В начале декабря московский офис JVC провел презентацию новой линейки домашних 4К-проекторов 2014 года: DLA-X900R, DLA-X700R и DLA-X500R. Уже стало привычным, что каждый год JVC преодолевает верхнюю отметку контрастности, и 2014 не стал исключением.

В итоге я даже решил сравнить, как росли цифры, и провел «исследование» на тему цифр натуральной контрастности (в одном кадре) за последние пять лет на примере флагманской модели. Итак, в 2010 году возглавлял модельный ряд проектор DLA-HD990 с контрастностью 70 000:1, в 2011 его сменил DLA-X9 добравшийся до круглой цифры 100 000:1, спустя год пришло время DLA-X90 со 120 000:1, в этом году флагман отметился на высоте 130 000:1, и вот новинка DLA-X900R достигла вершины в 150 000:1. В общем, «ряд приращения» выглядит так: 30–20–10–20... так и хочется предсказать цифру 180 000:1 в 2015. Правда, вмешивается еще одно обстоятельство — в этом году JVC сдалась под давлением маркетинговых цифр конкурентов и сделала динамическую контрастность, объявив ее цифру — 1 500 000:1. Ровно в десять раз больше контрастности натуральной.

Внешне новую линейку от предыдущей отличить непросто

Напомним, что динамическую контрастность определяет работа ирисовой диафрагмы, способной быстро открываться и закрываться. Понятно, что увеличить световой поток выше возможностей лампы и тракта невозможно, поэтому диафрагма, по сути, снижает яркость. В данном случае, примерно в десять раз. Эффект от этого алгоритма сильно заметен, когда, например, в фильме происходит резкая смена ночной сцены на дневную. Плюс он оказывается полезен, чтобы экран не выглядел серым во время темных кадров. Впрочем, у JVC с этим и без динамической контрастности все отлично.

Автоматическая ирисовая диафрагма сама по себе не есть плохо или хорошо. Самое важное здесь то, как работает алгоритм, определяющий, насколько должна сработать диафрагма на текущей сцене. Во время демонстрации не получилось оценить его работу, оставим этот вопрос до тестов проекторов из новой линейки. В любом случае, функция динамической контрастности отключаемая, покупатель сможет сам решить, хочет он смотреть кино с большей световой динамикой или предпочтет натуральный вид.

Рост натуральной контрастности и ряда других качественных характеристик обусловлен изменениями в матрице (это уже шестое поколение D-ILA-панелей). Инженеры смогли уменьшить межпиксельный зазор до 0.3 мкм (было 0.5 мкм) — и это значительное достижение. Ведь в итоге пришлось сделать еще более прецизионный сетчатый поляризатор, вдобавок, повысился и световой поток — новая цифра яркости для всего модельного ряда отныне составляет 1300 люмен.

В связи с этим, пришлось инженерам доработать и e-shift. Все изменения третьего поколения этой оригинальной технологии, создающей 4К-изображение из трех Full HD-матриц, сводятся к банальной, но очень непростой вещи — еще более точное производство фильтра. Плюс появился автоматический режим для функции Multi Pixel Control 3. Напомним, что это алгоритм масштабирования исходного видео в 4К. Есть несколько вариантов его работы, в зависимости от входного сигнала, как HD, SD, Dynamic. И если раньше нужно было вручную выбирать (или хотя бы проверять) текущий режим, то сейчас проектор готов сам определить нужный алгоритм исходя из параметров поступившего видеосигнала. Также компания заявляет, что изменилась и структура работы алгоритма: полученный сигнал делится на восемь динамических диапазонов, каждый из которых обрабатывается отдельно. При масштабировании альтернативы того, как трансформировать входной сигнал, в общем-то, всего три: сглаживание, контраст и детализация. В автоматическом режиме решение принимается не по блокам картинки, а по каждому пикселю.

Следующее улучшение — функция Clear Motion Drive 3. Технология была полностью переработана (вплоть до новых микросхем и алгоритмов), и отныне она работает и в 3D-, и в 4К-режимах. Обычный для кино 24p сигнал повышается в четыре раза до 96 фреймов в секунду. Отмечу, что на демонстрации алгоритм показал себя действительно хорошо, по крайней мере, лица не становятся слишком плоскими, сохраняется живость картинки. Впрочем, если вы «кинофил», знайте, ее можно отключить. Тогда как для трансляций футбола и других развлекательных передач она полезна, а в сравнении с предыдущей версией, разница получилась ощутимая.

Раз проектор способен показывать 4К-видео, то и принимать его он должен, и на сей раз все просто — HDMI 2.0. Поддерживается сигнал согласно новому стандарту до 2160p, 60 Гц, 4:2:0 и все другие промежуточные значение (подробнее смотрите в таблице).

В моделях DLA-X900R и DLA-X700R доступны настройки ISF, плюс они имеют сертификаты THX 3D Display. В прошлом году только топовый проектор был оснащен функцией автокалибровки, в новой линейке все модели можно автоматически калибровать при помощи колориметра Datacolor Spyder (его необходимо приобрести отдельно). Программа для взаимодействия колориметр-проектор пока есть только под Windows. Зато новые приложения для iOS и Andorid научились переносить настройки (их можно хранить в памяти гаджетов), что полезно скорее инсталляторам, чем конечным пользователям. Однако управление с гаджетов это реально удобно — простой и наглядный интерфейс (настроек, кстати, в нем видно даже больше, и куда их двигать понятней, плюс онлайн-инструкция), думаю, понравится всем. К тому же, зачастую найти пульт ДУ сложней, чем свой телефон.

Отмечу еще ряд небольших улучшений. В настройках появилось цветовое пространство x.v.color. Новый режим «Фото» оптимизирован для демонстрации фотографий. Шум проекторов уменьшился на два децибела и сейчас составляет 21 дБ. Есть две настройки пиксельного сдвига для переключения между вогнутым и плоским экраном или стандартным и анаморфным объективом. Разъемы RS232 и LAN теперь работают в синхронном режиме.

Все разъемы остались на своих прежних местах. Инсталляторам заменить предыдущие модели будет предельно просто

И наконец, рекомендованные розничные цены: топовая модель JVC DLA-X900R обойдется в 699 900 рублей, средняя DLA-X700R в 469 900 рублей, а младшая DLA-X500R стоит 299 900 рублей.