Кое-что о кассетных деках или сбыча детских мечт недорого

ТEКСТ: Комментарии (54)
81.52 дБ
Кое-что о кассетных деках или сбыча детских мечт недорого

Любой юноша с бледным лицом, но взором горящим, в период позднего СССР периодически навещал распространенные в крупных городах «комиссионки», где на полках, отгороженных широким прилавком, загадочно мерцали логотипами изделия из Японии и Западной Европы. Если среди самых желанных приобретений молодежи были магнитолы, то любители музыки постарше уже хотели отдельные компоненты в виде двухкассетных дек (поражающих воображение обывателя обилием кнопок, переключателей и лампочек с индикаторами), а разбирающиеся граждане смотрели на однокассетные деки высшего класса, бравируя скороговорками типа «клозед луп дуал капстейн» и «мануал тейп калибрейшен».

Давайте попробуем поностальгировать и заодно разобраться в этих, теперь уже кажущихся непонятным бредом, терминах, а заодно прояснить для себя, почему отдельные образцы кассетных дек на аукционах стоят по несколько тысяч долларов. Сразу скажу, мне в середине 80-х было всего 10 лет, стаж работы с топовыми деками у меня крайне небольшой, но техническое образование и пара старших товарищей сильно помогли с написанием этой статьи.

Введение

Сразу обозначим рамки: говорить в этой статье будем только о кассетных деках, то есть отдельных компонентах, без усилителя, без радио, без встроенных динамиков, не переносных, то есть работающих от бытовой сети электропитания. Не потому что магнитолы или «вокманы» не заслуживают упоминания, но потому что иначе размер статьи может превысить все разумные пределы, да и хочется оставить еще пару тем на потом. Также статья не претендует на глубокий технический разбор, а скорее предназначена для энтузиастов начально-среднего уровня подготовки.

А еще я, пожалуй, оставлю за рамками все отечественные изделия. Во-первых, реально хороших дек у нас никогда не было, а то, что было, с переменным успехом слизано с зарубежных образцов. Маяки, Ноты, Вильмы, Радиотехники — чего уж скрывать, любой владелец отечественной деки не сильно долго думая променял бы ее на AKAI или Technics. Даже у очень дорогих отечественных изделий первого и высшего классов (ходят легенды о существовании таких кассетных дек) заметно плавало качество и были распространены тюнинги типа «заменить головку на японскую» и «перепаять конденсаторы на нормальные».

Конструкция. Валы, головки и так далее

Серьезную часть статьи начнем с разбора механики и особенностей конструкции дек. Механика деки большей частью локализована в блоке лентопротяжного механизма, сокращенно ЛПМ.

Основная задача ЛПМ — подавать ленту с максимально стабильной скоростью вдоль головки, забирая ее с подающей катушки, не допускать перекосов и собирать ленту на принимающую катушку. Казалось бы, задача простая, но... на самом деле нет. Учитывая небольшую скорость (всего 4,76 см/сек) и ширину ленты (3,81 мм), отклонение даже на долю процента исказит звук, особенно если скорость не просто ниже или выше, а меняется. Получается эффект «плавающего» воспроизведения.

Обычно в английском языке точность работы ЛПМ измеряется параметром «wow & flutter», в русском применяется термин «детонация». В хороших японских деках этот параметр не превышал ±0,04% (DIN). Для сравнения, одна из лучших дек в СССР нулевого класса «Маяк 010 стерео» имела заявленный коэффициент детонации ±0,15%, то есть примерно в четыре раза больше. Примерно те же 0,1 - 0,15% были заявлены в большинстве бюджетных кассетных дек от любых приличных зарубежных производителей. Перекос же ленты (подача ее немного не под нужным углом вдоль головки) тоже крайне неприятная штука, способная весьма существенно влиять на АЧХ воспроизводимой записи. Эта проблема была решена изобретением механизма ручной (а потом и автоматической) коррекции азимута головки воспроизведения (блока головок). Но об этом чуть позже.

Тонвалы и протяжка ленты

Как же решали вопрос со стабильностью движения ленты и почему такая большая разница в технических характеристиках? Начнем с примеров.

Простой кассетный механизм, как правило, имел один постоянно вращающийся вал (тонвал), к которому прижимался резиновый ролик. Между ними находилась пленка, и эта пара, собственно, тянула ее вдоль головки. Протянутую вдоль головки ленту сматывал принимающий привод бобинки кассеты. Для приведения конструкции в движение в бюджетном механизме обычно стоял один мотор, крутящий момент с которого с помощью пассиков и идлера (этакого хитрого большого колеса с резиновым краем) передавался на тонвал и на подающий или принимающий привод бобинок кассеты в зависимости от режима работы деки. В английском эта схема называется «Single Capstain» и обычно не упоминается отдельно нигде, кроме технического раздела инструкции по эксплуатации.

ЛПМ отечественной Яузы МП-220С. Оранжевым показан резиновый ролик, зеленым — тонвал, красным — приводы бобинок кассеты. Привод левой бобинки в данном случае используется только при перемотке в обратную сторону. Правой — для смотки пленки в режиме воспроизведения и для перемотки вперед

Для улучшения стабильности подачи пленки в более дорогих и качественных механизмах придумали использовать второй тонвал, в итоге получив подающую и принимающую пары из раздельных тонвалов и роликов, что значительно улучшало тот самый wow & flutter.

Традиционно деки с двумя тонвалами имеют надпись на передней панели «Dual Capstain», а также зачастую используют два, а то и три мотора — раздельные моторы на приводы подмотки бобинок, на тонвалы. Иногда используют и все четыре мотора —например на моторизацию крышки приемного устройства для кассеты. В основном передача крутящего момента передавалась с моторов на валы с помощью пассиков, но довольно часто многие производители использовали и прямой привод (Direct Drive). Почти одновременно начали использовать кварцевую стабилизацию вращения мотора (Quarz Lock) и в маркетинге.

Ну и финальный штрих действительно хорошего ЛПМ — это подающая направляющая, находящаяся до подающего тонвала, сделанная из плотного пластика или металла, которая обеспечивает геометрически идеальную подачу пленки на головку.

ЛПМ кассетной деки Sony TC-KA3ES. Голубым и синим показана дополнительная пара ролик/вал. Желтым — подающая направляющая

Чем еще могли улучшить характеристики ЛПМ производители? Использовать не штампованную, а литую раму, на которую монтировались узлы ЛПМ — моторы, валы и так далее. Это уменьшало вибрацию и, как следствие, детонацию всего механизма. Увеличивать массу маховиков валов — для более стабильного вращения. Использовать прецизионные моторы с высокой точностью вращения.

Все эти усовершенствования, по мнению различных моих знакомых и товарищей, достигли апофеоза примерно к середине-концу 80-х, и где-то в 90-х началась эра удешевления. Бытует мнение, что конец 80-х принес (кроме совершенства механики) существенное упрощение электронной части, когда вместо дискретных элементов в подавляющем большинстве аппаратов использовали интегральные схемы, которые далеко не всегда оказывались лучше подобранных дискретных элементов в усилительных трактах старых аппаратов конца 70-х — начала 80-х годов.

Две или три головки?

С равномерностью движения пленки закончим и перейдем, собственно, к получению и записи сигнала с/на пленку. Важная, если не самая главная часть любой кассетной деки — это головки, они же головы, они же heads.

Если одна головка, то перед вами — плеер без функции записи. Стационарные деки обычно имеют функцию записи, а значит, головок там стоит минимум две. Одна из них — стирающая (чтобы удалить старую фонограмму), а другая — универсальная, умеющая и воспроизводить, и записывать. Эта конструкция называется «Two Heads» и также упоминается только в технических разделах инструкций по эксплуатации.

В действительно хороших деках головок три: стирающая, записывающая и воспроизводящая. Последние две могут быть как в виде «сэндвича» (конструктивно объединенные в один корпус), либо полностью раздельные, дискретные. О наличии тройки уже принято гордо сообщать надписями на передней панели — «Three Heads» или «Discrete Heads». Коллаж ниже иллюстрирует двухголовочную, трехголовочную «сэндвичную» и полностью дискретную конструкции:

Красным показаны стирающие головки, можно заметить, что они отличаются не только внешними габаритами, но и местом расположения. Зеленым — комбинированная головка в двухголовочной деке, совмещающая в себе функции и записи и воспроизведения. Синим — «сэндвич» из двух головок, отдельно записывающей и отдельно воспроизводящей в одном корпусе. Оранжевым и желтым — дискретные головки записи и воспроизведения соответственно

Зачем нужно иметь сразу и воспроизводящую и записывающую головки? Ответ простой и очевидный: три головки могут работать одновременно, и в этом случае можно сразу контролировать результат записи. Записывающая головка всегда находится до воспроизводящей, и на таких деках всегда присутствует переключатель Tape/Source, который переключает выход. В режиме Tape мы услышим сигнал с воспроизводящей головки, а в случае Source — на выход направится сигнал, поданный на вход деки. При правильной коммутации усилителя нажатием этой кнопки можно в реальном времени сравнивать то, что подали и результат после записи. Очень полезная и крайне нужная функция, если вы собираетесь записывать на кассеты сами.

Калибровка ленты

Еще одна крайне полезная и нужная функция для тех, кто собирается записывать сам — наличие в деке функции калибровки записи под конкретную пленку. Теоретически, специальный орган IEC стандартизовал в свое время параметры подмагничивания всех четырех типов кассетной пленки, но в силу различных причин реальные характеристики каждой конкретной пленки могут требовать подстройки тока подмагничивания, уровня записи и так далее — причем желательно поканально. Для этого в серьезные деки встраивают генераторы различных частот (как правило, это 400 Гц и 10 кГц) и переменные резисторы с выведенными на переднюю панель ручками для точной подстройки.

Работает это так: дека переводится в режим калибровки, включается запись и задача пользователя — выставить нужные уровни сигнала на индикаторе, подкручивая регуляторы. Корректировка производится в реальном времени, поэтому ради точной подстройки нужны оба сигнала для сравнения — и поданный для записи, и воспроизведенный после записи, а значит, будет задействованы и обе головки.

Желтым прямоугольником обозначено управление ручной подстройкой тока подмагничивания и уровня записи. Дека Kenwood KX-1100HX

Существуют, безусловно, и автоматические функции калибровки — мне такие попадались (как на трех-, так и на двухголовочных деках), но если на трехголовочных поданный и записанный сигнал сравнивает процессор или пользователь в реальном времени, то на двухголовочных сначала записывается сигнал с разными параметрами, потом перематывается пленка и анализируется полученный результат, уже только процессором. Я пробовал как ручную, так и автоматическую калибровку, и мой личный выбор — ручная.

Автореверс

Одна из самых спорных функций в серьезных деках. С одной стороны, это очень удобно, поскольку можно слушать обе стороны кассеты по кругу, не переворачивая кассету в кармане кассетоприемника. С другой — обычное решение с автореверсом в виде поворотной платформы, на которой крепилась одна или несколько головок, имело как минимум одну слабость: со временем механизм несколько изнашивался и сохранить точный азимут головки после переворота уже не удавалось. Поэтому, несмотря на то, что для двухкассетной деки второй половины 80-х и далее автореверс был практически обязательной функцией, большинство серьезных однокассетных двухтонвальных трехголовочных дек автореверса не имели.

Механизм двухкассетной автореверсной деки Teac W-990RX. На круглой поворотной платформе (красная стрелка) находятся стирающая и записывающе-воспроизводящая головка. Зеленым отмечена не стирающая головка, как можно предположить, а пластиковая направляющая для ленты

Впрочем, попытки реализовать воспроизведение обеих сторон кассеты без ущерба качеству имели место быть, к тому же весьма успешные. Я не очень уверен, что первыми это сделали именно ребята из Nakamichi, но их RX202/303/505 — совершенно точно сейчас самые распространенные из таких дек. Решение было простым и изящным: если переворот головки нежелателен — давайте переворачивать не головку, а кассету. Итог — совершенно феерический механизм, который при срабатывании реверса поднимает головки, кассета слегка выезжает на платформе, переворачивается и заезжает обратно. Видел вживую один раз. Увижу такую деку за приемлемую цену — куплю обязательно. Это просто магия какая то. Да сами посмотрите:

Еще одним решением для качественной реализации автореверса стала комбинация из автоматической подстройки азимута головки и автореверсного механизма, воплощенная опять же ребятами из Nakamichi в их деке Dragon. Но цена таких решений — очень сложные механизмы, требующие аккуратности, да и ремонт таких изделий может влететь в серьезную копеечку.

Поколения

Глобально можно разделить деки на несколько поколений. Первое поколение отличалось сугубо механическими клавишами управления ЛПМ, головками Ferrite, стрелочными индикаторами и горизонтальной загрузкой кассеты.

Где-то в середине 70-х начали появляться механизмы с соленодами (псевдосенсорное и сенсорное управление) — пользователь нажимал на кнопку, кнопка замыкала контакты электромагнитного реле и, например, блок головок прижимался к ленте.

В конце 70-х и начале 80-х появились сендастовые и прочие усовершенствованные головки, способные работать с лентой IV типа (Metal); далее начали появляться LED и другие цифровые индикаторы вместо стрелочных.

Примерно с середины 80-х началась эра упрощения: дискретные элементы заменялись на микросхемы, но все уже автоматическое, пульты дистанционного управления и прочие бытовые радости.

Поэтому, выбирая деку, надо понимать, что стрелочных индикаторов у деки из 90-х совершенно точно не будет, а если вам нужен максимально винтажный вид, то ленту IV типа на деке 1975 года вы вряд ли перезапишете.

Technics RS-630US. Стрелочки, необычный способ загрузки, механическое управление. Красивая, но довольно пустая. Две головки, один тонвал, калибровки нет, выбор типа ленты вручную. Зато есть вход для двух микрофонов!

На этом, пожалуй, закончим с описанием главных техническо-конструкторских изысков и перейдем к обзору производителей, где рассмотрим всякие-разные усовершенствования, изобретенные и внедренные в заметных деках прошлого.

Производители. Кто, что и где

Сразу оговорюсь, что все ниже написанное — субъективно в квадрате. У каждого производителя есть как фанаты и поклонники, так и прохладно относящиеся граждане. Поэтому, если что — поправляйте в комментариях, особенно интересно про новшества и изобретения, характерные для каких-то производителей, потому что этой информации довольно мало.

Nakamichi

Начну с компании, имя которой произносили с придыханием все, кто серьезно разбирался в кассетных деках в то время (да и сейчас). Продукция которой стоила заметно дороже конкурентов, да и сейчас стоит.

Корпорация Nakamichi сделала себе имя исключительно на кассетных деках (несмотря на то, что делали они и усилители, и даже проигрыватели винила), их легендарные модели, 1000ZXL Limited, в хорошем состоянии легко пробивают на аукционах ценник в 10 000 долларов США, а количество патентов и инженерных решений составляет несколько десятков.

У меня в пользовании есть одна из их старших дек, Dragon, и поверьте, после сравнивания с десятком других аппаратов других производителей — факт, это совсем другая лига.

Прежде всего, потому, что запись на кассете крайне чувствительна к положению воспроизводящей головки к пленке, точнее — к записанным на пленку дорожкам. Немного сбитый азимут головки на записывающей головке и качество воспроизведения на другой деке пострадает. Для решения этой проблемы Nakamichi придумали крайне хитрый механизм подстройки азимута головки. Сначала позволяющий делать это вручную с передней панели (это гораздо проще и более точно, чем отверткой крутить винты крепления головки), а потом и в автоматическом режиме.

Также из существенных отличий «Наков» от большинства других производителей стоит отметить полностью дискретные головки в трехголовых деках. Ниже приведен схематический рисунок устройства ручного механизма регулировки азимута головки в деке Nakamichi DR-1.


Вот этот массив шестеренок и крутилок, хорошо заметный при открытой крышке кассетоприемника, легко позволяет определить, что перед вами кассетная дека Nakamichi

Модели Nakamichi, которые стоит рассматривать для приобретения.. . хотя нет, стоп. В общем-то, все модели стоит рассматривать. Но имейте в виду, что бюджетные «Наки», однотонвальные и двухголовые, не шедевры кассетостроения. И если для воспроизведения можно попробовать купить что-то типа BX-125 или Cassette Deck 1, то для записи все же лучше иметь трехголовую деку с калибровкой. Совсем не обязательно 700/1000-е деки в разных вариациях, не обязательно Dragon (хотя многие не очень его любят из-за автореверса), но ZX-7/ZX-9, 682ZX, CR-7/7A и прочие — вполне. Но дорого. Но Накамичи. Покупая такую деку — обязательно проверяйте ее во всех режимах, потому что любой косяк, который вы проглядели, выльется вам потом в бешеные тыщи. Пассики и ролики не в счет, с большой вероятностью менять их придется если не сразу, то скоро. То что надо смотреть обязательно — это головки, конденсаторы (оранжевые конденсаторы на некоторых моделях славятся своим поведением), механику — шестеренки подстройки азимута и так далее.

Akai

Еще одна японская компания из видных, особенно в СССР. Когда я прикупил себе Akai GX-9 под восстановление, один из посетителей, увидев ее, заметил: «О, девятка! На машину меняли в 85 году». И действительно, деки Akai пользовались в народе любовью и уважением за неубиваемые стеклоферритовые головки GX (Glass Xtal), а чуть позже — SuperGX, с улучшенными характеристиками параметров записи для записи на ленту типа Metal. В итоге Akai у многих ассоциируется со стеклоферритом, а стеклоферрит с Akai. Мнений много: одни ругают эти головки за мыльный звук, другие говорят, что пишут они хорошо, а воспроизводят плохо, кто-то считает их вечными, а кто-то уверен, будто они легко скалываются и выкрашиваются. Но совершенно точно без обсуждения Akai и их головок не обходится ни одна дискуссия о том, что хорошо и что плохо.

Конструкция GX головок (rec-play). Рабочие катушки и прочие проводники защищены от стирания пленкой кристаллом

Моделей компания Akai навыпускала огромное множество, от крайне недорогих до весьма и весьма недешевых. Из относительно легендарных моделей стоит отметить их топовые GX-91, GX-95, GX-88 и т.д., но есть одна модель, которую довольно большое количество энтузиастов считает лучшей. Это дека GXC-570D, ее производили в середине-конце 70-х годов. Выглядит она не совсем обычно, сделана как танк, имеет моторизованную крышку, закрывающую некоторые органы управления, сенсорное управление и совершенно потрясающий звук. Я имел удовольствие поиграться несколько месяцев с такой декой и мое личное мнение — это прекрасный аппарат. В рабочем состоянии может прилично удивить.

Akai GXC-570DMkII (1977-78). Три головки, два тонвала, три мотора, калибровка под пленку. Монументально сделанный аппарат. Верхняя крышка — моторизованная, крышки кассетоприемника нет

Стоит сравнить прогресс в кассетнодекостроении, случившийся менее чем за 10 лет. Вот для сравнения еще одна старшая дека Akai - GX-F91 (1983-1984):

Все обилие кнопочек и индикаторов закрывается крышкой (на фото она откинута)

Akai не сильно радовал пользователей механическими изысками, но зато электронные «фишки» всегда были на высоте. В GX-9, например, (и не только в ней) есть такие интересные опции как определение типа кассеты (дека сама определяет C-45, C60 или C-90 загружена в нее — путем анализа скорости вращения бобинок). Также в GX-9 есть автоматическая калибровка под пленку и куча других интересных функций.

Sony

У корпорации Sony есть свои фанаты, ES серии например. Топовые модели типа TC-K777ES, TC-KA7ES и прочие многими желанны и стоят немало, но есть и немало граждан, которые Sony не любят и с трудом признают какие-либо решения от этого японского гиганта. Впрочем, я лично последнее время с продукцией этой уважаемой компании не сталкивался, за исключением того, что периодически смотрю на аукционах либо TC-K81/75, либо TC-K71, которые мне были рекомендованы как интересные. Впрочем, не стоит забывать, что Sony как минимум выпустила Walkman, и этого будет достаточно, чтобы признать ее вклад в развитие кассетного рынка. Но все же мы про деки.

Sony TC-K555ESJ. Кроме стандартных «Discrete 3 heads - Closed Loop - Dual Capstain» туда запихнули прямой привод (Direct Drive), кварцевую стабилизацию вращения моторов (Quartz Lock) и, чтобы два раза не вставать, омедненное шасси, экранированный отсек блока питания, центральное расположение кассетоприемника (так вроде бы вибрации проще контролировать), толстенную алюминиевую переднюю панель, моторизованный кассетоприемник, ручную калибровку и даже систему шумоподавления Dolby S

Стоит отметить лазераморфные головки, появившиеся в середине 80-х в топовых моделях Sony, и керамический стабилизирующий держатель кассеты. Пожалуй, и это все, что я знаю. У меня как-то сложилось впечатление, что Sony выступали в роли такого прилежного, очень усидчивого отличника в школе — не блистает экспрессией, но домашнее задание делает всегда и педантично. Модели, которые стоит отметить: TC-K555ESJ, TC-K333ES и прочие ES-ки, сделанные в 80-х.

Pioneer

Лично у меня деки Pioneer всегда вызывали уважение, есть действительно интересные модели, но тут все очень просто: реально хорошие модели типа CT-F1250/1000/950/900 из «голубой» серии, весьма солидно выглядящие и хорошо звучащие, редки и довольно дороги, а что-то интересное-прикольное (типа футуристической CT-9R) слишком капризно в эксплуатации и редко встречается.

Pioneer CT-F1250. Практически лучшая дека Pioneer из знаменитой в узких кругах «голубой» серии. Размером в две среднестатистические деки, сделанная как военный прибор, эта дека нафарширована всевозможными функциями и была спроектирована как конкурент для топовых на тот момент Nakamichi 1000ZX/700ZX. Три головки, два тонвала, закрытый тракт, ручная калибровка. Если найдете дешевле 1000 долларов в версии на 220В и в приличном состоянии — берите смело, не разочарует

Впрочем, есть модели и попроще, благо Pioneer выпускала немало разных аппаратов. В пользу приобретения выступает крайне неплохая система автоматической калибровки пленки AutoBLE (впоследствии улучшенная до SuperBLE), которую многие любят и считают лучшей из автоматических. Я сам довольно давно имел опыт с деками конца 90-х, CT-S830/740, и работали они вполне достойно. Итого — на стороне Pioneer дизайн (не у всех) и AutoBLE. А также, безусловно, неплохое качество звучания.

TEAC

У этих дек репутация сделанных крайне добротно, хорошо собранных и весьма надежных. Через меня прошло две модели: V-1RX (моя) и C-3RX (чужая). Одногодки, но с совершенно разным подходом. V-1RX — для обычных потребителей, C-3RX — для профессионалов. На ее же базе и был сделан крайне популярный Tascam 122. В общем и целом — хорошие аппараты. Впрочем, на рубеже 80-90-х было сделано немало хороших дек типа V-8030S/6030S, и эта парочка тоже стоит недешево. Но до чего же красивые — и калибровка, и все остальное. Да сами посмотрите! Разве можно не влюбиться в эту точеную «крутилку» и белые кнопки ?

Teac V-8030S в черном. Есть и в золоте. В остальном все как надо — стандартные три головки, «клозедлупдуалкапстейн» и прочие штучки

Также хочу отметить, что ныне продающиеся деки Teac (новодельные, с USB-выходом, CD-приводом — AD-800, AD-RW900, AD-RW950), с моей точки зрения, не стоит рассматривать как сколько-нибудь серьезный источник звука. ЛПМ там крайне бюджетный, однотонвальный, автореверсный, всего две головы. В общем, за стоимость такой деки можно смело купить хорошую деку из 80-х, CD плеер начального уровня и на сдачу еще внешнюю аудиокарту USB для оцифровки.

Optonica, Lo-D и другие непонятные производители

Стоит написать немного о не совсем привычных названиях, которые могут вам повстречаться на бескрайних просторах офф- и онлайн барахолок. В 70-е и 80-е годы прошлого века японские крупные промышленные производители почему-то считали правильным придумать другой бренд для хайфайного направления. Так появились Optonica (Sharp), Lo-D (Hitachi), Diatone (Mitsubishi), Trio (Kenwood), Technics (Panasonic), A&D (Akai & Diatone).

Если Technics закрепился и стал самостоятельным брендом — кстати, были у него весьма крутые деки RS-M85/M95, — то с Оптоникой/Ло-Д/Диатоном не задалось. Впрочем, они успели выпустить как минимум по одной модели дек, которые весьма впечатляют как по внешнему виду, так и по характеристикам. Против покупки таких моделей, с моей личной точки зрения, выступают несколько вещей: во-первых, тиражи были маленькие и найти сервис-мануал для ремонта может стать проблемой, как и запчасти, а во-вторых, скорее всего, вам попадется модель для внутреннего японского рынка на 100В, со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости использования внешнего понижающего трансформатора.

Стоп, а как же Европа?

Ладно-ладно, хорошо, вы правы. Без как минимум двух европейских производителей эта статья будет неполной. Начнем с более очевидного — Studer/Revox. Вилли Штудер, основавший компанию Штудер в середине 20-го века, был гениальным инженером. Его катушечные магнитофоны стали де-факто стандартом для записи звука во многих студиях. Не мог Studer оставаться в стороне и от кассетных дек. Особенностями штудеров и ревоксов является оригинальная конструкция без пассиков и совершенно потрясающее качество производства — настоящий «Made in Swiss» со всеми вытекающими. Ну и крайне оригинальный внешний вид, который узнаваем за долю секунды. Спутать Revox можно только со Studer и наоборот — это два бренда одной компании. С осторожностью стоит смотреть только на одну модель Studer/Revox — Revox H1 (стоит она подозрительно дешево и вышла на рынок в начале 90-х, когда Вилли уже отходил от дел и готовил компанию к продаже).

Revox B-710 mkII. Сделан как танк, выглядит лаконично и стильно, как Rolex. Штудер не разменивался на компромиссы: три головки и два тонвала — это минимум для любой деки производителя

Еще один производитель, сделавший не очень много моделей, но крайне авторитетный в кругах знатоков — это норвежский Tandberg. Топовая модель компании TCD-3014A мне в руки не попадалась, но я имел опыт с TCD-440A и TCD-310A. Выглядели эти две деки как странный гибрид танковой рации и магнитофона Электроника 302, но в отличии от Электроники ничего не люфтило, не скрипело и работало так, как не снилось и лучшим советским кассетным декам. Даже в двухголовочной 310-й деке, например, механизм имеет два тонвала — то есть записывать она, возможно, и не умеет, но воспроизводить совершенно точно способна, и делает это очень хорошо.

Tandberg TCD 3014A, начало-середина 80-х. Все, как мы любим: три головки, два тонвала, ручная калибровка по двум частотам и даже ручная регулировка азимута воспроизводящей головки

Кроме этих двух, в Европе (да и в Японии тоже) деки производили все кому не лень. Не забывайте, что кассетная дека была тогда одним из вполне себе штатных источников в любой стереосистеме, и не удивляйтесь декам под брендами NAD, Dual и даже Thorens. Разумеется, куда же без Siemens, Telefunken, Grundig, а также почивших ныне в бозе ITT, Nordmende, Braun и прочих аудиобрендов. Braun, кстати, делал очень красивые и стильные деки, да и другие компоненты этого производителя имеют крайне интересный и характерный дизайн. Не зря множество изделий Braun считаются иконами промышленного дизайна.

Минималистичный комплект Braun Atelier. Дека Braun C2 — верхний компонент в системе. Моторизованная горизонтальная загрузка кассеты, как в CD-проигрывателе ниже, позволила существенно сэкономить высоту компонента. Стоит принять во внимание, что в Европе тех лет стандартом соединительных разъемов был пятиштырьковый DIN, так что придется позаботиться о комплектах проводов или переходников

Ну хорошо, еще немного про Японию на бис

Если смотреть на менее заметные тогда бренды, то стоит отметить Alpine. Да-да, они делали и домашние деки, а не только автомагнитолы, более того, часть алпайновских дек брендировалась как Alpine/Luxman. Alpine AL-85/90, например, может не только побороться за звание самой красивой деки, но и функциональна — калибровка и все остальное в наличии. Luxman делал и деки под своим брендом, говорят, звучат они неплохо.

Alpine AL-85. Эффектна до невозможности! В руках сам лично не держал, но, судя по отзывам, не только красива, но и очень хороша. Довольно редкая штука, ценник ее обычно превышает 1 000 USD за аппарат в приличном состоянии

Onkyo/Integra, Marantz, Yamaha и прочие тоже делали неплохие аппараты, особенно если рассматривать старшие модели. Aiwa была вполне успешна, но потом ее купила Sony, как, впрочем, и немецкую Wega. Aiwa XK-9000 весьма и весьма неплохой аппарат, а некоторые модели двухкассетных дек Aiwa умели за один прогон записывать сразу две стороны, за что были нежно и трепетно любимы советскими студиями подпольной звукозаписи.

JVC DD-VR9. Прямой привод, три головки, все как надо. Кроме этого — моторизованная выезжающая панель управления (нижняя левая часть, где лого JVC). Там куча дополнительных функций. Красивая, но в случае поломки поиск запчастей станет серьезной проблемой

JVC и Kenwood в 80-е были отдельными компаниями и тоже местами составляли неплохую конкуренцию грандам. У меня в пользовании есть Kenwood KX-1100HX —отличная и недорогая дека с полным функционалом, кроме регулировки азимута. Досталась, можно сказать, за копейки — купил на немецком Ebay за 125 евро. Также неплохая модель KX-2060, но это уже редкость. У JVC есть несколько очень красивых и интересных дек, особенностью которых является расположение кассетоприемника с правой стороны деки. Denon тоже отметился множеством моделей, некоторые из них с плоской моторизованной загрузкой кассеты (как в CD плеер).

Резюме

В общем и целом, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех нюансах и интересных фактах из мира высококачественных кассетных дек. Мир этот забавен: есть в нем место и откровенно посредственным устройствам, маскирующимся под хорошие, и качественным, выглядящим как посредственные. Примерно 40 лет длилась эпоха массового кассетостроения, и за это время наделали их огромное количество.

Опыт мой скромный, но позволю себе дать несколько советов начинающим. Возможно, кому-то они помогут избежать набивания шишек.

1.

Купить деку сейчас, не требующую ремонта, задача почти нереальная. Резиновые изделия — пассики, ролики, идлеры — дубеют, рассыпаются и иногда превращаются в вязкую субстанцию. Даже если вы купили деку с проверкой и она работает — никто никакой гарантии вам не даст, а пассик может порваться в любой момент. Озаботьтесь перед покупкой деки походом на Ebay (или куда-то еще), а также поиском ремкомплекта на выбранную модель. Если вы выбрали редкий кассетник — могут быть проблемы.

2.

Найти вменяемых мастеров в РФ — задача еще более сложная. Если у вас есть проверенный мастер — это прекрасно. На Facebook есть несколько тематических групп, вступите туда ДО покупки деки и не стесняйтесь просить контакты проверенных мастеров, списывайтесь и уточняйте их возможности и график занятости. Помню пост одного товарища, которого перегрузили работой так, что он честно написал: «Ближайшие полгода я ничего не могу сделать — все расписано».

3.

Постарайтесь в момент покупки максимально все проверить. Лучше покупать в своем городе или же просить кого-то из знакомых проверить деку лично в том случае, если продавец из другого города. С собой имеет смысл взять наушники, портативный плеер со шнурком mini-jack на 2хRCA и проверенную на других аппаратах приличную кассету с записью, плюс еще одну чистую для записи. С таким набором вы уже будете готовы проверить деку почти во всех режимах. Не стесняйтесь проверять — чем больше «косяков» вы найдете, тем меньше будет цена и ваши неожиданные затраты на ремонт. А они ведь могут быть существенными: например, резиновый ремкомплект на Akai GX-9 мне обошелся примерно в 4,5 тысячи рублей с доставкой в Москву из Германии с Ebay.

4.

Перед тем как покупать реально дорогую деку (ценой больше тысячи долларов) — тщательно изучите вопрос. Посидите на форумах — возможно, познакомитесь с владельцами таких же, поспрашивайте о «болячках» и опыте эксплуатации. Есть вероятность, что это позволит вам не совершить спонтанную и не очень радостную покупку.

5.

Совершенно точно надо понимать, что кассетная дека вряд ли станет основным источником в вашей стереосистеме. Это дань ностальгии, дань дизайну и технологиям прошлого. Да, хорошая кассетная дека может приятно удивить, но такого обилия хорошо сохранившихся кассет с записью, как пластинок, сейчас не найти. Поэтому, возможно, имеет смысл обратить внимание на просто красивую, но не функциональную деку, нежели на функциональную, но некрасивую. Магия стрелочек и теплой ламповой подсветки способна творить чудеса, повышая качество звука в разы.

6.

Наличие трех головок в деке не делает ее особенной. К середине 80-х эта опция начала появляться во многих деках, даже весьма доступных. Три головки нужны только для мониторинга записи, для воспроизведения гораздо важнее наличие двух тонвалов или прямого привода с кварцевой стабилизацией. А для записи, если уж вы хотите заниматься записью на кассеты, далеко не лишней будет система калибровки под конкретную ленту. Шумоподавление также штука спорная. Пробуйте, смотрите, решайте сами — включать или не включать ее при записи. Если же вам нужна дека только под воспроизведение, то можно рассматривать и более дешевые двухголовочные модели.

7.

Полезные ссылки и ресурсы:

www.vintagecassette.com — довольно полный, хоть и с ошибками, каталог старых дек

www.tapeheads.net — хороший рабочий форум на английском

www.hifiengine.com — инструкции, сервис-мануалы

www.1001hifi.com — далеко неполный каталог, но встречаются оригинальные сканы

81.52 дБ +

Комментарии

#

Прекрасная статья!Спасибо!

- 53.01 дБ +
#

Отличная статья, спасибо.

- 50 дБ +
#

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Когда-то был у меня SONY TC-K81, 1980 год, пульт на проводе, очень серьёзная дека.

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью! Хорошо написано, лаконично, доходчиво и все по делу.

Любой юноша с бледным лицом, но взором горящим, в период позднего СССР периодически навещал распространенные в крупных городах «комиссионки», где на полках, отгороженных широким прилавком, загадочно мерцали логотипами изделия из Японии и Западной Европы.

Точно! Узнаю себя, как на работу в "комиссионки" ходил:-)

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Ага!)))) Конечно же , не как на работу, но часто , собираясь по 2-3 парня вместе, раз в неделю посещали подобные комиссионки. Выходили оттуда уже не с бледными лицами, а пылающими щеками и горящими глазами... и по дороге домой горячо обсуждали увиденное. :-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Я потом за такими фанатами комиссионок и подешевле - отпечатки пальцев вечером отмывал - еще и не в своей комиссионке, а самое утомительное - это - разговоры...разговоры...подключения, отключения, мануалы и много , много раз по кругу. Покупатель приходил другой - проверял , платил и свинчивал.Без обид.

- 42.22 дБ +
#

Спасибо! С удовольствием прочел!

- 50 дБ +
#

Всегда просил у родителей:)


- 60 дБ +
#
Перед тем как покупать реально дорогую деку (ценой больше тысячи долларов)

О_о

Я, видимо, не в то время родился, даже вообразить не могу покупку такой вещи.

Это дань ностальгии, дань дизайну и технологиям прошлого.

Абсолютно согласен!

Нету во мне и тени этих чувств :)


P.S. А статья хорошая.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

У меня тоже нет дек ценой больше 300-400 долларов. Но зато у меня их четыре )). А началось с Teac V-1RX ценой толи 9 то ли 10 тысяч рублей + самовывоз из Железнодорожного )). Ну а дальше по накатанной дорожке.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Мне не понять :) у меня их было, есть и будеть ноль.

- 46.99 дБ +
#

Хорошая статья, спасибо. Был шанс еще раз поностальгировать, правда у меня хоть и была в 1980х мечта купить японскую деку, но возможности такой и близко не было. Приходилось смотреть на советские аппараты. У меня была "Вега-120-стерео", кибенематика там была на высоте, а вот звук не особенный, не смотря на заявленный 1 класс. Зато можно было отмотать на трек вперед или назад, и искать по паузам. В советских деках того периода это больше нигде не встречалось, за исключением некоторых перспективных моделей, которые можно было увидеть только на картинках. В принципе, неплохой был "Орель-101-стерео", но кибенематики в нем не было, потому что появился одним из первых среди советских дек "типа японцев", и был еще и компактным. В магазинах валялся везде "Маяк-232-стерео", играл он кстати неплохо, но по моему мнению, его существенно упростили по сравнению с 231м, который появился и сразу пропал. Пападалась еще иногда "Вильма" 2 класса, но про нее никто ничего хорошего не говорил. Остальные... трудно что либо хорошее сказать. Почему то многие хвалили "Яузу", типа по японской лицензии, но я в ней для себя ничего интересного не нашел, валялась свободно, никто не брал. 2 класс и никакой автоматики. Так прошло тяжелое детство советского подростка-меломана:)) Конечно, когда я наконец купил японскую деку, даже 90х, это был фурор после совка! Но сейчас... Я честно не понимаю, зачем сейчас кассетную деку покупать. Разве что половить ностальгию про себя в том возрасте. Я пробовал словить что-то такое, очень слабый эффект. Трудоусилий не стоит. Или может чтобы шишек себе набить специально, возюкаясь с ремонтом...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ну на самом деле драгон тот же играет крайне неплохо - вопрос в том ЧТО на нем воспроизводить. Посмотрим - сейчас в систему встанет Штудер и будет лента 2/19, попробую с нее записать, о результатах доложу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Верю. Но зачем этот весь огород городить, если тех же или лучших результатов, с гораздо большим удобством для человека, можно достичь гораздо более простым путем?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

после вынужденного перехода со свемовских катушек, которые со временем начинали адски скрипеть, именно орель избавила от предубеждения перед кассетами. В отличие от всяких маяков орель мягко играла, без жести и детонации не было слышно . Кажется это был какой-то клон Тошибы. и часть тиража даже комплектовалась японскими головками

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #
Кажется это был какой-то клон Тошибы. и часть тиража даже комплектовалась японскими головками

Как она появилась на прилавке, меня как раз тогда в армию угнали:(

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Надо было пищать, сопротивляться и кусаться!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Некого:)) Это целое дело, с родственниками, проводами, объятиями, только что ансамбль русской народной песни не пел. Садишься в автобус, провозят мимо знакомых мест, я помню даже своих девушек из институтской группы из окна видел, потом все, привозят в охраняемую зону...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Когда Яуза-221 только появилась в продаже её было сложно купить . У меня друг купил через знакомых , я не нашел . Вместо неё с горя купил Akai GX-A5 , который оказался лучше Яузы и дороже в четыре раза .

- 50 дБ +
#

Прекрасная статья! Всё четко!!! Спасибо!

- 53.01 дБ +
#

Спасибо за точки над И.

Сам мечтал о крутом кассетнике во время их распространения! Но я тогда не думал, что это шаг назад)

- 50 дБ +
#

Мощная статья, без малого два часа читал с перекуром :) ну потому как внимательно разглядывал мелкие детали и погружался в сладкие мечтания о подобных изделиях японского аудиопрома, но к сожалению близко даже ничего похожего у меня не было не мог себе позволить. Спасибо. Помнится как в гостях увидел на каком то Panasonic поворотную головку. Долго смотрел, непрерывно хлопая глазами пытаясь осознать... ведь это не надо переворачивать кассету. Это было для меня... культурологический шок... ведь это же гениально. Мне бы такого никогда в голову не пришло бы. Это потом уже окончив школу и устроившись на работу удовлетворил ностальгический голод взял таки Walkman для оставшихся на тот момент кассет, да и тот двоюродный брат попросил дать послушать, а потом и он отдал кому то, так и с концами. И всё же реанимирование кассеты на сегодняшний день мне кажется занятием тщетным, а за труды написания и воспоминание о мечтах детства ещё раз спасибо.

- 50 дБ +
#

кассетные деки как паровозы - смотришь на них смотришь и наглядеться не можешь, всё время за что-нибудь новое взгляд цепляется. СПАСИБО

- 50 дБ +
#

С удовольствием прочитал статью. До сих пор у меня стоит в стойке с аппаратурой Tascam 103-й, иногда балуюсь, пишу на кассеты, благо у меня их то же хватает.

- 50 дБ +
#

Как то на Новый Год дали премию. Зашел в комок там AIWA-AD950 и стоила копейки. Жаба все таки задушила. До сих пор жалею. ЭХХХ!! Дуал каспиан однако:)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex_68 #

Как можно жалеть о том - что уже тогда считалось пережитком эпохи..кроме лампочек и механики - там звука не было по сравнению с сд.Продал 2 дэки и видак ( к новому году)- для покупки сд транспорта - на радость ушам.

- 53.01 дБ +
#

Статья улет! Низкий поклон за такой материал в современное время с кучей новодела(


У самого почти стойка аппаратуры собрана, кассетные деки были деноны 550 и 610-й, ямаха кх 393. Щас взял Техникс аз 6 трехголовочную с магазина, со временем приходит понимание нужности в сквозном канале)

- 50 дБ +
#

Спасибо! Года два назад прикупил DENON drm-800, Цоя послушать, пользую иногда))

- 50 дБ +
#

Один из самых красивых и крутых аппаратов конца эпохи...


- 57.78 дБ +
#

Автореверс у nakamichi - для меня, мир не будет прежним теперь...

Автору жму руку))) спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Max_bcaa #

Аха!!! Вообще не знала о существовании такого Чуда-Юда! Автору респектус!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Ага, фантастика!

- 50 дБ +
#

Большое спасибо автору за эту очень интересную статью! Недавно купил себе на немецком ибее деку

Denon drs 810 которой очень доволен. Буду оцифровывать старые записи голосов близких людей. Пока коплю на АЦП.

- 50 дБ +
#

...Сбыча детских Мечт... ? Букварь читай, умник ! Ты в школу ходил в туалете курить ? Или идёт эпидемия отупления от Бузовой ? Эта дура - тоже так выражается, перданёт, так перданёт ! Данный перл " Сбыча" - в том же стиле !
Учись, пока я живой : Сбываются Детские Мечты !!! Сбылись Детские Мечты !!!

- 35.53 дБ +
#

Прекрасная статья и хотелось бы узнать когда будет готов обзор-тест патефонов как родоначальников современного hi-fi

- 56.02 дБ +
#
- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Muhomor #

Можно вечно смотреть на эту магию инженерной мысли японских разработчиков вариантов системы автореверса.

- 50 дБ +
#

Всё здорово написано, понятно и по делу, спасибо. Сейчас пытаюсь попробовать собрать сетап из продукции NAD после Pioneer и для полноты комплекта хочу приобрести и кассетную деку для уже имеющейся коллекции кассет. Нельзя ли осветить и модели этого производителя, либо подскажите, где могу почитать об этом в другом месте. Заранее благодарю.

- 50 дБ +
#

Прочитал на одном дыхании, статья очень замечательная. Была у меня очень давно мечта купить Technics RS-TR979, ну и как обычно после армии гулянки, потом свадьба, двое ребятишек и как то само собой все с покупкой кассетной деки поутихло, и представляете месяц назад мне предложили её и CD проигрыватель Technics SL PG 480 A, мне уже сорок пять!!! Я не верю до сих пор что моя мечта сбылась, состояние идеальное, а цена 1500 рублей за все это!!!

- 56.02 дБ +
#

- 60 дБ +
#

Приятно почитать и есть что вспомнить. С 15 лет начал обновлять аппаратуру, были и Акай, Пионер, техникс, дюаль. Думал ни когда не остановлюсь, но... Жизнь сама все поставила на свои места. Осталось для дома с тех пор.





- 50 дБ +
#

У меня играет 215-ый Ревокс после пионеровской деки , - доволен звучанием полностью !

- 50 дБ +
#

1. Безусловный лайк за статью!

2. Обязательно прочту следующие материалы в т.ч. и по магнитолам, если таковые будут.

3. Прошу помощи в определении модели однокассетной магнитолы Sanyo (детская мечта) о которой, знаю только то то, что выпущена была до 1986 года. Может у кого каталог есть, или ссылочку даст!?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Judge_BRED #

Вот тут посмотрите: http://recallsharp.ru/catalog/...

- 50 дБ +
#

Брал в Германии AIWA 880 на заходе взял в 3 раза дешевле так как не было паспорта и коробки на нее Послушал гдето полгода выманили прохода не давали.Работала с ус.Sonyb ак. kef

- 50 дБ +
#

Хорошая статья, ориентированная на начинающих, что сейчас нужно - молодежь об аналоговой записи знает мало. Только, насчет ТЕАС: если упомянули производителя, то рассказали бы лучше не о 8030, которая по звучанию ничего особенного из себя не представляет, а о более солидных аппаратах ТЕАС:

- 50 дБ +
#

ct-980, A-9, F-9, SG-9 (1981-1982г.г.)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Valery #

Чуть шею не свернула.

В детстве тоже так еквалайзер крутила :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

фото никак не хочет поворачиваться, хотя в оригинале все o,key!

- 50 дБ +
#

Отличная статья, небольшая поправочка..

В п6, три головки нужны не только для мониторинга. Конструкция универсальной головки, это компромисс между записью и воспроизведением, в 3-х головочной, каждая головка оптимизирована под свои цели, то есть качество 3-х головых выше двухголовых.

- 50 дБ +
#

Автору спасибо за статью. Поддерживаю основные постулаты и его личную оценку многих брендов. У меня на сей день есть только одна кассетная дека AKAI GX F-71, да и та недавно перестала работать из-за обрывов пассика. Мне нравится этот аппарат, хоть он не топовый. Но интерес к кассетным магнитофонам у многих, как и у меня, не угасает. Хочется купить второй аппарат, а сравнивать не только функции и внешний вид, но и качество звучания трудно. Жаль, что в статье уделено мало внимания сравнению брендов качества записи-воспроизведения. Думаю, не только мне хотелось бы увидеть вдумчивый, не ангажированный продажами тест на звук или, хотя бы описание особенностей звучания аппаратов высшей линейки. Возможно, автор смог бы из личного опыта рассказать о таком сравнительном тесте звучания нескольких солидных аппаратов. Спасибо.

- 50 дБ +
#

Блестяще!

Спасибо за труды!

- 50 дБ +
#

--и на таких деках всегда присутствует переключатель Tape/Source, который переключает выход--

Увы, не всегда, скажем есть Наки, как 660-ый, где три головы, а переключателя нет... беда((

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.