Может ли ярмарочная техника иллюзионизма XIX века стать основой для новейшей коммуникационной технологии с эффектом присутствия?

Рой Орбисон умер еще в 1988 году, однако прошлой зимой в Северной Америке прошло турне этого музыканта. Также собственная смерть не остановила таких артистов как Уитни Хьюстон, Ронни Джеймс Дио и The Notorious B.I.G. По крайней мере, не остановились правообладатели этих знаменитостей — они вернули звезд на сцену в виде голограмм. И это только начало. Голографические технологии уже появились в спорте, политике и порно. Голограммы — это будущее индустрии развлечений и коммуникаций или лишь попытка заработать на ушедших, но всеми любимых артистах?

Индустрия голографических развлечений, как ни странно, очень молода. Компании Pulse Evolution (голограммы Майкла Джексона, Элвиса Пресли и Селены) и Hologram USA (Билли Холидей, Пэтси Клайн и Уитни Хьюстон до 2016 года) начали активную деятельность около пяти лет назад. Фирма BASE Hologram, которая в прошлом году анонсировала посмертный тур Эми Уайнхаус, работает всего два года.

Голограммы в современном их виде появились недавно, однако технология-прародитель была создана еще в XIX веке. Речь идет о технике под названием «Призрак Пеппера», которую впервые в 1862 году продемонстрировал английский ученый Джон Генри Пеппер (John Henry Pepper). Суть трюка заключается в дополнительной скрытой комнате, отделенной от основного помещения стеклом или пластиком.

Когда уровень освещения в основном помещении снижается, а в скрытом — повышается, подсвечиваемые объекты начинают отражаться в стекле. Таким образом, создается иллюзия парящих в воздухе приведений и любых других объектов. Если кто-то помнит аттракцион «Особняк с привидениями» в Диснейленде, то там есть привидение-автостопщик, которое создано именно на основе техники Призрака Пеппера.

Во времена Джона Пеппера все выглядело весьма странно. Тяжелые толстые стекла и плохое освещение превращали шоу в комнату страха — все выглядело так, будто бы кто-то открыл врата в потусторонний мир. В наши дни ситуация значительно улучшилась: благодаря камерам 4K (и 8K в скором будущем), LED-проекторам и супертонкой проекционной пленке, мы получаем «поразительно живые» голограммы.

«Если сделать правильный свет и использовать в создании контента камеры с самым высоким разрешением, зрителю покажется, что голографический объект или человек на самом деле присутствует в помещении», — объяснил Дэвид Нуссбаум (David Nussbaum), вице-президент производственного отдела компании Hologram USA.

«Техника Призрака Пеппера предполагает ряд ограничений. В первую очередь нужно отметить, что пространство ограничено. Нельзя натянуть лист зеркального пластика на всю сцену, — отметил Мартин Тюдор (Martin Tudor), глава BASE Hologram Productions. — Если на сцене играет группа или оркестр, пластик начнет вибрировать от шума и голограмма будет размытой. А игра самого оркестра будет приглушена из-за листа пластика».

«Технология BASE основана на собственной системе создания голограмм: мы ищем актеров, похожих на звезд, и с их помощью создаем базу телодвижений. Если говорить именно об Эми Уайнхаус, то ее лицо при жизни не сканировалось, поэтому компании пришлось потрудиться, чтобы воссоздать образ», — заявил Тюдор.

Итак, у нас есть технология, позволяющая «оживлять» умерших знаменитостей, делая из них голографических марионеток. Однако должны ли мы так делать? Реакция фанатов Уайнхаус на анонс голографического тура была очень неоднозначной. Кто-то увидел в этом хороший шанс вновь насладиться выступлением любимой звезды, а другим это показалось эксплуатацией наследия артиста ради денег. С Орбисоном произошла похожая история: часть критиков назвали этот тур «подделкой», а некоторые вовсе ругались, что мертвый певец не мог дать своего согласия на такое предприятие.

«Получение разрешений на создание голограмм вскоре станет довольно горячей темой», — сказала основатель компании Limina Immersive Кэтрин Аллен (Catherine Allen) в интервью 2015 года для The Guardian. — Если человек дает личное согласие, то проблем нет. Также стоит помнить, что дополненная реальность и VR предполагают прямое участие зрителя в процессе. Уже на ранней стадии развития иммерсивной индустрии необходимо подумать об этических нормах. Эта сфера еще только формируется, поэтому сегодняшние нормы станут стандартом в будущем».

Тюдор и Нуссбаум не считают, что речь идет о какой-либо эксплуатации. По мнению Нуссбаума, использование образов умерших знаменитостей должно контролироваться его наследниками. Согласно словам Нуссбаума, на музыку, внешность и все изображения нужно обязательно получать соответствующие лицензии от студий и издательств. Другими словами, запуск проекта требует немало усилий, включая сбор подписей от разных людей.

«Мы полагаемся на тех, кто обладает наследственными правами. Эти люди знают артиста. Наследники знают, что понравилось бы артисту, а что не понравилось бы. Мы надеемся, что нам будут помогать создавать что-то по-настоящему аутентичное, — говорит Тюдор. — Знаете, если они сами решили эксплуатировать своего артиста, то мы вряд ли можем что-то изменить. Они являются хранителями наследия».

Голографические знаменитости — это всегда очень сложная тема. Даже виртуальные персонажи вроде японской певицы Хацунэ Мику (Hatsune Miku) могут стать причиной разного рода проблем. Нуссбаум и Тюдор предполагают, что в будущем голограммы будут использоваться не только на концертах. «Мне кажется, что в итоге все будет зависеть от того, какой контент вам нравится. Думаю, это просто станет новой формой развлечений и информации», — отметил Мартин Тюдор.

Если верить Тюдору, «голографический бум» рано или поздно закончится, и тогда человечество получит хорошую развитую медиа-технологию. Нуссбаум подчеркивает, что голограммы звезд не только «позволят наследникам хорошо заработать, но и вдохновят молодых артистов, которые смогут увидеть своих кумиров».

«Это здорово. В будущем мы будем общаться через спутниковую связь и голографию с людьми по всему миру. Именно к этому мы идем», — поделился мыслями Нуссбаум.

До объемных голограмм вроде той, что копировала принцессу Лею из «Звездных войн», нам еще далеко. Нуссбаум и Тюдор здесь расходятся во мнениях: первый считает, что такие чудеса возможны лишь в пост-продакшене, а второй уверен, что подобные технологии появятся в ближайшие несколько десятков лет.

В любом случае, даже живые знаменитости уже начинают задумываться о своих голограммах, чтобы «давать концерты» по всему миру. Политики тоже заинтересовались этой технологией — голография может стать удобным и безопасным способом ведения кампаний. В общем, нам еще только предстоит выяснить, станет ли эта технология повсеместной или постепенно исчезнет как 3D-телевизоры и система Smell-O-Vision (сопровождение происходящего на экране запахами).

Оригинал: Celebrity holograms sketch me out, but are they the future?