Демпинг-фактор: маркетинг или нет?

ВОПРОС ОТ: Ответы (46)

Прочел тут статью о демпинг факторе, сам я в электрике-электронике не сильно разбираюсь , поэтому хотел спросить у тех кто в теме, так ли это как написано в статье, привожу ее текст:

Демпинг-фактор — маркетинг!

В этой статье будет идти речь о всего одном параметре усилителей мощности звуковой частоты, который незаслуженно распиарен и который многие считают чуть ли не одним из самых важных. И так, поехали.

Что такое демпинг-фактор (далее — ДФ): Демпинг-фактор — это характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой.

Понятно? Ничего не понятно… Говоря по простому: ДФ — это отношение сопротивления нагрузки к внутреннему сопротивлению усилителя. Если с сопротивлением нагрузки все просто и понятно (сопротивление нагрузки = сопротивление акустики ), то что такое внутреннее сопротивление усилителя (оно же выходное сопротивление усилителя), понятно наверное не всем. Проще всего внутреннее сопротивление усилителя можно представить как резистор, включенный последовательно с выходом усилителя. Такой виртуальный резистор, который не видно, но он есть (с).

Это «виртуальный резистор» (Rвых), как бы «вмурован» в сам усилитель, его невозможно вычленить из схемы. Любой реальный усилитель мощности имеет не нулевое выходное сопротивление, то есть, выходное сопротивление всегда больше нуля. Повлиять на Rвых мы не в силах, никаким образом, кроме как кардинальным изменением схемы усилителя. Как вы уже могли заметить из предыдущего рисунка, выходное сопротивление (Rвых), включается последовательно с нагрузкой (акустикой), через них течет один и тот же ток:

Это думаю понятно. Едем дальше. Численно ДФ находится как Rн/Rвых, казалось бы — все просто, но нет… Именно здесь мы встречаемся с первым моментом, где нас обманываю маркетологи. Если с Rвых все ясно: он зависит только от конкретного усилителя и без труда измеряется (об этом далее), то об Rн мы абсолютно ничего не знаем. Обычно указывая ДФ где-нибудь в паспорте, производитель пишет: «Коэффициент демпфирования = 4000», точка. При этом производитель забывает пояснить для какой нагрузки Кд = 4000. Нетрудно понять, что взяв сопротивление нагрузки равное 8Ом, демпфирование получится в два раза лучше, чем если бы мы принял Rн = 4Ом. Другими словами, при одном и том же выходном сопротивлении усилителя (Rвых), мы можем получить, несколько, отличающихся в несколько раз значений ДФ:

Rн / Rвых = 16 Ом / 0.01 Ом = 1600Rн / Rвых = 8 Ом / 0.01 Ом = 800Rн / Rвых = 4 Ом / 0.01 Ом = 400Rн / Rвых = 2 Ом / 0.01 Ом = 200

Угадайте, какое значение вписал бы в паспорт производитель… При том, что все остальные параметры будут указаны для нагрузки, например — 4Ом, производитель обязательно схитрит и ДФ посчитает для 8Ом'ной нагрузки, не сомневайтесь.

С акустикой вроде бы разобрались — каждый пишет что считает нужным, осталось разобраться с выходным сопротивлением усилителя. К счастью, Rвых усилителя не зависит ни от чего, кроме самого усилителя, поэтому такие махинации как с сопротивлением акустики не прокатят, хотя и с ним производители хитрят (об этом дальше). Давайте теперь научимся измерять выходное сопротивление любого усилителя. Это очень просто и для этого нам понадобится сам усилитель, какой-нибудь генератор синусоидальных колебаний (подойдет даже смартфон с соответствующим софтом), какой-нибудь мощный, низкоомный резистор (оптимально 4-8Ом) и более-менее приличный мультиметр (желательно true rms, но не обязательно).

Процесс измерения выходного сопротивления усилителя:1. Подключаем генератор ко входу усилителя; 2. К выходу усилителя подключаем мультиметр в режиме измерения переменного напряжения;3. Нагрузка на выходе усилителя не нужна, к выходу усилителя подключен только мультиметр;4. Подаем на вход усилителя синусоиду с частотой 50-400Гц (в этом диапазоне мультиметры обладают наибольшей точностью показаний);5. Регулировкой громкости выставляем на выходе усилителя напряжение примерно равно 2/3 от максимального выходного напряжения, пускай будет к примеру 15,76В (точность здесь не нужна, любое выставленное напряжение нам подойдет);6. Фиксируем это выходное напряжение, то есть принимаем меры к тому, чтобы случайно в процессе измерения не изменить его;7. Запоминаем, а лучше записываем, полученное значение выходного напряжения без нагрузки;8. Подключаем заготовленный резистор (важно знать его точное сопротивление, допустим что у нас резистор 5,1Ом). Подключать резистор необходимо как можно ближе к выходу усилителя (в идеале — прямо на выходные клеммы);9. Смотрим как изменились показания мультиметра под нагрузкой, допустим без нагрузки было у нас 15,76В, с нагрузкой стало — 15,74В, записываем.

А далее считаем выходное сопротивление по очень простой формуле:

Rвых = Rн * (Uxx / Uн -1)

где, Uхх — выходное напряжение усилителя на холостом ходу;Uн — выходное напряжение усилителя с подключенной нагрузкой.

Подставляем наши числа взятые с потолка и получаем:

Rвых = 5,1 * (15,76 / 15,74 — 1) = 0,00648 ~ 0,0065 Ом

Получившиеся значение Rвых, практически идеальное, такое выходное сопротивление бывает у самых лучших усилителей мощности с глубокой обратной связью. Типичное выходное сопротивление транзисторного (и микросхемного) усилителя с ООС — 0,01Ом. УМЗЧ не имеющие обратной связи, как правило, обладают гораздо большим выходным сопротивлением. Ламповые усилители, имеют Rвых еще выше — от половины Ома до нескольких Ом.

Теперь переходим к самой интересной части этой статьи. Почему же я считаю, что демпинг-фактор — это абсолютно бесполезная, чисто маркетинговая характеристика УМЗЧ? А все дело в том, что при вычислении ДФ, учитываются только две составляющие: выходное сопротивление усилителя и сопротивление нагрузки, но в реальности все не совсем так идеально как в теории. Смотрим картинку:

Догадались уже о чем пойдет речь? Правильно — провода! Ни один производитель не учитывает сопротивление проводов, которыми вы будете подключить нагрузку к усилителю, а сопротивление проводов (Rп1 — сопротивление «плюсового» провода, Rп2 — сопротивление «минусового» провода), попросту никак не учитывает, как будто бы вы будете подключать нагрузку к УМЗЧ с помощью сверхпроводника, не имеющего сопротивления. Конечно же, в реальности, любой проводник имеет определенное сопротивление и почти всегда, это сопротивление будет выше выходного сопротивление самого усилителя (если речь о транзисторных УМЗЧ с ООС).

С учетом вышеизложенного, необходимо подкорректировать формулу расчета демпинг-фактора, получится следующее:

ДФ = Rн / Rвых + Rп1 + Rп2

У кого-то может возникнуть вопрос: «почему мы добавляем сопротивление проводов к выходному сопротивлению усилителя, а не к сопротивлению нагрузки?». Все очень просто: физический смысл демпфирования, не в демпфировании сопротивления проводов (в проводах попросту нечего демпфировать), а в электрическом демпфировании противодействующей ЭДС, наводящейся в катушке динамика. Эта ЭДС, замыкаясь через выходное сопротивление усилителя, создает обратный ток, противодействующий перемещению катушки. Величина этого тока обратно пропорциональна выходному сопротивлению усилителя (ниже выходное сопротивление усилителя — выше обратный ток, выше обратный ток — лучше демпфирование). В реальной жизни, между катушкой динамика и выходным сопротивлением усилителя, присутствуют соединительные провода с не нулевым собственным сопротивлением. Это паразитное сопротивление, на пути обратного тока противо-ЭДС, снижает этот самым обратный ток, тем самым ухудшая демпфирование. Соответственно, если бы «плюсовали» сопротивление проводов к сопротивлению нагрузки, мы бы получили противоположный эффект: увеличение сопротивления проводов — улучшает демпфирование, но в жизни все как раз наоборот, именно поэтому, сопротивление проводов мы прибавляем к выходному сопротивлению усилителя. С этим разобрались.

Осталось теперь посчитать сопротивление проводов, сравнить с величиной выходного сопротивления типичного УМЗЧ и посмотреть какое влияние оказывают провода на демпинг-фактор.

Давайте посчитаем ДФ какого-нибудь взятого с потолка УМЗЧ, предположим что его выходное сопротивление Rвых = 0,01Ом, следовательно ДФ для 4Ом'ной нагрузки будет: 4Ом / 0,01Ом = 400.

Вроде бы неплохо. А теперь давайте посмотрим что будет, если между нагрузкой 4Ом и выходным сопротивлением усилителя (0,01Ом), появятся реальный провода (допустим 2х0,75мм2, длиной 3 метра), со своим реальным сопротивлением:

Почему 6 метров? Потому-что у провода две жилы, ток усилителя и обратный ток противо-ЭДС, проходят путь: три метра от усилителя до акустики, три метра от акустики до усилителя. Смотрим как повлияло введение сопротивление проводов на ДФ:

Опа! А где-же наши 400 :) Внезапно ДФ снизился до 27, всего лишь в 15 раз…)) Причем заметьте, что основной вклад в величину демпинг-фактора вносят — ПРОВОДА, а именно — 93,2%. То есть, даже если бы выходное сопротивление усилителя было почти нулевым и демпинг фактор — миллион миллиардов в кубе умноженном на диаметр пылезащитного колпачка вашей акустики, демпинг-фактор не превысил бы 27 раз, только из-за наличия между катушкой динамика и выходным сопротивлением усилителя — проводов.

Провода слишком тонкие, не вопрос, подключим акустику проводом 2х2,5мм2:

Лучше, но все еще в 5 раз хуже, чем заявленный ДФ в 400 ед и по прежнему, более 80% влияния на ДФ оказывают именно провода, а не сам усилитель. Ну давайте, увеличим сечение проводов до «четверки»:

Лучше, но все равно плохо. ДФ в 4 раза хуже, чем заявленный, вклад проводов по прежнему крайне высок, в данном случае — 72,2%.

Давайте оставим «четверку», но уменьшим длину провода до 1 метра:

Алилуя! Только в этом случае (очень жирный и очень короткий провод), влияние провода на ДФ стало меньше влияние выходного сопротивление усилителя, правда всего на 4%, то есть влияние провода все равно очень значительное (46,2%). Демпинг-фактор при этом по прежнему значительно хуже, чем его заявленное значение, хуже в 2 раза. Стоит понимать, что если бы выходное сопротивление усилителя было бы еще ниже: не 0,01Ом, а например 0,005Ом, то влияние проводов на ДФ было бы еще значительнее.

Не забываем, что динамики как правило напрямую не подключаются к выходу усилителя (исключение широкополосные динамики и полосовое усиление). Динамики подключаются через разделительные фильтры, в которых присутствуют катушки индуктивности, включенные последовательно с динамиком, а у них, есть свое активное сопротивление, которое так же влияет на реальный демпинг-фактор не в лучшую сторону.

Забыл еще рассказать о махинациях при измерении выходного сопротивления усилителя. Подключая к усилителю акустику, вы ее подключаете к выходным клеммам усилителя. До выходных клемм есть еще кусок провода до платы усилителя и реле защиты акустических систем. И этот небольшой кусок провода, и контакты реле, и катушка на выходе усилителя, и даже выходные клеммы усилителя, имеют свое не нулевое сопротивление, и все это вносит свой вклад в выходное сопротивление усилителя. Махинация заключается в том, что если выходное сопротивление усилителя, измерять непосредственно на плате усилителя, до выходной катушки, до контактов реле, до выходных клемм усилителя, то выходное сопротивление получится ниже, а демпинг-фактор выше. Но мы ведь подключаем акустику не к самой плате усилителя, до катушки и до реле, мы подключаем ее к выходным клеммам, поэтому измерять Rвых необходимо на клеммах усилителя. В этом случае выходное сопротивление усилителя получится чуть выше, чем измеряя его на плате усилителя. В этом и заключается махинация: измеряем ДФ в одной точке, а подключаем нагрузку в другой.

Давайте придумаем какие-нибудь цифры с потолка, примерно соответствующие действительности и посмотрим как повлияет точка измерения выходного сопротивления на ДФ. Примем:

Rвых = 0,005Ом, Lвых = 0,003Ом, Rпровода = 2х0,001Ом, Rклемм = 2х0,001Ом.

Складываем все в кучу и получаем = 0,012Ом. То есть, Rвых на плате = 0,005Ом, а на выходных клеммах уже 0,012Ом.

Считаем ДФ для 4Ом: 4Ом / 0,005Ом = 800 ед — для измерения на плате;4Ом / 0,012 Ом = 333 ед — для измерения на клеммах.

Разница на лицо, как говорится. Везде обман.

В принципе, у меня все по поводу демпинг-фактора. Самое главное чтобы вы сделали правильные выводы из сего писания. А правильный вывод заключается не в том, что необходимо наращивать сечение проводов и уменьшать их длину, а в том, что демпинг-фактор — это хрень, которая с одной стороны является важной характеристикой усилителя, а с другой — абсолютно ничего не значит т.к. теряется на фоне влияния соединительных проводов.

Два момента которых стоит усвоить из этой статьи:

Выходное сопротивление ЛЮБОГО транзисторного или микросхемного усилителя мощности с обратной связью (а таких как минимум 95% из всех существующих в мире), настолько низко, что влияние его на демпинг фактор, на фоне сопротивления соединительных проводов — незначительно. Чем выше заявленный ДФ усилителя, тем сильнее в процентном отношении, влияние соединительных проводов на демпинг-фактор. Выходное сопротивление ЛЮБОГО лампового или транзисторного усилителя без обратной связи (остальные 5%), напротив, настолько высоко, что о высоком ДФ вы просто можете не мечтать.

Из этих двух моментов вытекает один простой вывод: либо высокий заявленный ДФ, испортит влияние проводов, либо сам усилитель будет иметь низкий ДФ и портить там уже нечего. Поэтому в реальности, вы не получите ДФ более 100ед, (максимум 200ед при использовании очень хорошего усилителя, очень коротких проводов, очень большого сечения). Ни о каких 1000, 2000, 5000 ед, что порой заявляет производитель, мечтать не стоит. Все!

73.01 дБ +

Ответы

#

Если все так как тут описывается , то получается если у усилителя демпинг фактор например 200-250 , то реально там совсем мизер какой-то получится?

- 50 дБ +
#

Интересная статья, спасибо. Вроде все прочитанное понял, но поспорить не смогу - нет технической базы.

- 50 дБ +
#

Хорошая статья, бодрит!

Согласен со всем, кроме мультиметра. Его точности недостаточно для точного расчета бесполезной величины.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Мультиметр - прибор, измеряющий много разных величин. Например, R, U, I, (сопротивление, напряжение, силу тока). Понимаю Вашу озабоченность точностью измерений. Мультиметры есть бытовые, и есть промышленные (разной разрядности для измеряемых величин, и точности). По теории измерений (что то вспоминается), разрядность прибора (его шкала) должна соответствовать, как минимум, измеряемым величинам (точности измерений, разрядности). Отсчеты измеряемых величин наиболее точны в конце шкалы прибора. Думаю, не каждая лаборатория оснащена приборами для измерения приведенных значений.

Полностью согласен с Вами, если вы говорите о бытовых мультиметрах, хотя и быт у всех разный.

- 50 дБ +
#

Вот яркий пример, когда неправильная постановка расчета приводит к ошибочному выводу.

Усилитель имеет такой параметр - выходное сопротивление. Все, точка. Зачем-то вы к нему начинаете прибавлять то, что не является частью усилителя - сопротивление провода. Все, что ЗА усилителем - это часть акустики : кабель, терминал АС, фильтр АС, внутренний кабель АС, головки.

Вы с умыслом, полагаю, прибавляете из этой цепочки только одно звено из выше перечисленного (сопротивления кабеля, который уже относится к АС) к выходному сопротивлению усилителя и получается совершенно ложные цифры. При повышении сопротивления кабеля ДФ будет только увеличиваться в расчетных единицах. У вас же он - уменьшается. Вы делаете расчет неправильно. Выше вы пишите:

производитель обязательно схитрит

Но сами же делаете точно так же - в свою пользу подменяете цифры. Граница расчета ДФ происходит на клеммах усилителя, а не на конце вашего кабеля. Такова методика, нравится вам это или нет.

Вся ценность указного производителем ДФ - косвенно можно понять о качестве организации питания: запаса по мощности трансформатора и конденсаторах, и то если это класс АВ. В классе А это вообще не важно.

Если вам хочется реально изменить выходное сопротивление усилителя - просто увеличьте емкости в блоке питания, увеличьте сечение дорожек на плате. вот это реальный имеет результат. Делал так неоднократно - всё это работает и слышно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

методика правильная, при расчёте систем чувствительных к ДФ, например онкенов в связке с однотактниками, именно так и поступают

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Я тоже считаю, что методика правильная, сопротивление проводов Уменьшает демпинг, иначе чем хуже и тоньше был бы провод, тем лучше бы она играла, а это не так.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Я ведь вел речь о другой величине - выходное сопротивление усилителя. Для мены этот параметр информативен, в отличии от ДФ, который является всего лишь расчетной величиной в связке усилитель + нагрузка.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #
Все, что ЗА усилителем - это часть акустики : кабель, терминал АС, фильтр АС, внутренний кабель АС, головки.

Из одной крайности в другую. Кабель это не часть усилителя и НЕ часть акустики. Почему каждый пытается «перекинуть мяч на поле соседа»?

Кабель - это в электросхеме дополнительное сопротивление между усилителем и акустикой.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

А как же кабель внутри ас? Раньше так вообще не было терминала, и кабель просто торчал из АС...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Я тоже считаю, что методика правильная, сопротивление проводов Уменьшает демпинг, иначе чем хуже и тоньше был бы провод, тем лучше бы она играла, а это не так.

Давайте сделаем мысленное упражнение, чтобы понять куда же добавлять сопротивление проводов для подсчета итогового демпинг фактора.

Допустим у нас усилитель с 0,01 Ом выходного сопротивления. Акустику пусть 8 Ом итого дф 800.

Но вдруг у нас заржавела выходная клемма, она по вашему - часть усилителя, сопротивление стало скажем 0,1 Ома и демпинг фактор упал до 80.

Теперь мы Внимание! Меняем клеммы усилителя и акустики местами! Электрически это не имеет значения в какой последовательности соединены сопротивления, но внезапно наш демпинг фактор стал даже лучше чем был!! 810!

Как же так?! Плохой контакт внутри корпуса усилителя ухудшает демпфирование, но только он снаружи корпуса - улучшает! О чудо! Естественно это не так, поэтому я утверждаю что при расчёте дф сопротивление кабелей и контактов суммируется с вызодным сопротивлением усилителя, а не акустики.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Да все прекрасно понятно. На 4 Ом ДФ ниже , а на 8 Ом выше - это ведь нормально и не вызывает у вас возмущения изначально. Поэтому чем выше сопротивление ПОСЛЕ усилителя, тем выше ДФ - это просто расчетная величина. Главное - сопротивление усилителя.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

То есть дф это чисто маркетинговое определение, ограничивающееся корпусом усилителя и не имеющее к звуку ровно никакого отношения. Верно?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

К звуку - нет. К тех. параметру усилителя Rвых - имеет.

Ранее еще указывали такой параметр как "время отклика" - говорит о быстродействии усилителя.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #
внезапно наш демпинг фактор стал даже лучше чем был!!

Ничего подобного. Он не стал лучше или хуже. Просто самый важный параметр, который нам нужен - Rвых усилителя. Раньше он указывался в параметрах усилителя, потом его просто заменили на ДФ.

А ведь есть еще усилители с отрицательным выходным сопротивлением.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Согласен Rвых это нормальный параметр, а вот дф - получается маркетинговый обман

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #
Зачем-то вы к нему начинаете прибавлять то, что не является частью усилителя - сопротивление провода

потому что сила демпфирующая динамик обратно пропорциональна сумме ВСЕХ сопротивлений в цепи: выходного сопротивления усилителя, обоих проводов, сопротивления катушки ГГ и всего того что что там с ней соединено последовательно

- 50 дБ +
#

Наконец-то аудиофилы начали читать статьи по моим ссылкам

- 50 дБ +

На статью наткнулся по ссылке бывшей в коментариях под видеообзором Борзенкова , усилителя хегель 390 там кто то из коментаторов сослался ,

- 50 дБ +

тут на ДФ почти всем плевать.

Только новички/гуманитарии изучая ТТХ попадаются в сети маркетологов и начинают обращать на ДФ внимание. Не легко пройти мимо значений 1000-4000, когда у всех вокруг 200.

А потом еще и википедия добивает контрольным: 20-40 в типовых системах.

- 63.98 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Вы совершенно не правы. В основной своей массе и те и другие не ориентируются в ТТХ. И если первые пытаются смотреть обзоры и задавать вопросы на форумах, то вторые идут прямиком в салон и покупают что посоветуют на месте. Это конечно же обобщенно и не применимо в частности. Изучают же ТТХ и обращают внимание на всякого рода аббревиатуры, как раз-таки не новички, но те, кто прогнал через себя пару-тройку компонентов, проглотил все основные форумы и ложно мнит себя экспертом от аудиофилии. Прежде чем давать комментарий лезет в сеть, дабы почерпнуть кусок информации и потом апеллировать к собеседнику не понимая сути предмета. Это своего рода "рыбаки" хвастающие вооот такой \__о__/ пойманной рыбиной.

И ничего нет плохого в том, что новички и гуманитарии не знают толком об основных ТТХ. Плохо что такие "рыбаки" начинают давать советы о том, что не знают или не понимают.

- 56.99 дБ +
#

Все верно, у ламповых усилителей ДФ вполне может быть равен 10. И им это не мешает «контролировать акустику» и демонстрировать «хлесткий басс»

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

согласен на счет баса, но вот контроль... диффузор динамика при этом болтается на высокой громкости, как-будто усилитель его плохо контролирует, в хорошем транзисторном - движется не заметно на глаз, не знаю на сколько это критично, звук вроде в обоих случаях хороший, но я вот на своей акустике такое сделал наблюдение, когда сравнивал лампу и транзистор на примерно одинаковой высокой громкости, причем ламповый усилок был выше классом и ценой чем транзисторный

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Well #

Я такое видел и на очень дорогих транзисторниках, дело было в отсутствии субсоник-фильтра.

- 50 дБ +

не мешает «контролировать акустику» У лампового усилителя стандартной конструкции, т. е. с большим и качественным трансформатором на выходе присутствует приятный бонус в виде вторичной обмотки с небольшим количеством витков из толстого провода. Понятно, кусок медяхи на закоротку обратного хода динамика всяко лучше перехода биполярника или канала полевика (плюс контакты реле).

- 50 дБ +

Вот-вот

- 50 дБ +
#

Хочу еще спросить , кто нибудь в курсе какой демпинг фактор у моео денона пма 2500 ? официальной информации так и ненашел, многие говорят что демпинг фактор у него 700 , но есть официальное подтверждение? в свете этой статьи как то интересно стало, )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Так измерьте выходное сопротивление усилителя.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вадим , я настолько далек от такого рода измерений , что вы себе наверно даже не представляете))) я глядя на всякие детальки понятия не имею что из них что))) , просто люблю когда их много )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Генератор на телефоне (планшете), сопротивление на 8 Ом (или 4 Ом) и вольтметр для переменного тока. У вас выше описано как делать.

- 50 дБ +
#

На данном ресурсе был тест комплекта Denon 2500, там о 700ед. ДФ речь шла.

- 50 дБ +

Спасибо , значит хоть какой то демпинг судя по статье останется))),

- 50 дБ +
#

ДФ - один из параметров усилителя. Его значение каждый оценивает сам. Или не оценивает. Иногда влияние заметно и на слух. Как степень контроля динамиков. "Собранность" звука.

Значение (не)приводится и в маркетинговых целях. Иногда фирмы уделяют ДФ особое внимание. Пример - усилитель Accuphase http://www.accuphase.com/model...

- 50 дБ +
#

Я не уверен, что все понял....., не технарь.... Но в любом случае спасибо за подробный материал.

Один только вопрос, а с какой целью вообще на данный показатель обращать внимание, если Вам нравится, как Ваша система звучит.....

Вот в последнем обзоре МБ по Хегелю ДФ у уся 4000.... Т.е. это ничего не значит, такого быть не может или как понимать?)))))

- 50 дБ +

Скажу честно я и сам даже уже купив усилитель толком не знал что именно означает этот демпинг фактор, это уже потом тут на сайте узнал что он отвечает за контроль усилителя над динамиками акустики ,

- 50 дБ +

В моих моноблоках ДФ вроде 200 ед., это не много как понимаю, НО контроль баса просто потрясающий. Потому, скорее всего, ДФ не правильно рассматривать в отрыве от других показателей усилителя.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

а я даже не знаю какой демпинг фактор у моего, ни в инструкции и ни на каких ресурсах он не указан, но контроль 4-омной акустики отличный

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Well #

Не морочьте голову, если нравится)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

я и не заморачиваюсь, так просто интересно)

- 50 дБ +
#

Ничего не понятно, но оочень интересно)))))

- 56.99 дБ +
#

Небольшие замечания.

С точки зрения производителя демпинг-фактор надо указывать на выходных клеммах усилителя. Откуда производителю знать, какой Вы подключите акустический кабель. Разве что можно предположить омность акустики (8 или 4).

С точки зрения потребителя как раз наоборот. Ведь за счет чего возникают посторонние призвуки динамика? За счет того, что звуковая обмотка, двигаясь в магнитном поле, накапливает энергию. Эту энергию надо куда-то деть. Либо ее можно очень быстро спустить через выходное сопротивление усилителя с последовательно включенным акустическим кабелем и элементами фильтра акустики, либо производить собственные движения, музыкой непредусмотренные. Таким образом, на конченый результат кабель как раз влияет.

Второе замечание. А почему R, собственно? А C, а L? Звуковая обмотка - это как раз больше про L. А значит, не R, а Z.

Влияние демпинг-фактора на звук - оно сложное и неоднозначное. Самое сильное влияние будет ощущать тот динамик, у которого собственная резонансная частота близка к тому диапазону частот, в котором динамик реально работает. Значит это в основном про низкочастотник. Чем тяжелее подвес низкочастотника, тем важнее для него будет высокий демпинг-фактор.

Ламповые усилители в основном работают на легкую акустику, транзисторные - на всякую.

Демпинг-фактор транзисторного усилителя в районе 60-100 - видимо достаточный оптимум. Выше - можно получить слишком жесткий контроль баса и тем самым, "подсушить" его. То есть результат неоднозначен, в какой-то конкретной ситуации может и в минус пойти.

Что касается демпинг-факторов вплоть до 4000, вряд ли мы ощутим его за акустически кабелем. Но с другой стороны, он говорит о чрезвычайно низком выходном сопротивлении усилителя. Которое косвенно зависит от его энерговооруженности и прямо зависит от глубины обратной связи. Слишком глубокая обратная связь опять же не всегда на пользу звуку.

Короче, не ставил бы в прямую зависимость музыкальность системы и величины демпинг-фактора усилителя.

- 66.53 дБ +
⇡ в ответ @alexgenator #
Таким образом, на конченый результат кабель как раз влияет.

Умеете Вы слова подобрать! От души посмеялся, спасибо ))) А если серьезно - согласен, верно написано.

- 50 дБ +
#
Как вы уже могли заметить из предыдущего рисунка,

Спасибо за статью, рисунок где или у меня что-то не отображается как надо?

- 50 дБ +

рисунки не загрузились, хотя я скопировал все вместе и текст и рисунки , там их довольно много было, просто как я понял тут на сайте их надо вставлять отдельно ,но если интересно то статью я нашел в ютубе по ссылке оставленной в комментариях под обзором усилителя хегель 390 Михаила Борзенкова , кто то из комментаторов ссылку выложилhttps://vk.com/@nem0_audio-demping-faktor вот можете ознакомится там все есть с рисунками

- 56.99 дБ +
#

Надо понимать историю вопроса. На древних ламповиках выходное сопротивление было реальной проблемой. Слушали тогда зачастую широкополосники с конским резонансом на басу. Соответственно, усилители с высоким выходным сопротивлением плохо демпфировали этот резонанс и ощутимо гудели. Поэтому у ДФ появилась вполне ясная и адекватная ценность. Разумеется, на нынешних твердотельниках это уже практически не имеет смысла, но разве маркетологи откажутся от красивых цифр? При этом те же самые люди, которым мало ДФ 100, в индустрии наушников вполне нормально сообщают о рекомендации ДФ 8.

- 56.99 дБ +