуфера.Минус в том,что периодически приходится подкручивать громкость на сабвуфер.Частоту среза оставил чуть выше 30Гц,т.к. если выше,то начинается гудеж комнаты.С фазой пока не определился

Serg_E @wwworonin

С фазой нужно определиться:) это важно! Ибо как саб может вести себя довольно по разному на разных частотах. И в зависимости от того, что хотите получить и нужно определить фазу.

wwworonin @Serg_E

Сейчас стоит "0",уже достаточно долго.Так по моему удары бочки резче,и гудежа не слышно.Но не уверен,что это окончательная настройка

bluesevich @wwworonin

С фазой всё достаточно просто-стоит спереди, фаза "0", сзади - соответственно "180". Ну а плавная регулировка способна исправить фазу, если саб сбоку или в других положениях. Фаза должна соответствовать вашей акустике.

bluesevich @Serg_E

Вы опять сводите всё к банальностям ,принятым в аудиосреде. Смотрите шире на проблему. И старайтесь читать между строк, не переходя на прописные истины.

Я не шутил, а написал принцип работы изменения фазы, коий вы можете прочесть в некоторых мануалах к сабвуферам. Естественно это общая картина, могущая отличаться от случая к случаю, но в достаточно узких пределах.

Wadim @bluesevich
стоит спереди, фаза "0", сзади - соответственно "180"

Вы реально так считаете? По-вашему получается, повернули АС на 180 градусов и получили поворот фазы (противофазу) ??? Попробуйте дома повернуть ваши АС.

bluesevich @Wadim

Поделитесь пожалуйста принципом работы регулировки фазы в сабвуфере. Может я так отстал от жизни и что-то не понимаю:-(

А пример с акустикой не верен, ведь в этом случае вы имеете дело с пассивным устройством. А вот если поменять провода с плюса на минус -разницу вы услышите. Тогда вы будете иметь дело с усилительной частью. Учите матчасть:-)

BigD @Serg_E

Мне, по наивности своей, кажется, что если прибавить стоимость саба типа REL к полочникам - можно подобрать напольники с басом в любое помещение. Ибо часто сабом привораживают бас, которого просто нет в исходной записи)))) Наверное я не прав ))))

Serg_E @BigD

Правы, правы! :) Поэтому я не кручу настройки на сабвуфере после его настройки.

Насчёт напольников, вроде всё верно, но вот кода сидишь от АС в двух с небольшим метрах, это маловато для трех полос. Короче, не всегда напольники к месту, но это другая тема:)

Alex_el34

В 2001 купил рел стадиоум 3 ,в 2003 перестал его слушать,15 лет стоит без дела ,пусть стоит он англичанин. Танной не нуждается в сабе.

Rim555

Для себя выбор сделал в пользу напольных АС с должным усилением. Сабфувер стал для кино изредка включать, а потом и вовсе продал. Решил, что для моих комнат в пределах 20-25м саб не нужен.

Tom @Rim555

Полностью с вами согласен, в играх и кино саб дает определенный эффект, а в музыке, с моей точки зрения, это совершенно бесполезная штука...

Katerina @Tom
в музыке, с моей точки зрения, это совершенно бесполезная штука...

Это смотря какая музыка, и на что способны АС.

Serg_E

Хочу обратиться к тем, кто будет писать в теме. Давайте не будем обсуждать приимущества или недостатки напольных трехполосных АС перед трифоником. Речь не об этом.

SergeyK @Serg_E

У кого саба нет-не надо и писать тут. Нас интересует как подключать и настраивать саб. А как его НЕ подключать мы и сами знаем).

bertier

скажите, а где прописано, указано, нарисовано изображено, что саб подключаться должен по ВУ схеме?

просто я видел только НУ схему. То есть, в ресивере это выход на саб, в усилителе это преаут или тоже выход на саб. И даже провода такие существуют.

но вот эксперты от аудиофилии говорят что В У это правильно, а эксперты от радиоинженерии говорят, что это вообще не правильно.

ни осуждаю ни тех, ни тех, а просто спрашиваю;-)

Serg_E @bluesevich

т.е ваш опыт говорит, что по НУ лучше результат?

И люди не могут настроить по причине того, что как раз не понимают как должно быть! Об этом мы тут и решили поговорить!

bluesevich @Serg_E

Да, мой опыт об этом говорит. Особенно опыт в переподключении с ВУ на НУ в разных сетапах, и пожеланиях владельцу хоть раз открыть мануал. Сабы, как отдельное устройство появились не так уж и давно и изначально рассчитывались именно на линейный выход. Вы же не будете из желания хоть как-то подключить УМ к ресиверу, не имеющему преамп, подключать его по ВУ:-) Ну так и не считайте инженеров тупыми.

А если говорить о настройках, лично мне нравится, когда саб невозможно выделить из общего звукового полотна. Он должен именно что поддерживать те инструменты, которые играют с заходом в НЧ спектр. Вот о такой настройке и говорят, что НЧ не локализуются ухом по источнику. Как-то так:-)

Serg_E @bluesevich

Спасибо за мнение. Интересно. Правда про мануал не совсем понял. И я как раз не считаю инженеров тупыми. Оба решения вполне обоснованы с инженерной точки зрения. И давайте не будем про инженерные и конструктивные особенности. Я в этом не особо силен и вы тоже.

Насчет настройки согласен с вами, а вот как высоко должен по вашему заходить саб на нч АС? Т.е в области мид баса прибавка может быть и не доминирующей, саб не локализуется, но добавляет или все же его дело суб бас? Что говорит ваш опыт?

bluesevich @bluesevich

Ну вообще-то я дипломированный радиоинженер:-) А как глубко? В процентах или герцах? Думаю, всё-таки на слух нужно определять. Мы ж все разные:-) Знаю людей, которые выкручивают тембры на минус(не в ноль и не отключают темброблок) и так и слушают. Так что не все ориентируются на то, что правильно, бывает и на то, что нравится:-) У меня достаточно басистая акустика и пока был саб, срез стоял где-то на 50Гц. Потому что субъективно акустика играет от 40-45. А вот у приятеля (полный набор старой акустики Sven, прошу не смеяться, но они выпускали неплохие АС) срез на 100 и ему это нравится, как не убеждал его - пофиг. Хотя у него и тылы вровень с фронтами настроены:-)

bluesevich @bluesevich

Эээ...про мануал! Очень много вопросов на этом форуме задаётся из-за нашей особенности ( населения бывшей Страны Советов) - никто не любит читать мануал. Многие в руки его берут только тогда, когда нужно найти ближайший сервисный центр. А это печально. Многих ошибок и поломок можно было бы избежать, да и просто почерпнуть много нового:-)

Serg_E @bertier

Ну, если вас интересует этот вопрос, то откройте инструкцию например к Рел и почитайте :) И потом опыт говорит о том, что согласовать саб по ВУ получается намного лучше, хотя возможно и есть какие то частные случаи, что это не так. К примеру как у вас, когда нельзя этого сделать из-за особенности усилителя.

bertier @Serg_E

в инструкции рел так и сказано, что по ВУ?

некоторое время назад тут проскальзывало фото одного рела, в котором не было ВУ входов, однако Алекс советовал подключать именно этот рел по ВУ.

может я чего то недопонимаю и ВУ входы могут выглядеть иначе? Я не стал тогда заострять внимания, но раз уж образовалась тема, то....

Serg_E @bertier

Рел без нутрика с ВУ? Это что за модель такая? Просто там инструкция очень не плохая. В принципе написано все верно, но это идеология Ричарда Лорда. Не все с этим согласны насколько я знаю, отсюда и тема для обсуждения.

Artem_Audiomania @Serg_E

Ну серия HT у них без спикона идет. REL HT/1205 например, посмотрите фото в инете.

12 дюймов, 500 ватт в D-классе, позиционирование - кинотеатральное))



bertier

нее, вопрос в другом. Настроить то можно и так и так. Просто по НУ все прописано, а по ВУ нигде не видел

Cenzor87

с фазой очень просто написано в инструкции к rel. Как громче бас звучит в точке прослушивпния так и надо оставить. Всё. У меня стоит один саб спереди слевп, второй сзади справа в углах. У одного фаза 0, у второго 180. Результат шикарный. До этого они оба стояли в передних углах. Были провали и пики огромные. Сейчас более менее выровнялось. Но всё никак не займусь более точной настройкой. Когда один назад переставил, фазу оставив как было на 0, то он прям в ухо долбил. А потом повернул и услышал диапозон, который не слышал. Вот только думаю, с учетом расстановки, их подключить на каждый канал усилителя или так же перемешать, как при прдключении одного.. Светло зеленый как было, темно зеленый, как стало.

Serg_E @Cenzor87

видимо ваши сабы в противофазе хорошо выравнивают ачх, поджимая ее именно там где надо. Что за сабы и как подключены? Какая частота среза? Какой цвет АЧХ без сабов?

Cenzor87 @Serg_E

сабы rel stadium iii, стыдно признаться, пока подключены по низкому уровню, всё никак провод к ним на ВУ не соберу. Без сабов под рукой нет скрина с ачх. Но по памяти там спад около 50гц и ниже. Сабы Настроены на 47гц. Тонкой настройкой не занимался пока

Serg_E

Уважаемые, хочу обратить внимание, что под тем "как должно быть и как не должно" я понимаю согласование АС с сабвуфером, а не приимущества одного из типов соединения оного с усилителем.

Serg_E

Итак получается, что только у одного форумчанина частота среза порядка 30 Гц. У остальных это гораздо выше, а значит, как и сказал Вадим, саб работает вместе с АС. Когда слышу заявления, что АС работают до 45 Гц поэтому частота среза примерно такая же, то не могу представить такую стыковку. И ведь даже если производитель указал для своих АС частоту 45 Гц, но ведь и ниже они ещё играют и помещение очень часто помогает им в этом. Да, это может быть не совсем музыкальный звук, т.к работает ФИ и всё такое, но это нельзя игнорировать при настройке. Возможно именно вот такая ошибка (если это ошибка) и приводит к недовольству звуком трифоника. Хотя кому то нравится именно так. В инструкции к Рел об говориться прямо, что многие аудиофилы ставят слишком высокую частоту среза и небольшой уровень, а желательно для досьижения глубины баса делать наоборот. Искать наименьшую частоту среза в каждом конкретном случае. По своему опыту могу сказать, что да при установке частоты среза чуть более 30 гц, влияние сабвуфера было и на частотах 60 и выше. Вплоть до 100 гц. Причем как в плюс так и в минус. Зависит от фазы. Достаточно гармоничным звучание было при повышении звукового давления на мид басе не более 1 дб, хотя и это может быть не в плюс звуку. Вот такие наблюдения.

bertier

значит я правильно настраиваю саб...

если я правильно понял, частоту меньше, а громкость выше?

SergeyK @Serg_E

Следовать рекомендациям Рел можно, особенно если оказаться в условиях, при которых Рэл эти рекомендации разрабатывал. А вдруг у вас саб не Рэл? Нужно ли следовать рекомендациям Рэл? Это как прислушиваться к журнальным статьям-тест АС с компонентами в 10 раз дороже этой АС, в подготовленном салоне или комнате. Начитаешься, тащишь эти АС в свою холупу 12 м2, цепляешь к тому что есть и удивляешься-а где воздух и собранный упругий бас?

Меня всегда удивляла фраза-хорошо настроенный саб не должно быть слышно. А вот нафига саб, если его присутствие не слышно, возникает вопрос. Может правильнее-не нужно выпячивать звук саба? Так вобще-то это к любым частотам относится-не нужно слишком явно их выпячивать. Хотя это опять же на вкус пользователя.

Serg_E @SergeyK

Рекомендации Рел универсальные, т.к они отражают некое правило для работы сабвуфера в системе. Только не все сабы можно настроить для работы в музыкальном трифонике и поэтому и вопросы возникают.

Вы что то слышали не до конца:) Саб не должен быть слышен, но слышно его отсутствие!

Что касается вкуса, так его нужно развивать так же, как и вкус к здоровой пище, искусству и.т.д Конечно, у каждого свой, но ведь мы тут скорее хотим разобраться как сделать правильно. Если же кому то нравятся задранные тембры или бухающий саб, то это действительно дело вкуса:)

SergeyK @Serg_E

Я все до конца слышал. Эта расхожая фраза, сказанная кем-то однажды и тиражируемая как некая догма. Объясните, как можно не слышать что-то, но слышать его отсутствие? Если мы что-то убрали и заметили его отсутствие, значит это что-то было заметно. Или что-заметили отсутствие жены по наличию грязной посуды, а до этого ее не замечали?)

Тут скорее надо понимать так-саб не должен казаться отдельной колонкой, стоящей в углу, т. е. локализоваться в пространстве. Но у меня и при срезе 120 Гц не локализуется. Возможно, если было бы метров квадратных больше и расстояние до саба было значительным, то я бы его услышал отдельным источником звука, но не пробовал, не могу сказать.

SergeyK @Serg_E

Что касается вкуса, так его нужно развивать так же, как и вкус к здоровой пище, искусству и.т.д


Если я в 50 лет буду говорить молодым , что надо кушать кашу и не надо громко слушать музыку, особенно рэп, где баса до фига-у меня развитый вкус к хорошей музыке и здоровой пище или упадок здоровья?

Serg_E @Serg_E

Я не знаю что там у вас:) и как оно настроено. Ветка создана как раз для конструктивного общения и чтоб информацией поделиться. Чего спорить то? Расскажите о своем опыте и что вы для себя решили.

SergeyK @Serg_E

У меня наоборот, не как Рел рекомендует. Срез 80 и по-тише саб. АС напольники небольшие, нижняя частота 55 Гц заявлена. И я не делаю-Ас до сюда, а саб отсюда. У меня скорее коридор получается -некоторые частоты и саб и АС отрабатывают. Общая территория, так сказать. А если сделать срез на 55 ГЦ, как то все не так хорошо. Саб стоит рядом с АС, но фаза 180. Так на слух лучше.

bertier

всегда подозревал, что я в теме, но стеснялся сказать;-)

а так я настраивал саб еще лет 15 назад, когда у меня появился первый кинотеатр не из одной коробки, а с отдельными компонентами. Мануал читал, только когда начинал психовать при настройке, в основном всегда настраивал на свои уши

Pol

Наверное всех достал со своим ремонтом, но пока слушаю старую Айву с сабом. Даже не сравнить с напольниками+Саб, может все таки СЕРДЖ так попробовать

bertier @Pol

лучше айва с сабом или напольники с сабом?;-)

я летом свою айвочку zd9400 тоже с сабом гонял, хотя ей это и не нужно, но был поражен образовавшейся глубиной, даже не знаю назвать это сценой или еще как (в секте не одобрят ;-)

Pol @Serg_E

Вы когда последний раз по настоящему под какой ни нибудь клипп зажигали у себя и у друга с напольниками? Настройки настройками. Правлю третий раз, знаю что читали, не всегда десятка, бывает и пятерка заслушаешся

Serg_E @Pol

Я не понял к чему вы это говорите:) зачем мне зажигать у друга?:))) А какая пятерка и десятка вообще не понятно:)))

Nicolas638

намного проще настроить большой сабвуфер с литражом хотя бы 150литров,а все что меньше у меня так и не получилось настроить в том числе и в закрытом ящике.

Serg_E

Уважаемые, просьба писать о своем опыте более конкретно и подробно. Какой саб, в каком помещении и с какими компонентами настраивали и что вышло, как то так.

Вообще я смотрю мало кто готов поделиться своими наблюдениями, мнением и опытом. Видимо трифоники не достаточно популярны в народе:)))

bluesevich @Serg_E

Скорее всего так и есть. Если человек хочет только стерео, он скорее всего выберет напольники. Ну и соответственно будет считать, что баса ему достаточно. Я свой саб брал под крупные напольники и действительно три года собирался заняться настройкой. А когда собрался и настроил - вот было радости то:-)

bertier

ввиду того, что вчера бездельничал по жизни, решил вплотную поэксперементировать с аппаратурой, помимо входа майн ин на ямахе, баловался подключением и настройкой сабов. Их два jbl e150p/230 и акустик энерджи эво саб.

комната 18 квм. Усь ямаха ас1000. И так же ламповый. Источники от ноута до сидюков. К лампе подключен по ВУ саб джбл. Иногда его включаю, когда на лампе как мне кажется не хватает низов.

так же эти сабы по НУ подключил к ямахе и расставил их по разным сторонам длинной стены. Убавил срез до 50гц. Меньше на них нету. Прибавил громкость на 10 -11 часов. На одном фаза 0, на другом 180. Врубил. Да, забыл, колонки акустик энерджи эво три. Три полосы. Результат понравился. Есть неудобства. На сборниках треки записаны не одинаково, где больше басов, где меньше. Приходится бегать крутить громкость

bertier

вопрос. Могу я подключить к ламповому усилителю,имеющему четыре акустические винтовые клеммы (лев и прав каналы) подрубить два саба по схеме ВУ?.

то есть к каждой винтовой клемме будет подведено по три акустических провода-от колонок и сабов?

не спалю ничего?;-)

rammster

Сегодня прочитал статью Батя С.Д., Любительские громкоговорители-3.

Оказывается, все украдено изучено до нас))

Neadych

Имею трифоник Genelec. саб играет от 85Гц и ниже, сателлиты от 85 и выше (так получается при подключении сателлитов через саб и частота раздела не регулируется). Фаза саба регулируется только на частоте раздела на 85гц, для того чтобы не было пика или провала на этой частоте. Имеет 4 положения с шагом 90 град. В комнате 15 куб.м, дом кирпичный, был пик, больше 20дб на 55гц, с плавными краями. Удалось выровнять бас только с помощью эквалайзера Апо и шумомера. саб стоял впереди возле стены, чуть смещен от центра. Фаза 0. Нижняя граница воспроизведения 28гц. В комнате 55куб.м, дом деревянный, положение саба ближе к центру комнаты дало провал 10дб в районе 60гц. Исправление ситуации программным эквалайзером хороших результатов не принесло. Сейчас саб стоит в левом переднем углу, фаза 90град. Нижняя граница 30гц. Частотка ровная сама по себе. Но имеет место 12дб островатый пик в районе 33гц , который удалось задавить на 6дб аппаратными средствами саба, так и оставил. Смещение саба на локализацию басовых инструментов не повлияло, как записаны, так и играют, (по центру, левее, правее). С точки зрения восприятия баса, что в малой комнате, что в большой, результаты однотипны. Саб Genelec 5040a, сателлиты Genelec 6010a.

Neadych @Neadych

P.s. Согласование громкостей саба и сателлитов, а также промеривание частотки производилось с помощью шумомера и программы синеген по среднему уровню 85дб.

И ещё, неправильно написал: в комнате 55куб.м. положение саба возле передней стены посередине и с небольшим смещением влево и вправо, а не по центру самой комнаты конечно же.

Neadych

Ещё одна конфигурация в комнате 40 куб.м. почти квадратной. Дом панельный. Саб behringer b2092a, сателлиты m-audio bx5a. Саб клон ранней модели genelec, с фиксированной частотой раздела для сателлитов 80Гц. Первый вариант: сателлиты близко к передней стене и саб тоже. Согласовать не удалось и внешней программной коррекцией тогда ещё не занимался. Далее, отодвинул сателлиты от передней и боковых стен где то по метру, стало очень хорошо по стереокартине, согласование с сабом получше тоже, но наблюдались неудовлетворительные провалы в области 40-80Гц. В конечном итоге поставил саб сзади места прослушивания, слева, в одной четверти ширины комнаты. От места прослушивания до задней стены 1.1м, расположение сателлитов симметричное, с головой слушателя образуют равносторонний треугольник, со стороной 2м. Лишней мебели в комнате (4*4м примерно) нет. Бас ощютимо выровнялся и не локализовался по месту установки саба. Из за резонанса комнаты был 28 децибельный горб в районе 35Гц, что общей картины на большинстве записей не портило, да и нравился тогда гипертрофированный низкий бас. Так как шумомер и программка синеген у меня тогда уже были я выяснил, что саб вполне себе играет в линию аж до 170Гц ( у сегодняшнего Genelec чёткое как и по документации затухание до 400Гц по уровню -50дБ) К слову эта инфа пригодилась при настройке тыловых сателлитов для кино. Так как в свободное поле их в этой комнате было не уместить и стояли они (как впрочем фронты и центр на стойках) близко к боковым стенам, методом проб и ошибок пришлось подрезать их ровно на 170Гц.

Neadych

И раз уж трифоник, немножко о настройке стереопары (любой) Можно выделить 3 основных места размещения колонок в комнате. Возле стен (боковая, задняя), в углах и в свободном поле (более метра от стен). И менее распространённые варианты на и в стену , потолок. В зависимости от того где конкретно будут стоять АС баланс НЧ-СЧ и ВЧ будет разным и его нужно корректировать, до изначально прямой (я надеюсь у вас такие колонки) линии АЧХ. А иначе неудовлетворённость звуком будет толкать на замену самих АС, усилителей, проводов и т.д. Да, и забыл, четвёртый тип размещения - на столе или как у меня - на стойках по бокам него и чуть сзади. В этом случае имеет быть небольшой, около 5- дБ подъём частотки в районе 200Гц с плавными краями. Конкретно про себя скажу - пока не поставил переключатели снижения давления НЧ-СЧ динамика на рекомендованные производителем 4дБ при расположении моих АС рядом с задней стеной, реально верхов не хватало и грешил на АС.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.