Начиная со своей первой модели разработчики Q Acoustics дали понять, что их взгляд на качественную акустику отличается от общепринятого. Прошедшие 9 лет доказали состоятельность их жизненной философии, а новая серия 3000 в полной мере отражает ее суть.
Бренд Q Acoustics появился на свет в 2006 году, за год до первого iPhone, поэтому (если вас, как и меня, посетила мысль о том, что скругленные углы навеяны i-девайсом) спешу заметить, что это не так. Так или иначе, дизайн фирменной акустики весьма актуален, что очень точно характеризует жизненную философию Q Acoustics. Позиционируя свою продукцию в сегменте недорогого Hi-Fi, разработчики придерживаются мысли, что даже самая бюджетная акустика должна не только хорошо звучать, но быть внешне привлекательной.
Для аудиофилов старой закалки подобный подход покажется неразумным и в принципе ломающим сложившийся стереотип о том, что хорошо звучащая бюджетная колонка имеет право быть невзрачным черным ящиком. Однако много ли вы знаете людей, которые платили бы только за звук, не обращая внимания на внешность того, что в ближайшие несколько лет будет украшать их гостиную? Практика показывает, что даже ярые аудиофилы не всегда любят только ушами, а среднестатистический покупатель и вовсе выбирает аудиодевайсы чаще на глаз, нежели на слух.
Надо признать, что отношение к Hi-Fi, которое демонстрирует Q Acoustics, сегодня является более разумным и практичным с точки зрения бизнеса, нежели традиционные взгляды. Перефразируя знаменитую цитату про доброе слово и пистолет, можно сказать, что с хорошим звуком и интересным дизайном производитель акустики имеет куда больше шансов повысить свои продажи, нежели просто с хорошим звуком. В свете этого повнимательнее рассмотрим наиболее яркого представителя новой 3000-й серии, флагманскую напольную модель Q Acoustics 3050.
Для начала определим систему ценовых координат. Всего в линейку 3000 входят два полочника разного размера 3010 и 3020, сабвуфер 3070S, акустика центрального канала 3090C и напольная модель 3050. Все модели серии выпускаются в различных вариантах отделки, которые распределены в две ценовые группы. Ламинация корпуса в цвете «черный графит» или «орех» — наиболее доступный по цене вариант, черный и белый лак, а также отделка искусственной кожей обойдутся дороже, но и выглядят они солиднее. Фактически в этом вопросе выбор предоставлен покупателю, и задуматься есть над чем, ведь на деньги, сэкономленные на отделке напольных 3050, можно купить пару младших полочников 3010.
Выбор редакции пал на «кожаную» версию 3050 исходя из вполне практических соображений. Отделка, названная производителем Leather Effect, сочетает в себе лакированную поверхность, покрытую обычным матовым ламинатом, и кожу, то есть все доступные варианты отделки, которые можно встретить в данной серии в различных сочетаниях.
Наш образец продемонстрировал качественную подгонку деталей друг к другу без заметных зазоров, аккуратный лак без подтеков и хорошо выполненную оклейку искусственной кожей. Единственный обнаруженный компромисс в угоду снижения себестоимости — спрятанный на дно акустики стык кожаной отделки. Убрали с глаз долой, значит, можно не беспокоиться о придании ему эстетического вида, никакой прострочки или накладки, простая склейка краев встык. Выполнено, впрочем, аккуратно.
Корпуса Q Acoustics 3050 довольно узкие и высокие. Смотрится красиво, но даже с учетом солидного веса (почти 18 кг) конструкция не была бы устойчивой без дополнительной металлической подставки, выводящей две точки опоры широко за пределы корпуса. Она устанавливается вдоль задней грани кабинета. Всего у акустики четыре точки опоры, а не три, как у старшей серии Concept, что несколько усложняет процедуру выравнивания.
Помимо регулируемых металлических шипов, в комплект входят резиновые наконечники, позволяющие превратить острые металлические опоры в мягкие ножки, не царапающие драгоценный дубовый паркет или иное напольное покрытие. На этом производитель не сэкономил, что само по себе приятно.
Важные для звука детали не сразу бросаются в глаза, но внимательный взгляд наверняка отметит, что передняя панель визуально оформлена в виде отдельной детали. В этом есть не только эстетический, но и технический смысл. Фасад имеет двухслойную конструкцию, суммарная толщина которой составляет 27 мм, что позволяет получить максимальную жесткость, прочность и акустическую инертность.
Внутри корпуса расположено несколько перегородок и распорок из МДФ. Они размещены в наиболее критических зонах для повышения жесткости конструкции и подавления резонансов. Некоторые из них также выполняют функцию рассекателей, препятствующих возникновению стоячих волн.
Дополнительное заглушивание внутреннего объема произведено с помощью шерстяных волокон так же, как и в моделях предыдущих серий. При простукивании корпуса только задняя стенка местами откликается звонко, все остальные поверхности звучат настолько глухо, что впору задуматься, осталось ли внутри достаточно пространства для функционирования динамиков?
Весьма любопытно решен вопрос с установкой твитера. Он размещается в отдельном миникорпусе, который вставляется в отверстие, находящееся на передней панели. Демпфирующие элементы минимизируют возможность перехода вибраций основной части корпуса на твитер.
Сам ВЧ-динамик выглядит необычно, мягкий диффузор из ткани на основе полиэстеровых волокон сочетает в себе сразу два типовых профиля — купол в центральной части и кольцевой излучатель на периферии. Такая комбинация, получившая название Concentric Ring Dome, позволяет получить минимальный уровень искажений и максимально широкую дисперсию во всех направлениях. Для увеличения перегрузочной способности и снижения искажений твитер оснащен двойной магнитной системой с феррожидкостным охлаждением.
СЧ/НЧ-динамики также демонстрируют весьма необычные диффузоры. При внешнем осмотре можно предположить что они изготовлены из полипропилена, фактура материала и тактильные ощущения при нажатии/простукивании весьма схожи. Однако в действительности мы имеем дело с целлюлозно-арамидным композитом. Основная цель применения подобного материала — сочетание минимального веса с максимальной жесткостью и твердостью. Подвес СЧ/НЧ-динамиков довольно мягкий и дает возможность большого свободного хода, основное сопротивление перемещению диффузора создает центрирующая шайба.
Схема включения динамиков 2-полосная с кроссовером Линквица — Райли 4-го порядка. Это позволяет в первую очередь выдержать ровную фазовую характеристику, плюс стык получается достаточно чистым с минимальной зоной совмещения АЧХ СЧ/НЧ- и ВЧ-динамиков. Производитель также отмечает использование в разделительном фильтре исключительно высококачественных комплектующих, в том числе необычных катушек индуктивности с U-образным сердечником.
Расположение динамиков по принципу D'Appolito расширяет диаграмму направленности в горизонтальной плоскости, что в сочетании с купольно-кольцевым твитером позволило производителю максимально расширить дисперсию акустики в целом. Зона комфорта широка и однородна за исключением одного момента, когда слушатель находится строго на оси излучения твитера. В этом случае верхних больше, звук жестче, острее и ярче, вплоть до некомфортных ощущений. Но самое главное, что при попытке сфокусировать излучение в одну точку и расположиться строго в ней, страдает не только АЧХ, но и ширина сцены.
После ряда экспериментов с расстановкой мне удалось сделать один, в общем-то, очевидный вывод: Q Acoustics 3050 нужно ставить не по аудиофильским канонам, а исходя из визуальной эстетики, то есть ровно вдоль стены, сориентировав акустические оси параллельно друг другу. В этом случае выравнивается тональный баланс, перестает доминировать середина, сцена выстраивается более широко и естественно, даже бас становится как будто более четким и управляемым, хотя последнее, скорее всего, уже частный случай в привязке к акустике помещения. Если потребуется установить акустику совсем вплотную к стене, расположение клемм это в вполне позволяет, но фазоинверторы придется глушить.
Заглушки фазоинвертора, идущие в комплекте, могут понадобиться также при использовании акустики в небольшой комнате или в составе многоканальной системы, укомплектованной сабвуфером. Бас при этом обрезается довольно ощутимо, так что заглушенные Q Acoustics 3050 по характеру воспроизведения низких частот приближаются к фирменным полочникам.
В зависимости от акустических условий помещений бас незаглушенных колонок может получиться гулкий в самом нижнем регистре, что не мешает вполне разборчиво воспроизводить сложные пассажи в верхнем и среднем басе.
Средние частоты звучат ярковато, вся середина немного выдвинута вперед, за счет чего обладает отличной артикуляцией и выразительной передачей вокального диапазона. Верхние частоты на своем месте, излишне не привлекают внимания. Временами им не хватает воздушности и возникает ощущение раннего спада отдачи, но явного дефицита верхних не наблюдалось ни при каких условиях. Даже использование грилей принципиально не меняет ситуацию.
Есть небольшие ограничения как в макро-, так и в микро динамике, что наиболее заметно
на малых громкостях. Очевидно, имеет место естественная компрессия, вызванная упругостью подвесной системы СЧ/НЧ-динамиков. Можно предположить, что данный эффект пройдет с течением времени. Но даже сейчас нельзя упрекнуть Q Acoustics 3050 в невысоком разрешении или скрадывании деталей. Подробностей можно услышать достаточно, особенно если специально фокусировать на этом внимание.
Общее ощущение от подачи живых инструментов — чуть сглаженный, лощеный звук, как красивая, но хорошо обработанная фотография, без мелких изъянов и шероховатостей. В то же время картина получается цельная, комфортная для восприятия. При воспроизведении электронной музыки существенных претензий не возникает, практически весь современный контент звучит хорошо.
В целом тяготеет скорее к нейтральной чуть отстраненной подаче, без однозначных жанровых предпочтений.
Подводя итог, было бы преувеличением называть Q Acoustics 3050 аудиофильской моделью, но совершенно без преувеличения можно сказать, что модель очень удачная. Добротное исполнение, хорошо подобранные материалы отделки, эффектный дизайн, а главное — очень неплохой звук, который и фоном отлично идет, и для вдумчивого прослушивания тоже подходит. На мой взгляд, это хороший пример того, какой должна быть акустика, соответствующая духу времени, особенно если дополнить каким-нибудь небольшим усилителем класса D со встроенным Bluetooth/Wi-Fi и прочими новомодными чудесами.
Результаты измерений и паспортные данные акустики Q Acoustics 3050
Наиболее ровная средняя линия АЧХ выстраивается при измерении строго на оси, даже при небольшом отклонении характер отдачи в области верхних частот и верхней середины меняется, меняя тем самым характер звучания акустики в целом. Данные по искажениям говорят о том, что лучше всего слушать Q Acoustics 3050 на средней или высокой громкости. Импеданс не опускается ниже 4,51 Ом, что хорошо, но наличие двух серьезных пиков, в т.ч. в басовой зоне, не даст сэкономить на мощности и демпинг-факторе усилителя.
Данные лаборатории Stereo&Video, август 2015
Средний КНИ:
100—20 000 Гц, 82/88/94 дБ: 0,33/0,26/0,18%
40—100 Гц, 82/88/94 дБ: 0,49/0,28/0,31%
Чувствительность на 1 кГц: 93,09 дБ
Нижняя граничная частота (–10 дБ): 53 Гц
Неравномерность АЧХ:
100 Гц — 20 кГц: +/–1,18 дБ
160—1300 Гц: +/–0,74 дБ
1300 Гц — 20 кГц: +/–1,17 дБ
300 Гц — 5 кГц: +/–1,36 дБ
Средняя неравномерность (угол 30°): 2,52 дБ
Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,67 дБ
Дисбаланс (1300 Гц — 20 кГц): –1,76 дБ
Дисбаланс (угол 30°): –5,41 дБ
Импеданс:
Среднеквадратичное отклонение: 5,28 Ом
Среднее значение: 9,19 Ом
Максимальное значение: 21,96 Ом
Минимальное значение: 4,51 Ом
Качественное исполнение, широкая дисперсия звука, жанровая нейтральность
Пики импеданса, умеренная динамика
Частотный диапазон: 44—22 000 Гц
Конфигурация: 2-полосная, D'Appolito
Частота раздела кроссовера: 2,6 кГц
ВЧ-динамик: 25 мм, с купольно-кольцевым диффузором
СЧ/НЧ-динамик: 2х 165 мм, конус из целлюлозно-арамидного композита
Акустическое оформление: НЧфазоинвертор
Чувствительность: 92 дБ
Импеданс: 6 Ом
Подводимая мощность: 25—100 Вт
Габариты: 1000x200x298 мм
Масса: 17,8 кг