Как вы решаете проблемы низкочастотных резонансов в своей комнате для прослушивания? • Stereo.ru
Вопрос Radiolyubitel 50

Как вы решаете проблемы низкочастотных резонансов в своей комнате для прослушивания?

Добрый день, уважаемые форумчане.

Всем известно, что любая фазоинверторная система в своей работе использует явление резонанса. Он специально проектируется, исходя из параметров Тиля-Смолла конкретной головки громкоговорителя. Как известно, все головки громкоговорителей по этим параметрам делятся на 3 основных группы. Наиболее подходящие для: 1. Открытого корпуса 2. Фазоинвертора 3. Закрытого ящика. На мой взгляд, фазоинвертор наряду со своими преимуществами обладает двумя большими недостатками: 1. В резонансной системе, которой является фазоинвертор на нижней части АЧХ неизбежно появляется резонансный горб.2. Излучение задней стороны диффузора после разворота фазы на 180 град.фазоинвертором становится синфазным с излучением передней стороны для увеличения отдачи примерно в 2 раза. Но время движения звуковой волны через фазоинвертор не равно нулю. Поэтому излучение порта фазоинвертора идет с задержкой. Это приводит к тому, что фронт и спад любого низкочастотного звукового импульса например удар бас-барабана размазываются на время этой задержки . Кроме того любая комната для прослушивания обладает своими резонансами особенно на низких частотах. Это приводит к ухудшению воспроизведения низких частот в типовых жилых комнатах, особенно при больших НЧ драйверах и фазоинверторах. В закрытом ящике обьем корпуса эффективно демпфирует движение диффузора громкоговорителя и снижает резонансные явления, создающие "горбы" на АЧХ.

Вопрос такой. Поделитесь опытом как вы решаете проблемы со звуком вызванные вышеуказанными резонансами. 1.Устанавливаете басовые ловушки и акустические панели.2. Обрабатываете поверхности звукопоглощающими материалами или какую то другую обработку. 3. Применяете сабвуферы Velodyne Digital Drive с процессором для коррекции АЧХ на низких частотах. 4. Применяете процессор Velodyne SMS-1 для корекции АЧХ на низких частотах. 5. Применяете сабвуферы в корпусе закрытый ящик.

В 1998 году мой коллега по работе купил CD плейер Tеchnics SL-PS 770A, двухблочный усилитель Technics SE-A800Mk2/SU-C800Mk2, эквалайзер Technics SH-GE 90 и акустические системы Technics SB-LX90 , поставил все это в свой кабинет-спальню и радовался звучанию. Затем он решил выделить для своей аудиовидеосистемы отдельную комнату: из мебели в ней были только диван с креслами, тумба под телевизор и стойка под аппаратуру. После включения системы в новой комнате он был неприятно удивлен. Звук резко ухудшился: появилось бубнение, гудение и послезвучия на низких частотах. Обе комнаты примерно по 18 кв. метров. Если в старой комнате бас был четким , упругим, собранным, то тут он стал рыхлым, размазанным, гудящим, с послезвучиями. Казалось, что при любых низкочастотных звуках он гудит на одной ноте – на своей частоте резонанса фазоинвертора. Коллега попросил меня помочь в решении проблемы. Перенесли в старую комнату с книжными полками во всю стену - играет нормально. Вернули в новую опять то же самое. Попробовали убрать горб эквалайзером на нижних полосах – без толку. Поставили акустические системы на шипы – то же самое. Подложили под них мраморные плиты – не помогает. Заказали подставки, подняли повыше – без результата. Акустика стояла по короткой стороне, переставили по длинной отодвинули подальше от стен – снова нет эффекта . Положили на пол толстый ковер, ковры на 3 стены, на четвертую толстые портьеры – опять не помогло, кроме того на высоких частотах звук стал сухим и безжизненным. Стало понятно что в старой комнате все резонансы демпфировали книжные полки во всю стену, противоположную от акустики. Я предложил поставить в углы басовые ловушки для демпфирования – хозяин отказался. В конце концов пришлось заглушить трубу фазоинвертора, естественно получили ослабление низких частот, что удалось частично компенсировать регулятором тембра НЧ, но такого звука как в старой комнате все равно не получили. После того как у другого моего знакомого в похожей комнате с крупной напольной акустикой с 15 дюймовым НЧ драйвером с фазоинвертором возникли такие же проблемы я сразу же предложил заглушить фазоинверторы. В 2002 году я приобрел DVD, многоканальный ресивер, комплект акустики 5.0 и сабвуфер Sven HA-630W, поскольку на что-то дороже при одновремнной покупке не осталось денег, тем более по тестам и обзорам он был не самый худший. Вышеописанные проблемы с низкими частотами и фазоинвертором в своей комнате 17 кв. метров получил я сам. Пробовал менять фазу, частоты раздела кроссовера и уровни саба и остальной акустики на ресивере – не помогло. Попробовали вдвоем с товарищем двигать саб по комнате, чтобы найти точку его расположения для лучшего звука – стало немного лучше но полностью проблема не решилась, да и любимая жена не разрешила оставить его посреди комнаты на проходе. После замены комплекта акустических систем и сабвуфера на Infinity primus PS-8, то есть сменил фазоинвертор 10-ку на другой фазоинвертор 8-ку проблема не исчезла – звук на низких частотах все равно не устраивал. После чтения обзоров и отзывов и большого желания в конце концов решить проблему со звуком был приобретен REL Quake. После настройки необходимый результат был достигнут- бас стал четким , упругим, собранным. Качество баса стало устраивать, но количества было маловато – казалось что он не может раскачать мою небольшую 17м кв. комнату. При попытке добавить уровень баса REL Quake стал подпрыгивать и отключаться от перегрева, до задней металлической панели, являющейся радиатором охлаждения было невозможно дотронуться и пока он не остывал его было не включить. Решить эту проблему помогло чтение инструкции по настройке и установке сабвуфера фирмы REL . В итоге он был установлен в углу комнаты на расстоянии примерно 15 см от каждой из стен. Во вторую систему уже целенаправленно был куплен закрытый саб Tannoy TS-10, звук которого мало зависел от места установки.

Ответы

NoamZahid

Меры: тыловая капитальная стена проклеена вспененным полиэтиленом 3 мм и зашита сверху гипсокартоном с обоями. Пол - цементная стяжка, плита OSB , виниловый ламинат Квик-Степ. Потолок натяжной.

Повезло, что комната исходно была с отклонением от прямоугольной формы: на 4 метрах длины 15 см расхождения по ширине комнаты. Стена с балконным блоком шире на 15 см. Глазом кривизна не ловится.

В комнате 3 вида стен:

кирпичные капитальные тыловая и балконный блок,

гипсокартонная (15 см) с широким проёмом под раздвижные двери,

спереди литая перегородка к кухне (10 см).


Считаю, что кривизна комнаты и разнообразие стен - основа негудения.


Bbhob @NoamZahid

почти как у меня система в гостиной, тоже задвинуто и тоже масса мебели, а стена проклеена пробкой и картины висят, под ними маты звукопоглощения. И кстати скажу весьма недурно, единственно что коллекции па полках могут начинать звенеть при большой нюгромкости

Bbhob @Legioner

В моем случае сцена устойчивая но "мягкая". Единственная странность: иногда забрасывает за колонки. Разделение в концертниках есть на сцену и окружение. Любимый бутлег Дженис Джоплин в этом плане отличается четким эшелоном, толпа - Дженис - стена и передвижения у неё.

С другой стороны зона прослушивания узкая по центру, метр влево, метр вправо, картинка уезжает и сжимается.

Legioner @Bbhob

вот это и интересовало. Тоже самое, чуть в лево или в право сцена рушится. Поэтому пришлось, очень сильно попотеть, но найти решение по короткой стене., Ас составить. Но теперь другие проблемы решаю..

NoamZahid @Legioner

Да строят и легко показывают эффекты выхода звука вперёд и по бокам. Особенность у этих колонок, на мой слух, чуть заужать сцену. Им показана широкая расстановка. По расстоянию получается равносторонний треугольник, когда на диване сижу.


Wadim

Тема очень обширная. У меня ушло несколько лет на поиск решения. Причем в силу ряда причин в комнате было невозможно использовать акустическую подготовку (не спрашивайте почему, пож-та). В итоге получил много опыта и два решения. Первое - специально было создана акустика, у которой басовый динамики разнесены по высоте (очень благодарен за совет одному человеку) и немного нестандартно настроен фазоинвертор. А второе решение оказалось проще - Акустика напольная в акустическом оформление трансмиссионная линия. Этот тип оформления значительно проще адаптируется со сложным помещением.

SergeyK

У меня проблема гула ушла с появлением напольников приличного размера с передним ФИ. Полочники были разного калибра, напольники небольшого размера (тоже с ФИ спереди)-баса не хватало, хотелось поддать и тут появлялся гул. Румкоррекция ресивера, саб ЗЯ помогали, но не до конца-либо мало баса, либо опять может и не гул, но какая-то грязь. Напольники 3 полосы вопрос решили+саб со срезом 40 Гц. Даже еще настройку Аудиссем не проводил. Все устраивает. Думаю, после калибровки еще лучше станет. Вот такой вроде бы парадокс, а на самом деле логично. Маленькие АС пытаемся накачать басом, получается перебор в каком-то месте. Начинаем его править и получаем тоже не совсем понятно что. А напольники уже сами по себе рассчитаны быть более басовыми и с ними проще. Но и тут тоже размер в меру нужен. И ФИ лучше спереди, ну и простор вокруг АС хотя бы 0,6-1 м. 18 м2 комната. Хотя все равно все индивидуально-норма баса-то у каждого своя.

KirillSavrulin

Вынес всё из комнаты кроме ковра, далее заносил поэтапно-прослушиватя - как только начались резонансы от мебели с стеклом-остановился заносить и избавился от мебели. Теперь всё хорошо и просторно и эхо отсутствует и барахло. Но тут выбирать приходится - или звук, или тумбочки, комоды, стенки)) вечно заваленные, в квартире вряд ли такое провернуть - мало места под вещи/мебель.

KirillSavrulin

Специально искал акустику с передним фазиком, отступить даже 30 см от стены - роскошь, если нет полноценного зала прослушивания.

Bbhob

способ раз: настройка ФИ колонок, каждая на свою частоту, в квинт-аккорд

Два: пара активных сабов типа ЗЯ каждый настроен посвоему.

Serg_E

У меня сейчас именно так: два саба и каждый настроен по своему:) один в фазе, другой в противофазе. Только я не люблю много баса, так что мне возможностей моих сабов, за глаза! Не представляю как можно без искажений и гула в 17 метрах получить много баса. Представляю какой треш устраивал ТС, если у него квейк прыгал :))) Тут коментарии излишни, как говорится!

Botik

Оформление ФИ "Powerport" от полк аудио + акустический поролон с басовой ловушкой дали практический идеальный звук на НЧ без гула\бубнежа в моем максимально неподготовленном в акустическом плане помещении с максимально неправильным расположением в нем АС(на остальных частотах звук был без слышимых искажений)

mich

я советую отнести на помоку HI-FI ..HI-end компоненты которые вызывают низкочастотные резонансы.. .и в первую очередь усилитель мощности...

можете закидать меня яйцами.....в хорошей и правильно подобранной системе таких проблем не существует ..Музыка должна играть в просторных залах без мебели столов ,книжек и прочих тряпок.....

Nikiniko @mich
в хорошей и правильно подобранной системе таких проблем не существует ..Музыка должна играть в просторных залах без мебели столов ,книжек и прочих тряпок....

это вы верно подметили, вот буквально вчера слышал как «столбики» Magnat озвучивали довольно просторное помещение - волшебно просто И в любой типовой квартире без малейшего напряжения можно достичь такого же эффекта

mexkb @Radiolyubitel

На самом деле АЧХ/ФЧХ УМ тема такая, не поверхностная. Принятая методика измерений не соответствует музыкальному материалу, который потом воспроизводится. Поэтому получить горб/провал на НЧ при наличии сигнала сколь-либо шире, чем берут в методике - проще простого. И это будет проблема именно усилителя, а не чего-либо еще.

Radiolyubitel @mexkb

Какие параметры по вашему мнению мы можем изменить в усилителе, чтобы решить его проблему? Мне интересно за счет каких факторов усилитель может создать горбы на его АЧХ? Если горб возникает на какой то конкретной частоте и мы нашли способ его компенсировать например высокодобротным (узкополосным) фильтром именно на этой частоте не влияя на на другие частоты не все ли равно какова ширина полосы частот сигнала.

Radiolyubitel @mich

Усилитель не может вызывать низкочастотные резонансы. Они возникают как результат взаимодействия акустических систем и комнаты для прослушивания. В просторных залах музыка будет играть лучше: чем больше зал тем ниже резонансные частоты, тем меньше шансов для них попасть в полосу звуковых частот для прослушивания музыки. К сожалению жилые комнаты намного меньше просторных залов.

Nikiniko

#3.

Было две возможные позиции и относительно той в которая итоговая АХЧ была ровнее жена сказала твёрдое “Нет”

Так что ровнял эквалайзером, такой подход впрочем имеет свои ограничения. В углу ближнем к сабу две ловушки на эффекте Вентури - наподобие дырчатых шумопоглащающих потолков в общественных зданиях

Kostynya

Герадизайн, глубина ниши 15 см., с заполнением базальтовой ватой, расположен за спиной.

В углах, тоже, 30х30 см.

За акустикой, глубина 10 см.

На потолке, глубина 20 см.

Но все равно, на слух где-то «50» герц, подгуживают, на любом треке, на любой записи, уже как только не двигал акустику. Не пробовал еще фазики закрыть, они сзади, по одному. Может кто посоветует, как определить, на какой именно частоте гудят.

Bbhob @Kostynya
на слух где-то «50» герц, подгуживают, на любом треке, на любой записи, уже как только не двигал акустику

Это могут быть 50 Гц из розетки, в студиях их превентивно режут ночфильтром, а что делать дома я не знаю

Radiolyubitel @Kostynya

Маловероятно что это 50гц розетки. Проверить легко: выключить источник и на время попробовать увеличить громкость. Если фон 50 Гц останется - то из розетки, иначе нет. Скорее всего это незадемпфированные резонансы комнаты или фазоинвертора акустики или сабвуфера.

Kostynya @Radiolyubitel

Сабвуфера нету, только напольное стерео. Грешу на усилитель Харман 980, у него транс гудит, когда включаю, старенький, в планах менять. Если резонанс, тогда даже не знаю, куда еще можно запихнуть ловушку.

Kostynya

Спасибо NoamZahid, проверил этой программой, диапазон 50-60 герц вызывает гудение. Обидно, на 35 герц даже чисто звучит.

OVER

Коллеги, Добрый день. Подскажите, есть смысл разместить поролон или нечего подобное за картинами? В плане звукопоглащения.


Kostynya @OVER

Пусть просто висит, тем более, если она настоящая, ничего не делайте, тем более, если она не попадает в зоны первых отражений. Если попадает, наклоните вниз по-больше, по отношению к полу.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.