У киновселенной DC все не очень хорошо с цельностью выпускаемых ей фильмов. Все они разные: компания, в отличие от той же Marvel, сейчас намного активнее экспериментирует со стилями и жанрами, пытаясь подобрать что-то, что подходит конкретным персонажам. К «Хищным птицам» (Birds Of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn) жанр подобрали отлично: получилась криминальная комедия в духе раннего Гая Ричи, но, конечно, со своими особенностями.

Трейлеры фильма особо ничего интересного не обещали — по крайней мере, мне. Они были какие-то невнятные, и главное, что из них можно было почерпнуть — это то, что Марго Робби, играющая Харли Куинн, будет очень ажитированно кривляться.

А суть оказалась в том, что те, кто делал трейлеры «Хищных птиц», почему-то отказались от принятой нынче схемы, в которой в анонсах показывают все самое яркое и интересное и чуть ли не рассказывают две трети сюжета — и решили сделать трейлер максимально никаким. С одной стороны, это хорошо: фильму было, чем удивить. С другой стороны, это плохо: потому что некоторые люди, не увидев в трейлере ничего внятного, в кино решили не идти. В итоге сборы у «Птиц» в США в первый уикенд не очень крупные, а рецензенты только просыпаются.

По трейлерам и описаниям казалось, что фильм будет чем-то в духе «Чудо-женщины» — о становлении персонажа, выборе своей судьбы, предназначения и всякого такого, залитого густым слоем пафоса, но первые секунды картины сразу же на корню эту идею убивают. Да, это кино о становлении и выборе своей судьбы, но тут в центре истории, в общем-то, практически обычная девчонка, у который поворотным моментом в жизни стало расставание с психопатом, поломавшим ей жизнь. На этот раз окончательное и бесповоротное.

Теперь она живет в крошечной квартирке над азиатским ресторанчиком, жрет мороженое ведрами и заедает горчицей, рыдает над мелодрамами, идущими по древнему кинескопному телеку, а дыру в душе от расставания стремится заполнить всем, что попадется под руку: заводит гиену в качестве домашнего питомца, участвует в роллер-дерби, где не стесняется ломать носы соперницам из другой команды, пьет чуть ли не каждый вечер — и так по кругу. Есть, однако, проблема: деструктивное поведение Харли многих порядком утомило. И в один момент за ней начинается охота.

То, что фильм будет комедийным и полным идиотизма, становится ясно с самого начала: и анимированное вступление, и те самые ажитированные кривляния Марго Робби сразу же настраивают на нужный лад. А потом к этой комедийности добавляется второй ингредиент коктейля — экшен — и фильм становится комедией криминальной. И это прекрасно.

На базе личной драмы строится история, в которой все, что может пойти не так, идет не так, только с блестками и пиротехникой. И разгребать проблемы, которых с каждой секундой становится все больше и больше, приходится самым разным девушкам — сначала по отдельности, а потом и вместе. Почему-то в сети многие сравнивают построение сюжета с фильмами Тарантино, но мне показалось, что здесь намного более явно чувствуется влияние Гая Ричи — есть что-то от «Рок-н-рольщика» и «Большого куша».

Здесь нет хороших персонажей — в картине присутствуют либо явные злодеи, либо антигерои, которых исключительно добрыми не назовешь. Та же Харли Куинн ломает ноги людям просто потому, что может, стреляет из заряженного краской и пайетками дробовика в упор, не думая о последствиях для тех, в кого попадет, ворует, взрывает, предает и в целом ведет себя более чем аморально. И весь мир подается зрителю через призму ее поломанной психики: отсюда и рваное повествование, в котором несколько параллельных веток сходятся в одну только где-то в середине, и периодические вставки, съезжающие с темы, и даже выпрыгнувший во время сцены допроса номер-мюзикл, внезапный, как лосось в кустах черники. И это смотрится органично. Здесь нет фирменного рваного ворнеровского монтажа, здесь сюжет скачет именно в соответствии с характером главной героини, у которой совершенно явный синдром дефицита внимания.

Другие женские персонажи тоже не паиньки: одна тащит все, что плохо лежит, другая увиливает от гражданской ответственности и своей особой силы, но с радостью и удовольствием лупит ногами супостатов, решивших увезти пьяную в стельку Харли неизвестно куда, третья, ведомая местью, всаживает арбалетные стрелы в горла преступникам, а четвертая разочаровывается в своей работе и глушит печаль в вискаре. Отличная компания собралась. Разношерстная. Им есть, о чем поговорить и чем друг с другом поделиться.

И главный злодей им под стать: Романа Сайониса, или Черную Маску, играет Юэн Макгрегор, носящий пиджаки, сшитые будто бы из штор, и упивающийся своим нарциссизмом. Он — один из криминальных боссов Готэма, и для него нет людей, только вещи, которые либо ему принадлежат, либо скоро будут принадлежать. Вокруг него постоянно крутится ручной садист Виктор Заз в исполнении Криса Мессины, обожающий делать другим больно. У этой парочки есть интересное хобби — срезать людям лица.

Конфликт-противостояние в фильме складывается в очень знакомую картину: толпа неудачников насолила большой шишке и пытается как-то эту кашу расхлебать. Да, в центре толпы неудачников сияет Харли Куинн, и она пытается стать сильной независимой женщиной, которой никогда не была, но при этом остается той самой Харли, что ломает ноги, предает и далее по тексту, и эта часть повествования многих от фильма может отпугнуть — но честно скажу, пугаться там нечего: история развития Харли в творяющуюся вокруг свистопляску вписана почти идеально. А еще в «Хищных птицах» плюсом к такому сюжету прилагается шикарный визуал.

Во-первых, очень много сцен в фильме сняты днем. Я всегда радуюсь, когда в кадре есть солнышко и нормальный дневной свет, потому что бледного и темного уныния, призванного нагнетать атмосферу, на рынке слишком много. Во-вторых, нет того самого сидящего в печенках синего светофильтра, добавляющего печали и тлена. Фильм яркий, сочный, очень живой и задорный в плане цветов и света, хотя бы с этой точки зрения им хочется любоваться.

Стоит отметить и отличные драки. Их помогал ставить Чад Стахельски, сам в прошлом каскадер, а теперь известный миру, как режиссер «Джона Уика»: то есть это человек, который знает, как делать зрелищный экшен. И в «Птицах» экшен вторит картинке, он сочный и яркий, использующий на всю катушку сумасшествие Харли: пули у нее взрываются блестками, цветной пылью и дымом, в движениях много акробатических элементов и использования окружающих предметов, да и другие персонажи сражаются в соответствии с огрызками показанных характеров.

Наблюдать за драками весело: они именно что по-хорошему креативные (хотя иногда перебарщивают со слоу-мо), и да, в паре моментов очень даже оправдывают рейтинг R. Думать о том, что четыре взрослые женщины, пусть и тренированные (а одна даже с суперсилами), вряд ли смогут справиться с десятками разгневанных бандитов, не хочется — сама постановка драк, их ритм и скорость, мелкие забавные фишечки, которые встречаются то тут, то там, и подобранный к ним саундтрек отлично погружают в момент и побуждают отключить логику. И да, суперсилы в фильме используются всего лишь два раза.

Эта картина, кажется, стремится быть максимально несерьезной — и в той же степени близкой к народу и полной как отсылок к реальной жизни, так и пасхалок, завязанных на комиксный оригинал. Да, в ней есть идиотские моменты: например, с попытками выставить Сайониса еще большей сволочью, чем он есть, с абсолютно искусственным призывом объединиться против общего злодея, с неумело форсированной женской солидарностью — но таких моментов мало. В итоге вышла достаточно цельная (в отличие от «Отряда самоубийц»), сумасшедшая, яркая криминальная комедия в духе давно знакомых британских фильмов. Только присыпанная блестками.

А нового Гая Ричи мы посмотрим через недельку.