High End — синоним высшего качества звучания, а оно достижимо лишь при бескомпромиссном подходе к конструированию. Один из ключевых принципов такого подхода — физически разделить усилительный тракт на два независимых блока, «пред» и «мощник».

Британская фирма Trilogy Audio Systems не смогла бы завоевать симпатии аудиофилов по всему миру, если бы считала, что стоит вынести цепи предварительного усиления в отдельную коробку, и дело в шляпе. Основатель Trilogy Ник Поулсон не обольщается на этот счет: по его мнению, разрабатывая звуковоспроизводящее устройство, необходимо тщательнейшим образом подходить ко всем проблемам. Во главе должен стоять конструктор, а не маркетолог с его разрушительным девизом «больше функций за меньшие деньги». Такой философией Поулсон проникся, работая в Британской радиовещательной корпорации в 1980-х годах. Тогда же он с изумлением обнаружил, сколь сильно на звучание влияют источники питания, и впоследствии основал фирму Isotek. Под его творческим руководством была разработана технология Isol-8 (по-английски «айсол-эйт», т.е. isolate — «изолировать»), позволившая вывести кондиционеры питания на качественно новый уровень. В 1992 г. родилась фирма Trilogy, ориентированная на производство ламповой (затем и гибридной) техники — усилителей и фонокорректоров. Прошло почти два десятилетия, но специалисты Trilogy верны своим идеалам: вкладывать в каждый аппарат частичку собственной души, добиваться максимального качества звучания, не считаясь с затратами сил и средств. Посмотрим, как это воплощено в новейших моделях фирмы. Предусилитель 909 сочетает ламповую схему с множеством функций, которыми ранее оснащались только транзисторные аппараты. Некоторые возможности просто уникальны. Начнем с того, что при первом включении на светодиодном дисплее, занимающем добрую половину длины фасада, вспыхивает надпись PinCODE. Действительно, аппарат требует ввести шестизначный пин-код. Разработчики утверждают, что эта мера призвана защитить его от похищения. (Невольно задумываешься: какое же образование должно быть у английского вора, если такие ухищрения способны его остановить.)

«Мощник» дезабилье. Взгляду открываются ламповые каскады и три (!) тороидальных трансформатора: по одному на каждый канал усиления и еще один служит для подогрева катодов ламп.

Шесть имеющихся аудиовходов пользователь конфигурирует по своему усмотрению: подключает к ним источники сигнала или организует на пятом и шестом входе сквозной канал, задействуя два выхода из четырех предусмотренных (они помечены как Send). Оставшаяся пара выходов используется для подключения к усилителю мощности по схеме monoили bi-wiring. Разумеется, каждому входу можно дать имя, настроить для него максимальный/начальный уровень громкости и баланс, а также перевести вход в режим Film, т.е. зафиксировать предусиление входного сигнала на определенном уровне (это необходимо, если пара 909/990 работает в составе многоканальной системы и общая громкость регулируется через AV-процессор). Кроме того, каждый вход можно перевести на работу по таймеру включения/выключения (выставляется день недели и время). Кстати сказать, дисплей может показывать не только имя входа и уровень громкости (изменяется с шагом 0,5 дБ), но текущее время или даже логотип компании, а яркость свечения регулируется. В результате имеем многоуровневую систему меню, но работать с ней легко (роль курсора выполняет регулятор громкости, выбор опции или отмена подтверждается нажатием кнопки ENT или ESC). Чувствую, у сведущего читателя на языке вертится вопрос: как при столь мощном функциональном наборе избежать влияния цифровых цепей на аналоговые? Ответ изумил наших экспертов: информация от блока к блоку передается не по электрической, а по оптической шине! Даже триггерный выход 12 В здесь заменен на TASLink (не путать с Toslink). Это многофункциональный интерфейс, использующий разъемы RJ45, знакомые нам по LAN. Он позволяет ввести подключенный к 909-му «мощник» Trilogy 990 в режим включения или прогрева. Громкость регулируется без помощи потенциометров (используются резисторные матрицы). Предварительные усилители собраны на лампах, при этом катод нагревается при помощи отдельного трансформатора. Используются компоненты только аудиофильского качества (от Welwyn и Mundorf ), а также припой, содержащий золото и серебро. Если считать, что предусилитель 909 играет роль нервной системы комплекта, то за мускульную силу отвечает усилитель мощности 990. Его входные каскады, на которые можно подать как несимметричный, так и балансный сигнал (соответствующие входы имеются), собраны на ламповых триодах (катоды нагреваются, опять же, посредством отдельных трансформаторов). Выходной каскад имеет мостовую схему на полевых транзисторах (на каждом канале установлено фактически по два усилителя; один «раскачивает» отрицательную полуволну сигнала, другой — положительную, что улучшает работу на высокой громкости). Оригинально решена проблема вентиляции: отверстия, эллиптические в поперечном сечении, выведены на верхнюю крышку и играют роль декоративных элементов. Они подсвечиваются, озаряя комнату неземным голубым сиянием.

Царство позолоченных RCA-разъемов. На тыловой стенке предварительного усилителя изумляет обилие несимметричных выходов и отсутствие выхода балансного — тем более что у «мощника» есть соответствующий вход. Роль шины триггера 12 В играет TASLink.


Прослушивание выявило у комплекта определенные жанровые предпочтения. Лучше всего воспроизводился неспешный джаз — вокал звучал реалистично, тембральные особенности голоса были принесены слушателю, как говорится, на тарелочке, все инструменты словно расставляла на звуковой сцене чья-то уверенная рука. Симфоническая музыка звучала сдержанно; так сказать, официально. Напористо прошел блюзовый номер, но мысль о том, что при тщательном подборе акустики комплект способен на большее, наших экспертов не покидала. Видимо, на аудиофила с творческой, поисковой жилкой он и рассчитан. В общем, усилительный дуэт Trilogy подтверждает мнение о том, что истинный High End — техника сродни живому существу, требующая почти такой же заботы и внимания.

Усилитель мощности 990 снабжен чрезвычайно «придирчивой» системой защиты, которая не позволила нам ни измерить его мощность, ни построить график АЧХ. Впрочем, это не значит, что он остался для нас темной лошадкой. Судя то тому, как он «раскачивал» акустику (мы для субъективного прослушивания использовали два комплекта АС, более чувствительный звучал гораздо лучше), 990-й имеет коэффициент демпфирования порядка 60 ед., а его реальная мощность соответствует заявленной. О предварительном усилителе можно говорить более конкретно. График его АЧХ предельно ровный, амплитуда начинает сколько-нибудь заметно уменьшаться лишь на частотах выше 75 кГц. Иными словами, комплект не поставят в тупик эксклюзивные записи SACD. Что касается нелинейных искажений, то для аппарата с ламповым выходным каскадом они невелики.