Оперные триллеры и самоуглубленные камерные произведения. Исторические записи и новейшие версии нетленок. Юбилей Бетховена. Такой вот интересный климат в академической звукозаписи зимы-весны нынешнего года.

Скажу уже навязшую в зубах банальность: карантин — время ознакомиться с каким-нибудь «сложным» искусством. Произведениями крупной формы, например — книги по тысяче страниц, оперы по три часа и так далее. Вот лично я никогда особо не любил оперный жанр, но тут вдруг понял: если внимательно слушать хорошую постановку, то она как бы визуализируется. В частности, сегодня поговорим про такие вот сильные записи русской оперной школы. А начнем с одного из главных русских оперных композиторов — и его самого сложного и неоднозначного произведения.

Петр Чайковский «Мазепа»

Pyotr Tchaikovsky. «Mazeppa». The choir and orchestra of the USSR State Academic Bolshoi Theatre. Conductor — Fuat Mansurov

Чуть ли не самая мрачная русская опера у Петра Ильича Чайковского шла тяжело. Он несколько раз приступал к работе, но то остывал, то снова восхищался, несколько раз переделывал либретто, в основе которого — пушкинская «Полтава». Премьера состоялась в 1884 году, и тогда она сильного впечатления на публику не произвела.

Второе рождение «украинский сюжет» о войне, предательстве и слепой любви получил только в XX веке. И теперь существует бесконечное число постановок и записей. В Большом театре в этом году вышла новая постановка к 180-летию со дня рождения Чайковского. Но до того в Большом «Мазепу» ставил аж 15 лет назад Роберт Стуруа.

Эта мелодиевская запись — с легендарными солистами: Евгений Нестеренко (Кочубей), Владимир Валайтис (Мазепа), Ирина Архипова (Любовь) и др. Дирижер — тоже прославленный человек, Фуат Мансуров (его называли «тренером оркестров»), записей которого почему-то не очень много. Так что это — можно сказать, раритет. Вообще-то именно эта постановка выходила и раньше, но на виниле и аж в середине 80-х (точный год записи почему-то нигде не указан).

Сюжет трагический, тяжелый и закрученный — а музыка конгениальна. Прихотливая, сложная, для вокалиста — который должен еще быть и незаурядным артистом — должно быть, просто каторга. От фиоритур к неожиданным паузам и речитативам… Надо сказать, что все солисты весь текст пропевают просто идеально, каждый слог слышен, как в хорошем классическом театре. Запись тоже довольно качественная, чистая. В общем — оперный спектакль на дому.

Мелодия, Apple Music, Deezer, Яндекс.Музыка


Beethoven: «Archduke» & «Ghost» Piano Trios Renaud Capuçon, Gautier Capuçon, Frank Braley

Бетховену в этом году 250 лет — и релизы с его музыкой уже идут косяком.

Супертрио — братья Капюсон и их давний друг-партнер Франк Брале — записало две хрестоматийные пьесы Бетховена, к которым испокон веку приклеились прозвища «Призрак» и «Эрцгерцог».

«Призраку» придумали название из-за его «призрачной», какой-то зыбко-нереальной второй части. Largo тут — как будто минимализм; в Presto же инструменты гоняются друг за другом наперегонки и как бы высмеивают друг друга.

Трио №7 для фортепиано, скрипки и виолончели B-dur Op.97 «Эрцгерцог» было посвящено эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Писалось в 1810-11 годах, и оказалось, что называется, знаковым в биографии Бетховена. Дело в том, что композитор сам поучаствовал в премьере «Эрцгерцога» в качестве пианиста — дело было 11 апреля 1814 года в Вене, в присутствии кайзера. Через год Бетховен еще раз выступил с ним и, по отзывам, сыграл совершенно ужасно — глухота прогрессировала. Посему больше Бетховен никогда не выступал на публике как музыкант.

Трио, между тем, очень разнообразное — живое и динамичное. Четыре части контрастируют и ярко «усиливают вкус» друг друга.

Apple Music, Deezer, Яндекс.Музыка


Цветы и сказки. Аренский, Рахманинов, Танеев, Метнер, Стравинский

Polina Osetinskaya (piano), Yelena Revich (violin). Flowers and Fairy Tales

Убойное оформление! Давненько не видел на классических альбомах такого изысканного китча! Полина Осетинская — музыкант яркий, страстный, с нужным «надломом» — всегда что-нибудь эдакое придумает.

Тут тоже концептуальная идея. Отсюда и название: сказки и цветы. Соответственно, имеем: «Маргаритки» Рахманинова, «Незабудки» Антона Аренского (редкий композитор, которого Осетинская, кстати, недавно играла в «Зарядье»), а также «Сказка» Танеева. Контрастируют и дают пикантное сочетание. И полное слияние Осетинской с Ревич. Удивительно тонкая работа.

Мелодия, Apple Music, Deezer, Яндекс.Музыка


Николай Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный»

Nikolai Rimsky-Korsakov «Kaschchei the Immortal», Moscow Radio Symphony Orchestra, All Union Radio Choir. Conductor Samuil Samosud

Продолжая тему сказок и завершая тему легендарных оперных постановок. «Кащей Бессмертный» — одноактная опера Римского-Корсакова на собственное либретто. Час с небольшим страшной музыкальной сказки — как поездка на американских горках. Динамика, напряжение, мистика, оркестровый мрак и сводящее с ума переплетение голосов солистов и хора… Ух. Готично. Кэмп и китч (даром, что это термины из XX века).

Запись аж 1949 года, но отлично восстановлена. Исполнители главных ролей: выдающиеся Павел Понтрягин, Павел Лисициан (первый советский певец, выступивший в «Метрополитен Опера»), Наталья Рождественская (мать дирижера Геннадия Рождественского) и др.

Не просто поют, а проживают свои роли с беспредельным напряжением. Дирижер — выдающийся Самуил Самосуд. И результат — правда, как в сказке — чем дальше, тем страшней.

Мелодия, Apple Music, Яндекс.Музыка