ProAc — звучное имя британского и мирового High End. Авторитетная компания производит акустические системы High End-уровня классической конструкции, заявляет, что «не предлагает дешевой продукции и дешевого звука» — модель Carbon Pro 8 не дала оснований усомниться в истинности второй части данного утверждения.

Во главе ProAc много лет бессменно стоит Стюарт Тайлер, который определяет развитие бизнеса и конструкцию акустических систем в целом и деталях. Акустика, воплощающая дух британского консерватизмаи аристократизма, пользуется благосклонностью как любителей, так и профессионалов аудио — мониторы ProAc можно видеть, например, в одной из аппаратных знаменитой лондонской звукозаписывающей студии, известно, что ряд голливудских и отечественных студий также доверяют этим колонкам (ProAc — сокращение от Professional Acoustics). Акустика ProAc прежде никогда не фигурировала в рубрике High End нашего журнала, и вот премьера, к тому же настоящая удача — выдалась возможность написать о недавно увидевшем свет новом флагмане фирменного каталога: Carbon Pro 8. Больше того: по достоверным данным в настоящее время в России есть всего одна пара этих колонок. Заполучить компонент в редакцию, чтобы подвергнуть обычным стадиям тестирования, не удалось, однако по причине очень большого нашего и — потенциально — читательского интереса журнал решил отступить от традиции.

Новый флагман каталога ProAc — Carbon Pro 8 — пришел на смену великану Response D100. По сравнению с экс-лидером новорожденная система имеет существенно более скромные размеры (высота «восьмерки» 1230 мм против 1650 у D100) и массу (68 и 131 кг соответственно — т.е. в два раза). О различиях в спецификациях говорить не стоит. Название указывает на особое значение воплощенных в модели углеволоконных методик (последние играют существенную роль в продукции другой британской акустической фирмы: Wilson Benesch). Из углеволоконного композита выполнено СЧ-оформление (неглубокий рупор), диффузоры НЧ-драйверов и опорная плита. С верхним частотным отрезком здесь работает ленточный преобразователь, со средним — модифицированная знаменитая купольная головка ATC, бас излучается парой 200-мм динамиков. Все динамики создавались при участии ProAc. Несколько слов о среднечастотнике — мы рассказывали о превосходной СЧ-головке ATC в материалах о колонках этой марки. На одной из встреч с журналистами в Москве представителю компании был задан вопрос: почему ProAc использует именно этот динамик (им укомплектованы разные модели). Ответ был: просто нет ничего лучше. По-видимому, так считает сам г-н Тайлер, который самолично тестирует очень много разнообразных излучателей,коллекционируетаудиотехнику, в т.ч. винтажную — т.е ищет звук и, как показало знакомство с Carbon Pro 8, находит его. Конечно, можно говорить о британской солидарности, но, так или иначе, головка эта действительно великолепная. Фазоинвертор системы ProAc традиционно организован в днище корпуса, пространство между телом АС и опорной плитой обеспечивает функционирование канала. Carbon Pro 8 — на редкость красивая, презентабельная акустическая система. Отделанные шпоном палисандра стенки безупречно отполированы до влажного блеска. Изделие требует адекватного ухода, нечего и думать прикасаться к колонкам без перчаток — на полировке зримо отпечатывается вся дактилоскопия. По понятным причинам судить о влиянии карбоновых изысков на звучание нет возможности. А вот вклад в музыкальный результат среднечастотного и высокочастотного излучателей трудно переоценить. Этот необыкновенно хорошо согласованный дуэт передает средний и высокий музыкальные регистры попросту идеально. Очень мало существует High End-компонентов, способных давать такую изумительную картину в соответствующей частотной области. Известны как несомненные звуковые достоинства ленточного преобразователя как такового (легкость, свобода, изысканность, воздух, дышащее пространство и т.д.), так и то, что, во-первых, нередко встречаются дискредитирующие идею воплощения невысокого уровня, вовторых, мало кому удается согласовать ленту со среднечастотником. ProAc это удалось в полной мере. В начале прослушивания казалось, что бас уступает середине и верху в ясности отображения музыкальной материи. Лучшее — враг хорошего, думалось тогда: подразумевалось, что лучшее — это СЧ и ВЧ, а хорошее — НЧ. Стоит упомянуть, что во время звуковой экспертизы пара ProAc работала в содружестве с цифровым источником dCS Puccini и ламповым усилением Audio Valve — предусилителем Eclipse и моноблоками Challenger. Довольно гармоничная система. По мере прогрева лампового тракта, да и, вероятно, самой Carbon Pro 8 описанная ступенька качества проявлялась все слабее и слабее. Свежая пара, конечно, требует прогрева, который, как известно, позитивно сказывается в первую очередь на передаче нижнего регистра.

Важно, что общее музыкальное впечатление было сильным, и внимание не концентрировалось на отдельных особенностях звучания, музыкальный образ оставался цельным, живым. В формируемой высококлассной системой музыке отмечалось немало существенных параллелей с реальными концертными музыкальными событиями: минимум дискретности в модуляциях ткани, тонкость и гибкость колористических, динамических и пространственных переходов, интонационная связность, благодаря которой отдельные элементы не воспринимались в отрыве от общего, свежесть колорита и тембра при полном отсутствии синтетичности, пресловутых «заменителей вкуса, идентичных натуральным». Оборотная сторона медали: колонки безжалостны к недочетам записей и беспристрастно показывают не только их художественный, но и технический уровень, неудачи звукорежиссуры. Можно сказать, что ProAc провоцируют слушать хорошие и безупречные звуковые издания и отвергать другие, среди которых попадается немало артистически ценных. Однако не стоит относить ProAc Carbon Pro 8 к т.н. компонентам для аудиофилов (в противоположность технике для меломанов) ввиду очень высокого музыкального потенциала акустики, редкой изысканности и полнокровности ее звучания.

Фазоинвертор направлен вниз, в основание колонки.

В ходе теста модель воспроизводила немало музыки, о которую не одна пара дорогих колонок «обломала зубы». Были среди них записи рояля и симфонического оркестра — считаю этот материал наиболее сложным и показательным для определении уровня компонентов. Сбалансированно, ровно в регистровом отношении звучали как современные, так и архивные издания фортепиано, например, CD с музыкой М.П. Мусоргского в исполнении П. Дмитриева (приложение к декабрьскому, 2009 выпуску журнала), великолепный шумановский альбом М. Плетнева (Deutsche Grammophon), записи А. Бенедетти-Микеланджели 1942–43 годов (Pearl). Allegro Пеллегрино Тоиеони в исполнении Микеланджели—потрясающий исполнительский шедевр, ProAc необыкновенно выразительно передали пластику этой вещи, изумительный пианизм, поистине жемчужную звучность рояля. В оркестровой программе были сложнейшие партитуры: «The flock descends onto pentagonal garden» Т. Такемицу — музыка подобна волшебным снам, — «Pli selon pli» П. Булеза — пятичастная поэма для оркестра и вокала на стихи Малларме, одно из самых значительных творений 20 столетия. ProAc показали стройность партирур и тонкость их прочтений (Pli selon pli исполнена под управлением автора). В звучании не было ни грана сумятицы, ни намека на хаос...

Можно отнести заявление ProAc к ее флагманскому продукту: Carbon Pro 8 — дорогой компонент с дорогим звучанием.

Текст: Артем Аватинян