Как вы решаете проблемы низкочастотных резонансов в своей комнате для прослушивания?

ВОПРОС ОТ: Ответы (50)

Добрый день, уважаемые форумчане.

Всем известно, что любая фазоинверторная система в своей работе использует явление резонанса. Он специально проектируется, исходя из параметров Тиля-Смолла конкретной головки громкоговорителя. Как известно, все головки громкоговорителей по этим параметрам делятся на 3 основных группы. Наиболее подходящие для: 1. Открытого корпуса 2. Фазоинвертора 3. Закрытого ящика. На мой взгляд, фазоинвертор наряду со своими преимуществами обладает двумя большими недостатками: 1. В резонансной системе, которой является фазоинвертор на нижней части АЧХ неизбежно появляется резонансный горб.2. Излучение задней стороны диффузора после разворота фазы на 180 град.фазоинвертором становится синфазным с излучением передней стороны для увеличения отдачи примерно в 2 раза. Но время движения звуковой волны через фазоинвертор не равно нулю. Поэтому излучение порта фазоинвертора идет с задержкой. Это приводит к тому, что фронт и спад любого низкочастотного звукового импульса например удар бас-барабана размазываются на время этой задержки . Кроме того любая комната для прослушивания обладает своими резонансами особенно на низких частотах. Это приводит к ухудшению воспроизведения низких частот в типовых жилых комнатах, особенно при больших НЧ драйверах и фазоинверторах. В закрытом ящике обьем корпуса эффективно демпфирует движение диффузора громкоговорителя и снижает резонансные явления, создающие "горбы" на АЧХ.

Вопрос такой. Поделитесь опытом как вы решаете проблемы со звуком вызванные вышеуказанными резонансами. 1.Устанавливаете басовые ловушки и акустические панели.2. Обрабатываете поверхности звукопоглощающими материалами или какую то другую обработку. 3. Применяете сабвуферы Velodyne Digital Drive с процессором для коррекции АЧХ на низких частотах. 4. Применяете процессор Velodyne SMS-1 для корекции АЧХ на низких частотах. 5. Применяете сабвуферы в корпусе закрытый ящик.

В 1998 году мой коллега по работе купил CD плейер Tеchnics SL-PS 770A, двухблочный усилитель Technics SE-A800Mk2/SU-C800Mk2, эквалайзер Technics SH-GE 90 и акустические системы Technics SB-LX90 , поставил все это в свой кабинет-спальню и радовался звучанию. Затем он решил выделить для своей аудиовидеосистемы отдельную комнату: из мебели в ней были только диван с креслами, тумба под телевизор и стойка под аппаратуру. После включения системы в новой комнате он был неприятно удивлен. Звук резко ухудшился: появилось бубнение, гудение и послезвучия на низких частотах. Обе комнаты примерно по 18 кв. метров. Если в старой комнате бас был четким , упругим, собранным, то тут он стал рыхлым, размазанным, гудящим, с послезвучиями. Казалось, что при любых низкочастотных звуках он гудит на одной ноте – на своей частоте резонанса фазоинвертора. Коллега попросил меня помочь в решении проблемы. Перенесли в старую комнату с книжными полками во всю стену - играет нормально. Вернули в новую опять то же самое. Попробовали убрать горб эквалайзером на нижних полосах – без толку. Поставили акустические системы на шипы – то же самое. Подложили под них мраморные плиты – не помогает. Заказали подставки, подняли повыше – без результата. Акустика стояла по короткой стороне, переставили по длинной отодвинули подальше от стен – снова нет эффекта . Положили на пол толстый ковер, ковры на 3 стены, на четвертую толстые портьеры – опять не помогло, кроме того на высоких частотах звук стал сухим и безжизненным. Стало понятно что в старой комнате все резонансы демпфировали книжные полки во всю стену, противоположную от акустики. Я предложил поставить в углы басовые ловушки для демпфирования – хозяин отказался. В конце концов пришлось заглушить трубу фазоинвертора, естественно получили ослабление низких частот, что удалось частично компенсировать регулятором тембра НЧ, но такого звука как в старой комнате все равно не получили. После того как у другого моего знакомого в похожей комнате с крупной напольной акустикой с 15 дюймовым НЧ драйвером с фазоинвертором возникли такие же проблемы я сразу же предложил заглушить фазоинверторы. В 2002 году я приобрел DVD, многоканальный ресивер, комплект акустики 5.0 и сабвуфер Sven HA-630W, поскольку на что-то дороже при одновремнной покупке не осталось денег, тем более по тестам и обзорам он был не самый худший. Вышеописанные проблемы с низкими частотами и фазоинвертором в своей комнате 17 кв. метров получил я сам. Пробовал менять фазу, частоты раздела кроссовера и уровни саба и остальной акустики на ресивере – не помогло. Попробовали вдвоем с товарищем двигать саб по комнате, чтобы найти точку его расположения для лучшего звука – стало немного лучше но полностью проблема не решилась, да и любимая жена не разрешила оставить его посреди комнаты на проходе. После замены комплекта акустических систем и сабвуфера на Infinity primus PS-8, то есть сменил фазоинвертор 10-ку на другой фазоинвертор 8-ку проблема не исчезла – звук на низких частотах все равно не устраивал. После чтения обзоров и отзывов и большого желания в конце концов решить проблему со звуком был приобретен REL Quake. После настройки необходимый результат был достигнут- бас стал четким , упругим, собранным. Качество баса стало устраивать, но количества было маловато – казалось что он не может раскачать мою небольшую 17м кв. комнату. При попытке добавить уровень баса REL Quake стал подпрыгивать и отключаться от перегрева, до задней металлической панели, являющейся радиатором охлаждения было невозможно дотронуться и пока он не остывал его было не включить. Решить эту проблему помогло чтение инструкции по настройке и установке сабвуфера фирмы REL . В итоге он был установлен в углу комнаты на расстоянии примерно 15 см от каждой из стен. Во вторую систему уже целенаправленно был куплен закрытый саб Tannoy TS-10, звук которого мало зависел от места установки.

71.46 дБ +

Ответы

#

Я боролся примерно так:Акустическая обработка,правильная расстановка,цифровая коррекция Anthem avm 40

- 50 дБ +
#

Тема очень обширная. У меня ушло несколько лет на поиск решения. Причем в силу ряда причин в комнате было невозможно использовать акустическую подготовку (не спрашивайте почему, пож-та). В итоге получил много опыта и два решения. Первое - специально было создана акустика, у которой басовый динамики разнесены по высоте (очень благодарен за совет одному человеку) и немного нестандартно настроен фазоинвертор. А второе решение оказалось проще - Акустика напольная в акустическом оформление трансмиссионная линия. Этот тип оформления значительно проще адаптируется со сложным помещением.

- 50 дБ +
#

У меня проблема гула ушла с появлением напольников приличного размера с передним ФИ. Полочники были разного калибра, напольники небольшого размера (тоже с ФИ спереди)-баса не хватало, хотелось поддать и тут появлялся гул. Румкоррекция ресивера, саб ЗЯ помогали, но не до конца-либо мало баса, либо опять может и не гул, но какая-то грязь. Напольники 3 полосы вопрос решили+саб со срезом 40 Гц. Даже еще настройку Аудиссем не проводил. Все устраивает. Думаю, после калибровки еще лучше станет. Вот такой вроде бы парадокс, а на самом деле логично. Маленькие АС пытаемся накачать басом, получается перебор в каком-то месте. Начинаем его править и получаем тоже не совсем понятно что. А напольники уже сами по себе рассчитаны быть более басовыми и с ними проще. Но и тут тоже размер в меру нужен. И ФИ лучше спереди, ну и простор вокруг АС хотя бы 0,6-1 м. 18 м2 комната. Хотя все равно все индивидуально-норма баса-то у каждого своя.

- 60 дБ +
#

Вынес всё из комнаты кроме ковра, далее заносил поэтапно-прослушиватя - как только начались резонансы от мебели с стеклом-остановился заносить и избавился от мебели. Теперь всё хорошо и просторно и эхо отсутствует и барахло. Но тут выбирать приходится - или звук, или тумбочки, комоды, стенки)) вечно заваленные, в квартире вряд ли такое провернуть - мало места под вещи/мебель.

- 50 дБ +
#

Меры: тыловая капитальная стена проклеена вспененным полиэтиленом 3 мм и зашита сверху гипсокартоном с обоями. Пол - цементная стяжка, плита OSB , виниловый ламинат Квик-Степ. Потолок натяжной.

Повезло, что комната исходно была с отклонением от прямоугольной формы: на 4 метрах длины 15 см расхождения по ширине комнаты. Стена с балконным блоком шире на 15 см. Глазом кривизна не ловится.

В комнате 3 вида стен:

кирпичные капитальные тыловая и балконный блок,

гипсокартонная (15 см) с широким проёмом под раздвижные двери,

спереди литая перегородка к кухне (10 см).


Считаю, что кривизна комнаты и разнообразие стен - основа негудения.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

почти как у меня система в гостиной, тоже задвинуто и тоже масса мебели, а стена проклеена пробкой и картины висят, под ними маты звукопоглощения. И кстати скажу весьма недурно, единственно что коллекции па полках могут начинать звенеть при большой нюгромкости

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Сцену АС строят, при таком расположении и растоянии до них?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

В моем случае сцена устойчивая но "мягкая". Единственная странность: иногда забрасывает за колонки. Разделение в концертниках есть на сцену и окружение. Любимый бутлег Дженис Джоплин в этом плане отличается четким эшелоном, толпа - Дженис - стена и передвижения у неё.

С другой стороны зона прослушивания узкая по центру, метр влево, метр вправо, картинка уезжает и сжимается.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

вот это и интересовало. Тоже самое, чуть в лево или в право сцена рушится. Поэтому пришлось, очень сильно попотеть, но найти решение по короткой стене., Ас составить. Но теперь другие проблемы решаю..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

Да строят и легко показывают эффекты выхода звука вперёд и по бокам. Особенность у этих колонок, на мой слух, чуть заужать сцену. Им показана широкая расстановка. По расстоянию получается равносторонний треугольник, когда на диване сижу.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Сколько у вас расстояние между акустикой, и до точки прослушивания?

- 50 дБ +
#

Колонки на Legacy похожи

- 50 дБ +
#

На своих динах пришлось заткнунь задний фазик.

- 50 дБ +
#

Специально искал акустику с передним фазиком, отступить даже 30 см от стены - роскошь, если нет полноценного зала прослушивания.

- 50 дБ +
#

способ раз: настройка ФИ колонок, каждая на свою частоту, в квинт-аккорд

Два: пара активных сабов типа ЗЯ каждый настроен посвоему.

- 50 дБ +
#

У меня сейчас именно так: два саба и каждый настроен по своему:) один в фазе, другой в противофазе. Только я не люблю много баса, так что мне возможностей моих сабов, за глаза! Не представляю как можно без искажений и гула в 17 метрах получить много баса. Представляю какой треш устраивал ТС, если у него квейк прыгал :))) Тут коментарии излишни, как говорится!

- 56.99 дБ +
#

У меня их нет.

- 50 дБ +
#

Оформление ФИ "Powerport" от полк аудио + акустический поролон с басовой ловушкой дали практический идеальный звук на НЧ без гула\бубнежа в моем максимально неподготовленном в акустическом плане помещении с максимально неправильным расположением в нем АС(на остальных частотах звук был без слышимых искажений)

- 50 дБ +
#

я советую отнести на помоку HI-FI ..HI-end компоненты которые вызывают низкочастотные резонансы.. .и в первую очередь усилитель мощности...

можете закидать меня яйцами.....в хорошей и правильно подобранной системе таких проблем не существует ..Музыка должна играть в просторных залах без мебели столов ,книжек и прочих тряпок.....

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mich #
в хорошей и правильно подобранной системе таких проблем не существует ..Музыка должна играть в просторных залах без мебели столов ,книжек и прочих тряпок....

это вы верно подметили, вот буквально вчера слышал как «столбики» Magnat озвучивали довольно просторное помещение - волшебно просто И в любой типовой квартире без малейшего напряжения можно достичь такого же эффекта

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mich #

Но в усилителе мощности нет элементов, которые вызывают низкочастотные резонансы.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

На самом деле АЧХ/ФЧХ УМ тема такая, не поверхностная. Принятая методика измерений не соответствует музыкальному материалу, который потом воспроизводится. Поэтому получить горб/провал на НЧ при наличии сигнала сколь-либо шире, чем берут в методике - проще простого. И это будет проблема именно усилителя, а не чего-либо еще.

- 63.98 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Какие параметры по вашему мнению мы можем изменить в усилителе, чтобы решить его проблему? Мне интересно за счет каких факторов усилитель может создать горбы на его АЧХ? Если горб возникает на какой то конкретной частоте и мы нашли способ его компенсировать например высокодобротным (узкополосным) фильтром именно на этой частоте не влияя на на другие частоты не все ли равно какова ширина полосы частот сигнала.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mich #

Усилитель не может вызывать низкочастотные резонансы. Они возникают как результат взаимодействия акустических систем и комнаты для прослушивания. В просторных залах музыка будет играть лучше: чем больше зал тем ниже резонансные частоты, тем меньше шансов для них попасть в полосу звуковых частот для прослушивания музыки. К сожалению жилые комнаты намного меньше просторных залов.

- 56.99 дБ +
#

#3.

Было две возможные позиции и относительно той в которая итоговая АХЧ была ровнее жена сказала твёрдое “Нет”

Так что ровнял эквалайзером, такой подход впрочем имеет свои ограничения. В углу ближнем к сабу две ловушки на эффекте Вентури - наподобие дырчатых шумопоглащающих потолков в общественных зданиях

- 50 дБ +
#
Как вы решаете проблемы низкочастотных резонансов в своей комнате для прослушивания?

)

- 50 дБ +
#

Герадизайн, глубина ниши 15 см., с заполнением базальтовой ватой, расположен за спиной.

В углах, тоже, 30х30 см.

За акустикой, глубина 10 см.

На потолке, глубина 20 см.

Но все равно, на слух где-то «50» герц, подгуживают, на любом треке, на любой записи, уже как только не двигал акустику. Не пробовал еще фазики закрыть, они сзади, по одному. Может кто посоветует, как определить, на какой именно частоте гудят.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kostynya #
на слух где-то «50» герц, подгуживают, на любом треке, на любой записи, уже как только не двигал акустику

Это могут быть 50 Гц из розетки, в студиях их превентивно режут ночфильтром, а что делать дома я не знаю

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Двойное преобразование поможет, вестимо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

А что значит двойное преобразование?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kostynya #

AC->DC->AC.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Извиняюсь за невежество, но можно на простом языке, что нужно сделать)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kostynya #

Преобразовывать переменный ток в постоянный и снова в переменный. Ну а чем, это пусть

Никита (mexkb) научит.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kostynya #

Программой на телефоне можно поискать горб. Я вот такой пользуюсь.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Спасибо коллега.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Как будем убирать обнаруженный горб?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Лучше это выставить новым вопросом. Больше спецов сможет поучаствовать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kostynya #

Маловероятно что это 50гц розетки. Проверить легко: выключить источник и на время попробовать увеличить громкость. Если фон 50 Гц останется - то из розетки, иначе нет. Скорее всего это незадемпфированные резонансы комнаты или фазоинвертора акустики или сабвуфера.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Сабвуфера нету, только напольное стерео. Грешу на усилитель Харман 980, у него транс гудит, когда включаю, старенький, в планах менять. Если резонанс, тогда даже не знаю, куда еще можно запихнуть ловушку.

- 50 дБ +
#

Спасибо NoamZahid, проверил этой программой, диапазон 50-60 герц вызывает гудение. Обидно, на 35 герц даже чисто звучит.

- 50 дБ +
#

а как определить на какой частоте гудит? В смысле график как читать правильно?

- 50 дБ +
#

Над кривой цифры есть в Hz, постоянно меняются, как загудит, смотрите цифры

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kostynya #

спасибо.

- 50 дБ +
#

Коллеги, Добрый день. Подскажите, есть смысл разместить поролон или нечего подобное за картинами? В плане звукопоглащения.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @OVER #

К сожалению поролон поглощает в основном высокие частоты. На низких самых проблемных он не помогает.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

А что можно проложить за картиной? И да, картина настоящая, написана на холсте маслом. Звуконепроницаема получается.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @OVER #

Пусть просто висит, тем более, если она настоящая, ничего не делайте, тем более, если она не попадает в зоны первых отражений. Если попадает, наклоните вниз по-больше, по отношению к полу.

- 50 дБ +
#

Если картина выполнена из звукопроницаемой (дышащей) ткани, то да.

- 50 дБ +
#

Как вариант - пользоваться эквалайзером. Аудиофилы не одобрят, но это работает.

- 50 дБ +