Как правильно настроить второй сабвуфер в стереосистеме?

ВОПРОС ОТ: Ответы (34)

Всем доброго времени суток.

Иногда посещают мысли прикупить второй сабвуфер. Система в профиле указана.

Мысли такие: слушаю в основном на комфортном уровне громкости, ручка на усилителе где то на 9-10 часов, в зависимости от записи. В комнате имеется небольшой резонанс, где то на +/- 35 Гц. Из-за этого срез на сабвуфере выставлен ниже этой частоты. Громкостью саба можно отрегулировать, чтоб резонанс не "бросался в глаза", но тогда пропадает мощность атаки на самых низких частотах. Если же атаку сделать по душе, тогда резонанс выпячивается и приходится обрезать верхние воспроизводимые частоты где то на 30-32 Гц. Колонки играют по паспорту от 42Гц.

Вот и появляются мысли, что если купить второй саб и один настроить на удар, максимально обрезав верхние частоты и прибавить громкости, а второй потише, но с более высокой частотой среза.

Чтоб не засорять категорию вопросов, решил собрать все в один пост.

1) Обязательно ли второй сабвуфер должен быть такой же как и первый? У меня сейчас REL Q201E и второй такой же найти будет проблематично, как мне кажется.

2) Как подключается второй сабвуфер? Усилитель Musical Fidelity M5si и к нему сейчас саб подключен по HI LEVEL.

3) Как настраивается второй сабвуфер? Должны ли настройки обеих сабов быть одинаковыми?

4) Всегда ли два саба лучше, чем один, если учесть, что все правильно настроено?

Всем спасибо

ТЕГИ:#REL
63.01 дБ +

Ответы

#

Вячеслав, идею использовать два сабвуфера в стерео, я поддерживаю! В идеале, в стерео системе использовать сабвуфер аналогичный REL Q-201e, но можно использовать саб машины и с несколько иной конструкцией. В Вашем случае, я рекомендовал MJAcoustics из последней серии Reference SR. Интересные особенности и широкие возможности настройки MJ в настройках и управлении с планшета позволят идеально настроить бас в Вашем помещении, а при необходимости изменять настройки звуковой подачи НЧ в помещении под различные произведения и музыкальные записи, что называется не сходя с места прослушивания. Почему МJ- это динамик в пол и плавная регулировка фазы, которая поможет "поймать" правильный бас в точке Вашего прослушивания. Все остальное, коммутация, аналогичная старым английским REL, а самое главное по звучанию РЕЛ И МЖ очень близки...

- 61.76 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Скажите, например REL q150e или REL Quake можно рассматривать?Они вроде не сильно отличаются от 201го

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

Вячеслав, 150-й больше под кино подходит, у него немного агрессивная, грубоватая подача НЧ. Quake, на фоне Вашего Q-201- просто потеряется. Тут, можно попробовать из старых REL Шторм, Стампиде, т.д. из серии музыкальных сабвуферов ST. Отличие от серии Q-нижнее расположение драйвера, что в Вашем случае может быть плюсом,т.к. нижниее расположение НЧ драйвера и немного другая настройка даст возможность правильнее настроить бас в конкретном зале и компенсировать акустические недостатки самого помещения. Но, как бы MJ может дать лучшую эффективность по коррекции НЧ за счет плавной регулировки фазы, что у REL недоступно. Другими словами, что бы идеально настроить два Q возможно нужно будет искать точное местоположение для второго саба...

- 63.01 дБ +
#
Колонки играют по паспорту от 42Гц.

При какой неравномерности АЧХ указана нижняя частота? +-3Дб?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

Сам не мерял, но есть данные измерений

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

Судя по строке "Нижняя граничная частота", это 57 Гц по уровню -10 Дб, а это значит, если я ничего не путаю, что по уровню +-3 Дб (стандарт) там будет выше 70 Гц. То есть производитель, мягко говоря, вводит в заблуждение покупателя.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

Не знаю, я ж говорю, что сам не мерял

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

Строго говоря, для акустики такого прайс-диапазона должно указываться в паспорте, при какой неравномерности АЧХ снимались частоты. И очень желательно, чтобы при +-3 дб. А без этих данный вообще не приходится говорить о каком-то серьезном уровне. На сайте есть соответствующая статья на тему.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

Извините, я не совсем понимаю, о каком "серьезном уровне" вы говорите. Вопрос вроде про сабвуфер

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

А как вы настраиваете сабвуфер относительно АС при отсутствии таких параметров? Все равно что методом тыка.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

Сабвуфер, который сейчас в системе, настраивал на слух. Ставил повыше частоту среза и громкость на сабвуфере,потом слушал и убавлял по мере необходимости. В итоге получился срез где то на 32Гц, выше начинается гудеж,громкость 25-30%. Подобную процедуру проделовал не один раз, и всегда возращался к таким же настройкам. Предпочту лучше отсутствие некоторой информации на низких частотах, чем слушать гул

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #
В итоге получился срез где то на 32Гц, выше начинается гудеж,громкость 25-30%

От 32Гц гудит? С трудом верится, у меня, к примеру, похожие артефакты начинаются, если я выкручиваю кроссовер выше 100Гц. Это у вас явно с сабвуфером какие-то проблемы

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

Комната гудит, там вверху все написано подробно

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

Панельная?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

Квартира в панельной многоэтажке

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

интересно что вам скажут параметры ачх по басу АС, если частоты в каждой отдельной КДП будут отличаться от указанных производителем.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

будут отличаться по абсолютным значениям, но не по относительным

- 50 дБ +
#

В системе под винил использую два саба. первый настроен от 120Гц (колонки ЗЯ). У него естественный спад существенный уже на 60гц. Второй от 50Гц и ниже.

В другой системе ФИ настроены вразнобойчик и это прям хорошо https://stereo.ru/qa/1w000-izobryol-velosiped

- 50 дБ +
#

Расскажите пожалуйста какие сабы используете,большая у вас комната?Как настроили?Тоже подумываю о двух сабвуферах..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nicolas638 #

Сабвуферы собственной сборки, тот что настроен повыше — ЗЯ, что пониже — ФИ 25Гц. Громкость небольшая на первом и в несколько раз больше на втором. Если точнее, то это активное СубНЧ звено акустики. Настраивал исходя из продолжения диапазона СНЧ секции. Комната 12 метров и заставлена мебелью, так что особых проблем со стоячими волнами и объемами нет. Оба сабвуфера в противофазе к СНЧ , из-за его фазового смещения в зоне резонанса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Измеряли что получилось?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nicolas638 #

И не раз, настройка растянулась на две недели. Сейчас плавный подъем начиная со 100Гц, спад от 30-ти.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Стыковали сабвуферы с самодельными четырёх полосными колонками?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nicolas638 #

нет, это под винил АС, трехполосники с активным настраиваемым СубНЧ звеном.

- 50 дБ +
#

ТС, пару вопросов:

1. Как вы измерили проблемные частоты в комнате? Это точно 35 Гц? Просто больно низко, на этих частотах редко бывают проблемы.

2. Какого размера ваша комната?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Комната 18м.колонки стоят по длинной стене. "Измерял" методом понижения частоты среза, пока гул не пропадет.Сейчас запустил генератор-это даже 33Гц.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

Так я и думал, что всё несколько не так, как вы написали. Итак - частота среза на сабвуфере - это довольно условная отсечка, после указанной частоты АЧХ саба снижается постепенно, обычно 12 Дб на октаву. Поэтому вы нашли ту частоту среза на которой ваши АС хорошо стыкуются с сабвуферов. Имея у себя похожий метраж и расположение, у меня получились примерно те же цифры с Релом. Скорее всего, локальный подъем баса, из-за вклада помещения, лежит в пределах 50-60 гц, ну, плюс минус. Ваш сабвуфер продолжает оказывать вполне ощутимое влияние на эти частоты, даже с частотой среза в 30 Гц. Мало того, он может влиять и на 100-120 Гц! Причем как в плюс, так и в минус. Тут и начинается самое интересное. Такое поведение НЧ обусловлено фазой, которая может "плавать" на разных частотах. Вы всегда будете иметь сложение или вычитание уровня НЧ в зависимости от того совпадает фаза с АС или нет. Меняя положение сабвуфера в комнате можно получить разные результаты. Поэтому вам рекомендую подвигать саб, хотя бы между АС. Моё мнение, что получить панч, используя сабвуфер довольно сложно, как раз из-за трудности согласования по фазе. Отсюда и такое количество противников трифоника. Лучше всего, если мид бас играют АС, а саб лишь немного дополняет и углубляет звучание вниз. Попробуйте настроить один сабвуфер, а потом, если захотите, то можно попробовать и второй. Только будьте готовы к довольно не простой процедуре их настройки и согласования.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #
после указанной частоты АЧХ саба снижается постепенно, обычно 12 Дб на октаву

У меня подозрение, что в таком плавном спаде отчасти виноват пресловутый 'закрытый ящик'. Второе подозрение заключается в том, что сабвуфер с крутым спадом, скажем, 24Дб на октаву, легче согласуется с сателлитами.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @jinnn1995 #

а у меня подозрение, что в таком спаде виновата настройка кроссовера :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

очень интересно... 33 гц? И что прямо явный подъём на этой частоте?

- 50 дБ +
#

Да, возможно гудит на другой частоте, но этот гул появляется после поднятия частоты среза на сабвуфере выше отметки 32Гц и выставлении на частотном генераторе(приложении на смартфоне) 33Гц

- 50 дБ +
#

Привет!

Не знаю как правильно, но напишу как у меня: два REL Q201E, подключены по высокоуровнему выходу один с правого канала услилителя, другой соответсвенно с левого (красный и желтый провод на красную клемму, черный на белую). Частота раздела на 40Гц, ничего не гудит, а гудит как тут писали уже от 100Гц, причем в соседних комнатах))). Фаза на одном на 1 а на другом на 4, мне так показалось правильней звук. Громкость кстати не более 15% от максималки, иначе очень много баса, особенно на всяком репе и др. (Я как максимально басовую использовал песню - Billie Eilish bad guy).

Комната 18 метров. Колонки Focal Electra 1007Be полочники.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kronotype #

реп он такой :)

А что за фаза 1 и 4?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

сам нашёл инфу. Интересное решение.

- 50 дБ +