Разработчики Arcam в серии HDA решили отойти от аудиофильского принципа «одно устройство — одна функция». Да и дизайн, в отличие от, скажем, линейки FMJ, которую трудно представить где-либо вне стойки с Hi-Fi-компонентами, предполагает более мягкое вхождение в жизненное пространство. Любой из аппаратов HDA не будет выглядеть чужеродным элементом и на комоде, и на прикроватной тумбе. На данный момент в серии два усилителя: SA10 (тест) и SA20, оснащенных ЦАПами и ММ-фонокорректорами, а также универсальный проигрыватель CDS50. Для теста мне была предложена связка из проигрывателя и старшего усилителя.
То, что каждый из аппаратов в некотором смысле представляет собой систему все-в-одном, не помешало их создателям применить в CDS50 и SA20 самые современные технологии, потенциально способные вывести звучание на достаточно высокий уровень.
Начну с самого необычного решения.
Редкий вид
В отличие от своего младшего собрата, работающего в классе А/В, SA20 выполнен в нечасто встречающемся сегодня классе G. Этот класс сочетает лучшие свойства классов А и А/В благодаря «следящему» питанию.
Известно, что класс А свободен от искажений в точке перехода сигнала через ноль. Отсутствие искажений на низких уровнях важно для передачи пространства, обертонов, фокусировки инструментов и других параметров, определяющих субъективное качество звучания. Но высокое энергопотребление и, соответственно, рассеиваемая мощность не позволяют выполнить компактное и недорогое устройство, построенное по этому принципу.
В классе G выходной каскад работает в классе А постоянно, но на небольшой мощности. Когда сигнал превышает определенный порог, специальный микропроцессор переключает питание этого каскада на другой, более мощный источник питания. Переходные искажения при этом незаметны благодаря высокой частоте (1 ГГц) переключений, а гармонические искажения маскируются, поскольку сигнал в данный момент громче.
Технология не нова, появилась в середине 70-х годов прошлого столетия, но в силу сложности реализации известны лишь единичные случаи ее применения в серийных продуктах. Arcam — одна из немногих компаний, использующая этот класс в своих аппаратах. SA20 — не первый усилитель такого типа. Например, довольно дорогая модель FMJ A49 тоже построена по этому принципу. Arcam продолжает дорабатывать эту технологию. У SA20 переключение происходит после 20-ваттного рубежа.
Домашний и профессиональный
Наличие фонокорректора (пусть и базового — ММ) и цифровых входов делают усилитель SA20 в значительной мере самодостаточным устройством. Тем не менее предусмотрены варианты интеграции практически в любую систему — от домашнего кинотеатра до «умного дома».
Удаленное управление аппаратом осуществляется по IP и через RS-232. Один из линейных входов через меню настроек можно превратить в нерегулируемый (с фиксированным усилением). Это позволит встроить SA20 в систему ДК, где фронтальная пара будет использоваться и в стереорежиме. Данная функция пригодится и для двухусилительной схемы подключения (биампинга), причем у ведомого усилителя не придется заклеивать ИК-приемник дистанционного управления, чтобы он не реагировал на сигналы, предназначенные основному аппарату — достаточно поменять ему ИК-код с помощью того же меню настроек.
Кроме пульта ДУ, предлагается управляющее ПО для устройств Android и Apple. Оно состоит из двух частей: Arcam Control, по сути, дублирующее работу пульта, и Music Life, предназначенное для управления фонотекой и потоковым воспроизведением (в данном случае с универсального плеера CDS50). Этот источник оснащен 32-битным ЦАПом Sabre ESS9038K2M и играет все форматы музыкальных дисков, а также большинство распространенных файлов — по сети и с подключенных USB-носителей.
Поддержка сервисов на данный момент включает Deezer, Tidal, Napster, Qobuz, HighResAudio и интернет-радио. В ходе испытаний (помимо официально поддерживаемых) обнаружилось понимание формата APE.
Вообще, идея совмещения в одном устройстве сетевых возможностей и дисковода скорее рассчитана не на их одновременное использование (что, конечно, тоже возможно), а на постепенный переход владельца коллекции физических носителей к современным способам поиска и потребления музыкального контента. Переслушав все свои диски, он вдруг обнаружит безграничный выбор интернет-радиостанций, затем подключится к Tidal и другим сетевым поставщикам аудио в высоком разрешении. Со временем у него вновь проснется тяга к накопительству и он, например, начнет собирать файлы на жестком диске (здесь в помощь будет USB-вход CDS50), а позднее обзаведется и полноценным домашним сервером, DLNA-клиентом для которого также станет данный проигрыватель.
Сыграем вместе
Помимо плеера и усилителя, в тестировании участвовали колонки Monitor Audio Silver 500, подключенные к SA20 кабелем Nordost Tyr2 и High-Res-рекордер Sony PCM-D100 в качестве альтернативного источника.
В целом система играет очень увлекательно и достигает этого без какого-либо упрощения. Наоборот, все тихие звуки и детали на грани слышимости воспроизводятся с подчеркнутой тщательностью. Подчеркнутой — не в смысле выделения, а именно так, чтобы слушать было комфортно без напряжения. Акцентов в каких-либо областях спектра обнаружить не удалось. Разве что приятно удивила работа вблизи нижней границы звукового диапазона — даже самые глубокие басы не терялись, оставаясь тонально различимыми и подвижными.
Отчасти в этом заслуга акустики Monitor Audio, но и усилитель здесь играет не последнюю роль. Да и цифровые источники, особенно сетевые, порой выдают невыразительную кашу в НЧ. Но не в случае с CDS50. Он извлекает необходимую информацию практически из всех потоков и форматов, включая USB. С другой стороны, разница записей в различном разрешении на нем не так уж заметна, чтобы она как-то повлияла на выбор. Вы просто слушаете музыку. Можно сказать, что этот тандем «подгоняет» звучание материала, с которым сталкивается, к своему стандарту. Этот собственный почерк довольно узнаваем, но и в то же время практически нейтрален.
Комплект Arcam формирует устойчивую и точную стереосцену, которая не зависит от громкости — если сделать потише, картинка остается той же, а не «примерно той же», как порой бывает с усилителями класса А/В. На сборнике Жака Лусье «The Best Of Play Bach» система продемонстрировала точное и ровное исполнение от самых нижних нот контрабаса до щеток ударных. Но главное — ощущение свободы, с которой льется музыка.
В эмоциональном плане Arcam интересен тем, что заставляет слушать хорошо знакомые вещи, предвкушая кульминацию. Так было с треком «Lightning» Филипа Гласса с диска «Songs From Liquid Days» — он весь состоял из ожидания финальной фразы. С точки зрения динамики песня не самая показательная, но у SA20 не возникает затруднений с любыми перепадами громкости, что подтвердилось при прослушивании классических произведений.
«Скрипичный концерт Соль мажор» Иоганна Ванхала из серии «Naxos Classics» в исполнении Такако Нишизаки слушать было очень увлекательно, но передачу тембрального богатства струнных инструментов роскошной не назову. То же можно сказать и о совсем другом акустическом коллективе Panta Rhei: Альбом «European Music Today» прозвучал полновесно, но количество обертонов было достаточным, не более. Впрочем, к такой подаче быстро привыкаешь, а далее вступает в силу умение аппаратов заставить слушателя сопереживать. Сказанное справедливо и для потокового воспроизведения (Naxos), и для CD (Panta Rhei).
Дверь в другой мир
Еще одна привлекательная черта компонентов Arcam — образность. CD-рип с USB-диска Bozzio Levin Stevens «Black Light Syndrome» прозвучал мощно, с глубоким басом и отличным разрешением, а главное — позволил позабыть о реальной шкале времени, заменив ее музыкальной, образованной ритмами на этом альбоме.
Попытка разделить CDS50 и SA20 не выявила принципиальных различий в характерах компонентов. Они во многом похожи, но при этом не суммируются. Wav-файл O Yuki Conjugate «Equator», поданный с рекордера Sony на усилитель через линейный вход, был исполнен многопланово, масштабно, легко заманив меня в фантастический мир этого музыканта. А на High-Res-рипе с винила «Yellow Magic Orchestra» акустические ударные играли абсолютно синхронно с электронными инструментами, не смешиваясь с ними тембрально, добавив очков в копилку ритмических талантов SA20.
Управлять системой можно практически полностью с помощью комплектного пульта ДУ. Мне удалось послушать все источники, включая стриминговые сервисы. Конечно, человеку, привыкшему к смартфонам и компьютерам, это будет сложновато — придется держать в голове всю структуру меню, ведь у CDS50 текстовый дисплей, состоящий всего из двух строчек. Зато он крупный и легко читается издалека. Разве что русские буквы отображаются на нем прочерками — в мире есть не только англоязычная музыка. Разумеется, с управляющим ПО все становится гораздо удобнее. Правда, как сказано выше, приложений два и порой это может создавать путаницу.
Результат нажатия виртуальных кнопок в Arcam Control можно увидеть только на самом аппарате, а Music Life, например, может «не знать», что сейчас воспроизводится музыка с USB-носителя. После воспроизведения CD у меня долго не получалось подключиться к сервису Tidal, пока я не догадался выгрузить диск из проигрывателя. К счастью, программное обеспечение в отличие от «железа» можно и доработать.
Выводы
Аппараты хороши как вместе, так и по отдельности. Правда, логично было бы использовать балансный выход плеера, но у усилителя соответствующего входа нет. И все же он интересен хотя бы тем, что это самая доступная реализация класса G, и уже ради этого SA20 стоит послушать. А проигрыватель выгодно отличается от одноклассников ритмичностью и точностью в басу, особенно при работе с файлами. Причем под одноклассниками следует понимать устройства с одной функцией — CD-проигрыватели или стримеры. А тут сразу два плеера в одном корпусе! Комплект будет немного подталкивать владельца к энергичной музыке, но и с любыми другими жанрами скучно не будет.
Достоинства: детальное, увлекательное и сбалансированное звучание на любой громкости
Недостатки: программное обеспечение требует доработки
Официальный сайт: Arcam HDA CDS50, Arcam HDA SA20
Цена: Arcam HDA CDS50 – 79 990 рублей, Arcam HDA SA20 – 114 990 рублей
Паспортные данные
Arcam HDA CDS50
Форматы файлов: FLAC, WAV, AIFF, OGG, МРЗ, ААС, WMA
Поддержка носителей: SACD, CD-A, CD-R, CD-RW
ЦАП: ESS9038 32-бит/192 кГц Delta-Sigma
Соотношение сигнал/шум (взвешенное по кривой А): 118 дБ (небалансный выход) 122 дБ (балансный выход)
Коэффициент гармоник (1кГц): 0,0008 %
Частотный диапазон: 10 Гц – 20 кГц (± 0,5 дБ)
Потоковые сервисы: Napster, Deezer, Qobuz, UPnP, HighResAudio, Tidal, Internet Radio
Входы: оптический (до 32 бит 96 кГц), коаксиальный RCA (до 32 бит 192 кГц), коаксиальный BNC, HDMI ARC; аналоговые RCA, 5-штырьковый DIN
Выходы: цифровые оптический и коаксиальный, аналоговый стерео симметричный (XLR) и несимметричный (RCA)
Интерфейсы: USB Тип А, Ethernet, Wi-Fi, RS232
Габариты: 87х433х283 мм
Масса: 5,3 кг
Arcam HDA SA20
Аналоговые входы: 3 х RCA, 1 х Aux (3,5 мм), MM-фонокорректора
Цифровые входы: 2 х S/PDIF (RCA), 1 х Toslink
Интерфейсы: USB Тип А, Ethernet, RS232
Выходы: на АС, на наушники (3,5 мм), с предусилителя (RCA)
Встроенный ЦАП: ESS9038K2M
Поддерживаемые частоты и разрядность: S/PDIF: PCM 24 бит / 192 кГц; Toslink: PCM 24 бит / 96 кГц
Частотный диапазон: аналоговые входы 20 Гц–20 кГц (± 0,2 дБ); цифровые входы 20 Гц–20 кГц (± 0,05 дБ)
Выходная мощность: 2 x 90 Вт/ 8 Ом
Соотношение сигнал/шум: (взвешенное по кривой А): 106 дБ
Коэффициент гармоник (1кГц): 0,002 %
Габариты (ВхШхГ): 87х433х323 мм
Вес: 11,1 кг